|
Ночь перед Рождеством: психологический аспектАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Приближение Нового года и Рождества в каждом из нас пробуждает детские воспоминания, а наш внутренний ребенок озаряется вдохновением и светлой верой в чудеса. Традиционно с книжных полок достаются старые сказки о ведьмах, колдунах, волшебстве. И мы отправляемся в путешествие в мир тайн и фантазий, тонкий мир таинственной и мистической мысли... "Ночь перед Рождеством" - один из наиболее известных, но в то же время и неразгаданных шедевров Н.В.Гоголя. В этой истории переплетается сакральный мир и богатая, колоритная украинская культура, мировоззренческие константы современного , на момент создания литературного произведения, общества и традиционный уклад жизни народа, впрочем, как и всегда, яркого , живого, с выраженными индивидуальными чертами, узнаваемыми и в наши дни. Субъективно воспринимая тот или иной персонаж при прочтении, мы сравниваем с ним себя. Лет двадцать назад мы представляли себя Оксаной, а сейчас не иначе как Солохой... Гоголь - гений созерцания. В одной небольшой повести, похожей на мозаичный узор, он уместил яркие, запоминающиеся образы, раскрыв с точностью характерные черты каждого персонажа, в искусном пепеплетении этого и потустороннего миров передал этнопсихологические тонкости, а через виртуозное владение Словом пролил свет на психологию внутри- и межличностных отношений. В каждой строчке передано жизнеутверждающее начало, легкий, мягкий ироничный оттенок повествования. Весьма забавным выглядит отношение Гоголя к женским персонажам. (Впрочем, за внешним задором и ироноией скрывается глубокая боль талантливого творческого мужчины, разочарованного в женщинах). Перед нами юная красавица Оксана и зрелая гиперсексуальная Солоха. В этой связи, на мой взгляд, Гоголь видит некоторую преемственность, отражение. Оксана как юная Солоха, а Солоха как зрелая Оксана. Это своего рода попытка увидеть целостность женской природы сквозь призму субличностей женщины. Образ Оксаны проявляется специфически: через устойчивую нарциссичную позицию, выраженный эгоцентризм и отчасти садизм по отношению к мужчинам. Образ Солохи сложный, на первый взгляд, отрицательный. Однако при более детальном рассмотрении мы увидим одинокую женщину в состоянии обретения внутренней свободы, женщины-Ведьмы с раскрытой сексуальностью, чувственной, любящей мужчин, страстной, находчивой и авантюрной, женщины, наслаждающейся жизнью. Но Гоголь, как блестящий психолог, раскрывает здесь уже идеи, которые позднее войдут в классическую школу психоанализа. Эдипов комплекс, выбор женщины в спутницы, напоминающей мужчине его собственную мать наглядно и высокохудожественно изображено в сочинении. Сын Солохи - Вакула, творческий, одаренный парень, влюбленный в Оксану, безусловно, схожей с его матерью. Солоха экспрессивная, магнетическая женщина, харизматичная, уверенная, но все же доминирующе-подавляющая. Это также вполне объяснимо. Многие женщины, воспитывающие сыновей в одиночку, могут подтвердить факт сложной и неоднозначной картины воспитания. Женская часть души Анима нередко не справляется с этим процессом, призывая на помощь мужскую часть души - Анимус. Так, есть риск утратить и женственность, и сексуальность, когда женщина фактически превращается и в маму, и в папу. Вместе с тем, Солохе, не иначе благодаря ее ведьмовским способностям, удалось сохранить женскую привлекательность и не потерять чувственность в отношениях с мужчинами.
Интересен и тонкий намек на отношения Солохи с сыном. Будучи ведьмой, безбоязненно летая на метле при односельчанах, она воспитала сына-антагониста. Повесть богата символами и замысловатыми междустрочиями. Так, Вакула является кузнецом. В свою очередь, в восточнославянском фольклоре профессия кузнеца всегда отождествлялась с нечистой силой. Сама по себе ковка железа воспринималась как "адсксая" работа, напряженная, требующая недюжей подготовки и физической выносливости. Зачастую кузнецам приписывали колдовские способности и тесный контакт с нечистью. Но еще более запутанным в повести является то, что кузнец Вакула "
То есть творческий, сильный, яркий Вакула имеет две ипостаси: Кузнеца и Художника, органично переплетающихся между собой. Как и многие творческие люди, он слыл богобоязненным человеком и писал часто образа святых. Но
Глубокий конфликт личности Вакулы в повести представлен в его переживаниях об Оксане и проявлением суицидального поведения. Но будучи рационально одаренным, кузнец являет собой сильного, волевого мужчину с несгибаемой жизненной позицией и твердостью духа, готовым к преодолению препятствий . Сын ведьмы наделен, очевидно, Даром, что и его мать, однако использует его в более рациональном и конструктивном ключе, в том числе и укрощая черта. Здесь, скорее всего, обозначается эдипова сторона личности Вакулы. Ревность к матери, находящейся в интимных отношениях с чертом. Сексуальность Солохи позволяет ей вступать в связи с разными мужчинами, о чем свидетельствует самый смешной курьез, случившийся в повести. После свершения магического ритуала в предрождественскую ночь, к Солохе один за другим приходят мужчины разных чинов и рангов, включая и самого черта. Смешная сцена нам говорит о хитрости и находчивости как показательных чертах женской природы, об игривости натуры Солохи, что и притягивает к ней множество поклонников. Таким образом, в повести Н.В.Гоголя отражена сложная и насыщенная палитра человеческих взаимоотношений, в которой герои не скрывают свои чувства и эмоции, вступают в кофликты и выходят из них. Самым ярким образом все же выступает здесь именно Солоха как воплощение харизматичной и мистической женщины среди людей. Жизнестойкие компоненты Солохи с лихвой компенсируют ее теневые, негативные черты личности. Задор, молодость души, чувство юмора, жизнелюбие, азарт, - все это показывает нам некий пример для выживания в однообразной, рутинной жизни и служит стимулом для открытия в себе богатого потенциала.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|