Новый год и рождественские каникулы - это время тёплых домашних чудес и подарков близким. Как сделать подарок ребенку действительно ценным? Читайте советы педагогов-психологов на (ссылка)
Кому, как не детям мы хотим подарить самое лучшее, несущее нашу любовь? Но что отличает стоящий подарок от дорогостоящего? И как уберечь ребенка от пресыщения и безразличия к вещам, доставшимся им в праздничной суете?
Родительское тепло нельзя заменить ни покупками, ни поделками, но можно её ими выразить. Желательно, чтобы любой подарок для детей в любом возрасте давал возможность самостоятельной творческой игры.
Для того, чтобы сделать хороший подарок детям от семи лет и старше, важно знать их интересы и предпочтения - в этом возрасте они уже отчётливо проявляются в деятельности.
Даже если ребёнок слишком мал, чтобы обозначать свои желания напрямую, родитель может понять их, присмотревшись к его личному пространству. Какие игрушки у ребёнка “в ходу” чаще? Какие он закидывает в угол? Стремится ли разбирать на части? Как развиваются его игры?
Детям до трёх лет актуальнее всего дарить игрушки, которые будут развивать их моторику и обогощать сенсорно (воздействовать на органы чувств). Крупные конструкторы, музыкальные игрушки, формочки для песка, игровая палатка, пальчиковые театры. Мягкие игрушки и куклы помогают в обучении социально-бытовым навыкам, но не сами по себе - взрослые показывают детям, как с ними играть, говорят от имени игрушки, разыгрывают сценки.
С трёх до пяти лет, в период игровой деятельности, когда дети наполняют познавательную сферу и организовывают сюжетно-ролевые игры, лучшие подарки - те, с помощью которых можно создавать различные образы и ситуации. Не стоит дарить “гиперреалистичные” наборы, т.к. это не стимулирует, а наоборот ослабляет работу детского воображения. Игрушка хороша тогда, когда даёт простор для фантазии, возможность додумать, внести что-то своё. Ребёнок уже неплохо будет справляться с крупными пазлами и наборами для творчества. Мягкие игрушки всё ещё способствуют развитию эмоционального интеллекта, но только если ребёнок чувствует привязанность к игрушке (т.е. достаточно нескольких любимых игрушек, как и с друзьями, количество и качество здесь не прямо пропорциональны).
Детки с пяти до семи лет переходят постепенно к учебной деятельности, поэтому будут полезны логические настольные игры, книги, алфавит и прочие украшения стен. Но важно не вызвать у ребёнка ощущение, будто учёба - это единственное, что вы в нём готовы ценить. Так же важны ситуации, дарящие эмоции: это может быть поход на каток или в цирк, кино, аквапарк, обсерваторию, театр, это может быть совместный проект (приготовить смешные блинчики, разрисовать лица и поиграть в зоопарк, сделать макет солнечной системы и т.д.). Важно отмечать, чего хочет сам ребёнок.
Выяснить ожидания можно, предложив ребенку нарисовать (если писать он ещё не умеет) или написать письмо с тремя желаниями для Деда Мороза или, если не хочется питать веру в сказки, напрямую для родителей.
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ:
Важно помнить, что подарок не равно поощрение. Поощрение ребёнок получает за что-то, заслуживает. Подарок - это выражение безусловной любви, подчёркивание безусловной ценности человека для вас. Если ребёнка приучить к тому, что он получает подарки за свою “хорошесть”, он будет сам к себе относиться по рыночному принципу: “сколько мне дарят, настолько я и ценен”.
Важно договориться с другими взрослыми, чтобы подарки не были однотипными и не повторялись среди родственников как в один праздник, так и из года в год. Разнообразие подчеркнёт ценность и уникальность каждого подарка, а ребёнок сохранит дольше способность удивляться.
Каждый подарок станет лишь ценнее, если родитель приложит усилия к процессу дарения, а именно сопроводит подарок словами, объятием, улыбкой, поцелуем, расскажет ребёнку, почему именно это и именно ему захотелось подарить. Не лишним будет и сделать красивую упаковку, но слова-послание всё-таки важней. Смысл, который вкладывает в подарок родитель, делает любую безделушку бесценной, настоящим сокровищем.
Безличные подарки - это всего лишь вещь, подарок от человека к человеку - нечто особенное, выражение как чувств, так и наших мыслей, образов мира. Это всегда о контакте, о настоящей встрече со своим ребёнком.
Если ребёнок быстро забывает о новом подарке, забрасывает или относится исключительно небрежно, безразлично, как будто не умеет ценить, это скорее всего не вина ребёнка и даже не вина подарка, а скорее - способа дарения. Значит, ребёнок действительно не понимает, чем этот подарок ценен. Поэтому основная задача родителя или другого взрослого при дарении - разъяснить для ребёнка смысл, наделить особым смыслом сам подарок.
Помня о том, что внутренний ребёнок есть в каждом из нас, можно понять, что большинство изложенных здесь идей в равной степени применимы к выбору подарков для любого человека.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.