|
Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
Ученые под руководством психолога Бетси Спарроу из Колумбийского университета исследовали функционирование человеческой памяти и сделали вывод, что массовое пользование веб-поисковиками и базами данных повлияло на способы запоминания информации, сообщает The New York Times. Всемирная сеть стала для многих из нас основным внешним хранилищем информации, и мозг адаптируется к новым технологиям. Интернет-поиск начинает постепенно заменять людям память. «Убийцами памяти» являются не только поисковики, но и блоги, а также сам гипертекст.
Как поясняет Спарроу, Интернет к настоящему времени стал основной формой того,
что психологи называют «транзактивной памятью»*. Стоит подчеркнуть, что в самом этом явлении нет ничего нового, ведь люди всегда пользовались какими-то сторонними источниками, например, опытом окружающих и т.п. Настораживает здесь другое
— то, что люди, по сути дела, рассматривают Интернет как замену собственной памяти.
*Транзактивная память — запоминание алгоритма получения информации, а не самой информации. Нужные
сведения хранятся не в собственной голове, а где-то «снаружи», но человек при этом знает, как можно получить доступ к этим сведениям.
Спарроу и ее соавторы, Дэниэл М.Уэгнер из Гарварда и Дженни Лю из Висконсинского университета (Мэдисон), провели серию экспериментов с запоминанием.
В ходе одного из них испытуемым дали ознакомиться с серией утверждений общего характера. При этом испытуемых предупредили, какие из этих утверждений будут недоступны впоследствии, а какие можно будет найти (например, с помощью поисковой системы). Как показали результаты, люди гораздо лучше запоминают ту информацию, которая в дальнейшем будет им недоступна, нежели ту, которая может быть доступна с помощью поиска.
В ходе другого эксперимента испытуемым давали ознакомиться с аналогичными утверждениями, однако вариантов предупреждений было больше. Об одной части фактов испытуемым было известно, что их можно найти (без точного указания, где именно), о другой части
— что их можно отыскать в каком-то конкретном месте, а о третьей — что они будут удалены и более недоступны. Результат оказался аналогичным: хорошо запомнилось только то, что, по мнению испытуемых, впоследствии будет недоступно.
Сама Спарроу не видит во всем этом ничего плохого и даже полагает, что имеет смысл учесть результаты данного исследования в образовательной деятельности. Как полагает психолог, в процессе обучения имеет смысл уделять больше внимания пониманию идей, а также способов мышления, нежели фокусироваться на запоминании. В результате учащиеся будут меньше перегружены фактами, зато у них будет получше с пониманием.
Хотя в этом, несомненно, есть и рациональное зерно, нельзя не отметить, что общая тенденция
«облегчать жизнь учащимся» наблюдается в Штатах довольно давно — как минимум, с первой половины прошлого столетия. С конца 20-х гг в американские психологи продвигали идею о том, что в школе не место
«излишней академичности». Но итогом стало то, что при росте федерального финансирования начального и среднего образования, качество обучения упало в разы.
Таким образом, и предложение ученых переложить функции запоминания на Google и
Яндекс может в конечном итоге выйти боком. Подобный подход также не учитывает того факта, что та или иная информация внезапно может стать недоступной
— ведь вечных интернет-проектов просто не существует. Наконец, не совсем понятно, как смогут жить и работать жертвы подобных образовательных методик в случае тех или иных проблем с доступом к Сети.
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|