Рассуждения на тему образа идеальной матери


На днях мне попалась статья о мифах, связанных с образом идеальной матери. Надо сказать, что тема идеальной матери – тому, какой ей быть, и как этой идеальной матерью стать – остаётся весьма острой. В своей профессиональная деятельности я постоянно сталкиваюсь с этой проблемой.

Есть версия, что каждое поколение имеет свой образ идеальной матери – это связано прежде всего с теорией о травмах поколений (Л. Петрановская) . В этой теории есть много полезных моментов, которые мне очень откликаются. Однако меня заинтересовал универсальный, можно сказать, архитипичный образ идеальной матери.

В этой заметке я привожу лишь свои мысли и рассуждения на обозначенную тему, ни в коей мере не претендуя на истину. Рассуждала я с точки зрения имеющихся у меня знаний в области перинатальной, детской психологии, психологии развития личности, и, конечно, моего детского, материнского и профессионального практического опыта.

Случайно (а может совсем не случайно) мои рассуждения возникли в канун Рождества. Я подумала о том, что Рождество – есть ни что иное, как рождение совершенного ребёнка совершенной матерью. И в этом смысле Богоматерь, скорее всего и является тем самым универсальным символом идеальной матери, к которому можно было бы стремиться.

Я имею ввиду архетип (прообраз) коллективного бессознательного, но ни в коем случае не намекаю на истинность какого бы то ни было вероисповедания.

 

Вот несколько фактов, которые натолкнули меня на эту мысль, и, собственно, эти факты и описывают миссию и функции идеальной матери:

 
Как мы знаем из Библии, Мария не собиралась иметь детей никогда (она дала обет вечного девства), но явился Ангел и возвестил о том, что скоро у нее родится младенец, Сын Божий. Про обет Марии знал её муж и другие люди. А это значит, что её беременность никак не могла быть воспринята семьёй и обществом позитивно – это грозило позором и изгнанием. Одним словом, помимо того, что это было неожиданно для самой Марии, это еще и грозило ей серьезными проблемами. Собственно, её супруг Иосиф не выгнал её, как неверную жену, из дома лишь потому, что ему явился Архангел Гавриил и возвестил о том, что Мария зачала от Духа Святого и честна перед супругом. Заметьте, никакие проявленные ею ранее добродетели не смогли убедить Иосифа в порядочности жены.
Несмотря на вышеперечисленные обстоятельства Мария принимает тот факт, что в её чреве появился и развивается ребенок. Она воспринимает это как Дар Божий (Божий промысел, искра Божья, жизненный импульс – читайте, как вам больше нравится) и ПРИНИМАЕТ эту ситуацию.

 
Кстати, выражение «дар Божий», тоже имеет интересный символический смысл. В Евангелие от Луки гл. 1, ст. 26-38 сказано: « 28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. 29 ….. не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;» То есть материнство здесь рассматривается, как Благо, данное Богом, а еще точнее, как Благо доверенное Богом именно Марии. И несмотря на то, что Мария не собиралась иметь детей, и не обладала никаким опытом рождения и воспитания детей, она воспринимает свою беременность именно как миссию, доверенную ей Богом и ПРИНИМАЕТ её. Тем самым проявляет теперь уже своё доверие и к Богу (как к источнику Жизни на Земле), и к своему физическому естеству, которое поможет ей выносить и родить доверенного ребенка.Мария с самого начала знает, что в её чреве Сын Божий, об этом ей сообщает тот же Ангел. Это значит, что ребенок, которого она носит, не принадлежит ей безраздельно. С самого начала Мария знает, что ребенок воплотит в себе как её качества и свойства (человеческое), так и качества и свойства Бога-Отца. То есть, он хоть и будет её сыном, но будет «другим» человеком со своим особенным набором качеств и свойств.
Она знает также, что у него будет своя миссия - стать Спасителем всех людей. «32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Евангелие от Луки гл. 1, ст. 26-38 )

Этой миссией ребенок уже наделен, Мария, как мать, не решает за него, каким ему быть и как жить. Она просто должна принять его таким, каков он будет по замыслу Божьему. И Мария ПРИНИМАЕТ его таким.

 
На 40 день Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, где известный праведник Симеон предсказал будущие страдания Христа и самой Марии: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — 35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Евангелие от Луки гл. 2, ст. 25-36)
Можете представить себе состояние матери, которой сказали, что ребенку её предстоит много страданий и в итоге он примет смерть? Уже в этот момент оружие (страдание) начинает входить в душу Марии.

В этом месте мне хотелось бы сделать особый акцент.

Она растит ребёнка, которому предстоит страдать и преодолевать множество трудностей. А если быть еще точнее, Мария растит ребенка для того, чтобы он принял смерть в страданиях. Она это знает. Знает она также, что с этим как-то связана миссия её сына на Земле. Но на этом её познания Божественного замысла заканчиваются. Не стоит забывать, что будучи матерью Бога, Мария остается обычной земной женщиной со своим земным представлением о мироздании. Смерть для неё пока по-прежнему остаётся смертью. А страдания и боль являются не чем иным как страданием и болью. Причем речь идет не только о страданиях её сына, но и о ее собственных страданиях за сына, которые появляются с того самого дня, когда её младенцу всего 40 дней от роду, и праведник Симеон рассказывает ей о том, что будет.

Мария ПРИНИМАЕТ эту ситуацию.

Она не спорит с Богом, не пытается изменить судьбу своего сына. Этот момент видится мне очень важным. Если ранее о Марии говориться как об особенной женщине – выделенной Богом из многих, и она, доверяя Богу, принимает себя такой - особенной, то в этот самый момент – момент страдания от осознания предстоящего – Мария принимает своё собственное несовершенство.

 

Как бы не было ей больно, она не может ничего изменить:

- есть младенец, которого она изначально не планировала;

- он – другой, не такой как она, и не принадлежит ей безраздельно;

- он рожден ею, но для всего человечества и служить будет не ей, а человечеству;

- у него есть своя цель и миссия в жизни и она не может выбирать за него и управлять им;

- ему предстоит страдать и умереть в страданиях – она знает об этом, но не может ничего с этим сделать.

 

Признавая всё это, Мария, прежде всего признаёт своё несовершенство (и это так – ведь совершенен только Бог), она смиряется с тем, что хоть она и мать Сына Божьего, её возможности весьма ограничены. И именно это, как я вижу, позволяет ей сосредоточиться на главном – на своей собственной миссии, на том, что она реально как обычная земная мать может сделать для своего ребенка. Именно это она и делает:

- принимает его таким, каков он есть и отдаёт ему право жить своей жизнью, делая то, что ему предначертано;

- принимает его «отдельность», как личности с самого его рождения;

- окружает его любовью и заботой, пока он растёт и взрослеет, обеспечивая его лаской, кровом и едой (заметьте, речь не идет о жизни в роскоши и удовлетворении всех «хочу»);

- обеспечивает его физическую безопасность на этапе его взросления, исходя из актуальных жизненных ситуаций (вместе со своим мужем Иосифом – например, они бегут из Вифлеема в Египет, спасаясь от чудовищных злодеяний царя Ирода);

- учит его жить в обществе того времени (говоря современным языком, социализирует), например, в Евангелие упоминается, что ребенок проходил все обряды, которые положено было совершать над мальчиками, жившими в то время, а также их семья регулярно посещает Храм;

- находится рядом и поддерживает сына на пути взросления и становления, позволяя ему получать свой собственный опыт взаимодействия с людьми (в разных источниках упоминаются деяния Иисуса-ребенка, при этом мать лишь находится рядом);

- помогает тогда, когда ему нужна помощь, в остальных случаях доверяет его врожденным способностям;

- взрослого Иисуса сопровождает и поддерживает духовно, не вмешиваясь в его дела.

 

Принимающая (читай «любящая»), удовлетворяющая и учитывающая индивидуальные потребности своего конкретного ребенка (читай «заботящаяся»), поддерживающая (то есть позволяющая проявлять инициативу и получать собственный, в том числе и отрицательный, опыт) - именно такой должна быть хорошая мать, согласно многим современным психологическим исследованиям.

Признавая право своего ребенка на «отдельность», «уникальность». мать, как не парадоксально, обретает собственную «отдельность» и «уникальность», получая право оставаться СОБОЙ, несмотря на материнство и включенность в жизнь ребенка.

Обучая жить в обществе, но не пытаясь жить за ребенка, мать оставляет себе право жить свою собственную жизнь, в соответствии со своими уникальными особенностями и потребностями.

Признавая своё несовершенство мать снимает с себя часть ответственности, чем существенно облегчает свою жизнь и ношу, при этом освобождает пространство для развития способностей ребенка, в том числе для развития его способности брать на себя ответственность за свои поступки.

 

И всё бы было так легко, когда бы не было так сложно.

 

Если ваше материнство представляется вам сложной историей, подумайте, не пытаетесь ли вы взять на себя слишком много? Не пытаетесь ли вы взять на себя функцию Бога? Не пытаетесь ли вы быть одновременно и матерью и ребенком - жить свою и его жизнь одновременно? Чаще всего именно эти два момента делают материнство сложным и даже трагичным.

 

Стремясь к идеалу, оставляйте себе право на несовершенство.

Берегите себя, чтобы сберечь своих детей.



Просмотров: 403
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мужчина знает, что женщина его Любит, если она......
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Она жила, не ведая, что можно по-другому… «Как?» — спросите вы. Об этом чуть позже…
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Выбрала любимую работу. Как понять, что она и есть та САМАЯ?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Что есть злость и для чего она нужна?
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Как, ну как мне ему(ей, им) объяснить,чтобы он/ она/ они.....???
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Что такое Синтезологика и как она может помочь?
  • Она испортила мне жизнь...! Как много в этом слове «мама!» – обиды, горечи и злости.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как убедить жертву, что она виновница всех неприятностей. Помощь при абьюзе и газлайтинге.
  • Я ужасная мать...Так ли это.. Комплекс идеальной матери,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь