Ночь перед Рождеством: психологический аспект

Приближение Нового года и Рождества в каждом из нас пробуждает детские воспоминания, а наш внутренний ребенок озаряется вдохновением и светлой верой в чудеса.

Традиционно с книжных полок достаются старые сказки о ведьмах, колдунах, волшебстве. И мы отправляемся в путешествие в мир тайн и фантазий, тонкий мир таинственной и мистической мысли...

 Ночь перед Рождеством психологический аспект

"Ночь перед Рождеством" - один из наиболее известных, но в то же время и неразгаданных шедевров Н.В.Гоголя.

В этой истории переплетается сакральный мир и богатая, колоритная украинская культура, мировоззренческие константы современного , на момент создания литературного произведения, общества и традиционный уклад жизни народа, впрочем, как и всегда, яркого , живого, с выраженными индивидуальными чертами, узнаваемыми и в наши дни.

Субъективно воспринимая тот или иной персонаж при прочтении, мы сравниваем с ним  себя. Лет двадцать назад мы представляли себя Оксаной, а сейчас не иначе как Солохой...

Гоголь - гений созерцания. В одной небольшой повести, похожей на мозаичный узор, он уместил яркие, запоминающиеся образы, раскрыв с точностью характерные черты каждого персонажа, в искусном пепеплетении этого и потустороннего миров передал этнопсихологические тонкости, а через виртуозное владение Словом пролил свет на психологию внутри- и межличностных отношений.

В каждой строчке передано жизнеутверждающее начало, легкий, мягкий ироничный оттенок повествования.



Весьма забавным выглядит отношение Гоголя к женским персонажам. (Впрочем, за внешним задором и ироноией скрывается глубокая боль талантливого творческого мужчины, разочарованного в женщинах).

Перед нами юная красавица Оксана и зрелая гиперсексуальная Солоха. В этой связи, на мой взгляд,  Гоголь видит некоторую преемственность, отражение. Оксана как юная Солоха, а Солоха как зрелая Оксана. Это своего рода попытка увидеть целостность женской природы сквозь призму субличностей женщины.

Образ Оксаны проявляется специфически: через устойчивую нарциссичную позицию, выраженный эгоцентризм и отчасти садизм по отношению к мужчинам. 



Образ Солохи сложный, на первый взгляд,  отрицательный. Однако при более детальном рассмотрении мы увидим одинокую женщину в состоянии обретения внутренней свободы, женщины-Ведьмы с раскрытой сексуальностью, чувственной, любящей мужчин, страстной, находчивой и авантюрной, женщины, наслаждающейся жизнью. 



Но Гоголь, как блестящий психолог, раскрывает здесь уже идеи, которые позднее войдут в классическую школу психоанализа.

Эдипов комплекс, выбор женщины в спутницы, напоминающей мужчине его собственную мать наглядно и высокохудожественно изображено в сочинении. Сын Солохи - Вакула, творческий, одаренный парень, влюбленный в Оксану, безусловно, схожей с его матерью.

Солоха экспрессивная, магнетическая женщина, харизматичная, уверенная, но все же доминирующе-подавляющая. Это также вполне объяснимо. Многие женщины,  воспитывающие сыновей в одиночку, могут подтвердить факт сложной и неоднозначной картины воспитания. Женская часть души Анима нередко не справляется с этим процессом, призывая на помощь мужскую часть души - Анимус. Так, есть риск утратить и женственность, и сексуальность, когда женщина фактически превращается и в маму, и в папу.

Вместе с тем, Солохе, не иначе благодаря ее ведьмовским способностям, удалось сохранить женскую привлекательность и не потерять чувственность в отношениях с мужчинами.

"Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков…

Интересен и тонкий намек на отношения Солохи с сыном. Будучи ведьмой, безбоязненно летая на метле при односельчанах, она воспитала сына-антагониста. 

Повесть богата символами и замысловатыми междустрочиями.

Так, Вакула является кузнецом. В свою очередь,  в восточнославянском фольклоре профессия кузнеца всегда отождествлялась с нечистой силой. Сама по себе ковка железа воспринималась как "адсксая" работа, напряженная, требующая недюжей подготовки и физической выносливости.  Зачастую кузнецам приписывали колдовские способности и тесный контакт с нечистью.

Но еще более запутанным в повести является то, что кузнец Вакула "

в досужее от дел время...занимался малеванием и слыл лучшим живописцем в околотке". 

То есть творческий, сильный, яркий Вакула имеет две ипостаси: Кузнеца и Художника, органично переплетающихся между собой. Как и многие творческие люди, он слыл богобоязненным человеком и 

писал часто образа святых. Но 

Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиной...черт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину, но несмотря на все,  работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры черт поклялся мстить кузнецу.

Глубокий конфликт личности Вакулы в повести представлен в его переживаниях об Оксане и проявлением суицидального поведения.  Но будучи рационально одаренным,  кузнец являет собой сильного, волевого мужчину с несгибаемой жизненной позицией и твердостью духа, готовым к преодолению препятствий .

Сын ведьмы наделен, очевидно, Даром, что и его мать, однако использует его в более рациональном и конструктивном ключе, в том числе и укрощая черта.



Здесь, скорее всего, обозначается эдипова сторона личности Вакулы. Ревность к матери, находящейся в интимных отношениях с чертом. 

Сексуальность Солохи позволяет ей вступать в связи с разными мужчинами, о чем свидетельствует самый смешной курьез, случившийся в повести. После свершения магического ритуала в предрождественскую ночь, к Солохе один за другим приходят мужчины разных чинов и рангов, включая и самого черта.

Смешная сцена нам говорит о хитрости и находчивости как показательных чертах женской природы, об игривости натуры Солохи, что и притягивает к ней множество поклонников.



Таким образом,  в повести Н.В.Гоголя отражена сложная и насыщенная палитра человеческих взаимоотношений, в которой герои не скрывают свои чувства и эмоции, вступают в кофликты и выходят из них. 

Самым ярким образом все же выступает здесь именно Солоха как воплощение харизматичной и мистической женщины среди людей.

Жизнестойкие компоненты Солохи с лихвой компенсируют ее теневые, негативные черты личности. Задор, молодость души, чувство юмора, жизнелюбие, азарт, - все это показывает нам некий пример для выживания в однообразной, рутинной жизни и служит стимулом для открытия в себе богатого потенциала. 

 

 



Просмотров: 589
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ночь перед Рождеством. Гоголь, панночки и танатофобия
  • Время через призму принципа "здесь и сейчас"
  • "Образ женщины. Образ мамы. Почему не ладится с мужчинами"
  • "Анти терпение" или один день из жизни женщины
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • Мужской выбор: "Женщины-загадки" и "Женщины-коллекционеры"
  • Мужчины - в "пещеру", женщины - в "преглубокое озеро". Позвольте паузам быть.
  • Женщины всегда будут "вскрывать мозг" мужчинам
  • Почему женщины "покупают" себе мужчин?
  • "Женский эгоизм" глазами мужчины (несколько слов в защиту женщины) часть 1
  • Как женщины могут "проверять" мужчин в начале отношений
  • Солоха и её мужчины. Зачем ей столько их?
  • Про целостность. Отклик о видео "Женщины Мужчинам"
  • Как женщины сами подталкивают мужчин к "двойной жизни"
  • Как женщины сначала делают из мужчин "подкаблучников", а затем страдают от этого
  • Уважение женщины к мужчине - или - О том, как выбрать "своего" человека.
  • Почему мужчины перестали быть мужчинами, а женщины женщинами. Психоаналитический взгляд.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • 3 опасных "В" в поведении женщины, которые отталкивают большинство мужчин
  • Почему многие женщины в возрасте 30-45 несчастны в семьях? И при чем здесь война?
  • Зачем мужчины, почему женщины? Перестаньте выяснять, "кто лучше"
  • Принципы Инь и Ян - почему женщины как мужики, а мужчины "в юбках".
  • "Боюсь стать похожей на свою мать!"
  • Работа с образом, при работе с гармонизацией отношений с матерью. Мотив"Корова"
  • Отношения мужчины и женщины с разницей в возрасте. Когда мужчина значительно старше женщины (10+)
  • Три ипостаси разведённой женщины. Мать своего мужа.
  • "Болевые точки" Мужчины и Женщины
  • "Женщины с Венеры, Мужчины-с Марса...?"
  • "Мужчины с Марса, Женщины с Венеры..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь