|
Опыт – сын ошибок трудных! (пример из практики)Автор статьи: Пячките Дарья Викторовна
Но, начну все же с небольшой предыстории: по словам матери, которая обратилась ко мне за консультацией несколько лет назад, она всегда старалась во всем помогать детям и нередко даже там, где этого делать не следовало бы (но поняла это она только со временем): она упорно считала своим родительским долгом делать уроки со своим страшим сыном вплоть до 7 класса. Она, боялась, что если ее не будет рядом, то сын просто пойдет в школу с невыученными уроками, за что ей, как матери будет стыдно перед учителями. А еще она боялась того, что тогда все учителя будут считать ее сына разгильдяем и плохо будут говорить о сыне на родительских собраниях перед другими родителями, что тоже было для нее очень неприятно. Ее страхи были настолько велики, что она постоянно одергивала сына-подростка, если ей казалось, что он ленится. Под ее зорким материнским надзором мальчик делал все, но как боялась мама, пока ее не было рядом, он просто-напросто делал то, что ему нравится больше всего, а именно – развлекался, как мог себе позволить. Наступил момент, когда женщина поняла, насколько сильно она устала от того, что ей приходится постоянно контролировать сына во всем, что связано с учебой. Ее «прорвало» и она высказывала свое недовольство сыну, не забыв сказать при этом, как важно самостоятельно учиться, что учеба важна и нужна и он за нее ответственен сам, что ему пора думать о собственном будущем, что она устала вечно его погонять и заставлять учиться. Время шло, старший сын не изменил свой подход к учебе. У младшего ребенка этой женщины тоже начались сложности в учебе: ему было трудно понимать некоторые учебные предметы и он всячески старался избежать домашней работы. И его пришлось ей усиленно контролировать. Устав от перепалок со старшим, устав заставлять его готовиться к итоговым мониторингам, она приняла решение отойти в сторону, при этом подробно объяснив сыну, какими последствиями грозит ему выбор в пользу лени, сделав упор на то, что плохо написав мониторинги, он может не поступить в физико-математический класс, котором он мечтал. По словам матери, ее сын был настолько самоуверен, и серьезно считал, что без подготовки напишет все мониторинги на отлично. Устав от борьбы с сыном, возложенной на себя ответственности за его учебу, и постоянных страхов о том, кто что скажет о ней и ее сыне, она, скорее из протеста, чем по уму, решила отойти в сторону и предоставить сыну возможность действовать так, как он посчитает нужным. Надо сказать, что как бы ей ни было тяжело наблюдать за бесшабашной самоуверенностью сына, она все же сумела сдержать себя и не броситься «спасать» его, что и дало свои плоды в конечном счете. Сын написал мониторинги, но не так как планировал: ему не хватило 1-го балла, чтобы пройти минимальный порог отбора в физико-математический класс. Сказать, что он было расстроен и недоволен результатом, значит, ничего не сказать о его переживаниях в тот момент. Однако, школа ему пошли на встречу: подростку предложили подтянуть все предметы к концу года до нужных показателей, что могло обеспечить переход в класс с нужным ему уклоном. На данный момент наш молодой человек учится сам, учится хорошо и именно в том классе, о котором мечтал. Теперь матери не нужно заставлять его учиться, не нужно контролировать, выполнять с ним домашнюю работу, а все потому, что он, в ходе этого «эксперимента» понял, что учеба – это его ответственность, и сделал он эти выводы исходя из собственного опыта. Однако, не было бы этих достижений у подростка, если бы его мама так и продолжала нести груз «родительской ответственности» за учебу сына на своих плечах, погоняемая своими страхами и тревогами. Но ее любовь явно была сильнее ее страхов, именно поэтому она смогла позволить сыну сделать те ошибочные шаги под управлением его самонадеянности и переоценки себя и своих способностей. Эти примером из своей практики я решила поделиться, чтобы показать, как порой важно и полезно дать ребенку возможность ошибиться, принять свой опыт, а не ограждать от всего, и держать под неусыпным контролем, что не все и всегда нужно контролировать, что постепенно нужно отдавать ответственность ребенку за его поступки, выбор, жизнь, чтобы он становился взрослее и «крепче», чтобы он мог со временем справиться, выстоять перед трудностями, а не прятался от них. Конечно, этот пример, не прямое руководство к действию по типу: «Долой контроль, делайте, дети, что хотите, это ваша жизнь!». Каждый ребенок индивидуален, и что работает с одним, может вовсе не сработать с другим. Вы, родители, хоть как лучше знаете своих детей и лучше знаете, что на них подействует эффективнее. Помните все же о том, что от всех ошибок уберечь детей нельзя, это просто невозможно, но можно позволять им делать выбор и нести за этот выбор ответственность, при этом идти с ними рядом, но не вмешиваться без необходимости, быть готовыми помочь, если это будет нужно – это то, о чем я не перестаю повторять – Быть помощником ребенку! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|