|
Элизабет Килби. Интернет-зависимость и гаджетомания у детей. Как вырвать ребенка из лап виртуальной реальности?Фрагмент книги Килби Э. Гаджетомания: как не потерять ребенка в виртуальном мире. — СПб.: Питер, 2019. В жизни наших детей появилась бомба замедленного действия. Эта бомба — интернет-зависимость. Известный британский детский психолог, телеведущая и блогер Элизабет Килби на примере реальных историй из своей клинической практики рассказывает, почему надолго зависая на YouTube и в социальных сетях, можно стать изгоем? Как избавиться от одержимости онлайн-играми? Чем опасна чрезмерная привязанность к планшетам и смартфонам? Восьмилетний Бен угрюмо и тихо сидит на стуле, совсем не желая со мной общаться. Это длится до тех пор, пока я не упоминаю «Майнкрафт». Мальчик мгновенно ожил, словно кто-то нажал кнопку «Пуск». Глаза загорелись, он начал ходить по комнате, оживленно рассказывая мне о тонкостях своей недавней стратегии: он взорвал динамитом зомби и обнаружил редкое зелье. Его мама выглядела обеспокоенной, пока он делился впечатлениями об игре, которая явно была его самым любимым занятием на свете. Позже она мне сказала: «Он только об этом и говорит. Все, чем он хочет заниматься, — это играть в “Майнкрафт”, и чем больше я разрешаю, тем больше он хочет.Ему всегда мало, и мы так часто ссоримся из-за этого! Ночью он тайком приносит планшет спальню и играет, поэтому он постоянно утомлен, а когда не играет сам, он смотрит YouTube, как это делают другие. Игра даже снится ему — я слышу, как он разговаривает во сне. Ему бы гонять на улице мяч с друзьями, как раньше, но ему это больше неинтересно. Я боюсь, что у него зависимость». Неужели это правда? Может ли маленький ребенок действительно стать зависимым от игры на планшете? Специалисты постоянно спорят о том, можно ли признать расстройство от пользования Интернетом (РПИ) или расстройства, связанные с интернет-зависимостью (РИЗ), как фактическую болезнь. Существование интернет-зависимости признается по всему миру. В США появляется все больше реабилитационных центров для молодых людей, страдающих РПИ, а в Китае организованы исправительные лагеря, где до 30 % составляют подростки, у которых установили интернет-зависимость. В Тайване и Корее расстройства, связанные с интернет-зависимостью, уже давно объявлены эпидемией. В Великобритании интернет-зависимость еще не признана официально, но когда симптомы патологических (то есть «проблемных» или «нездоровых») игроков были применены к британским подросткам-геймерам, исследователи обнаружили, что один из пяти подростков удовлетворяет критериям зависимости39. Совершенно очевидно, что ребенку в возрасте четырех — одиннадцати лет сильная привязанности к цифровому устройству не сулит ничего хорошего. То, что произошло с Беном, — не единичный случай. Многие родители чрезвычайно обеспокоены зависимостью своих детей от гаджетов. Почему дети 4-11 лет так быстро подсаживаются на виртуальные развлечения?Дети так сильно привыкают к гаджетам, потому что так они компенсируют потребность в контроле и порядке, которая является важной частью их развития. Многие дети в этом возрасте чем-то страстно увлечены. Они с головой уходят в коллекционирование игрушек или наклеек, плетение фенечек или поиск покемонов. Поэтому если вы позволите ребенку играть в Minecraft или Pokémon Go, он очень быстро втянется. Опасность девайсов в том, что они всегда и везде доступны. Детям не нужно дожидаться похода в магазин после школы раз в неделю или откладывать карманные деньги, чтобы пополнить коллекцию. Достаточно просто достать планшет. Компьютерные игры и приложения питаются от этой страсти. Они разработаны так, чтобы люди были увлечены, но при этом конечной цели у них нет. Они спекулируют поощрениями: вам нужно проходить разные уровни, выполнять задания или собирать какие-то элементы, чтобы выигрывать призы и виртуальные стикеры. Даже образовательные приложения строятся на элементе игры и максимально стимулируют нервную систему, поэтому дети очень быстро на них подсаживаются. Почему онлайн-игры вызывают привыкание?Ученые обнаружили, что видеоигры провоцируют выработку дофамина. Этот гормон доставляет так называемое химическое удовольствие, стимулируя систему вознаграждения мозга. Недавнее исследование показало, что количество дофамина, высвобождаемого в процессе видеоигры, сопоставимо с действием таких наркотиков, как амфетамин и риталин. Нейробиологи сравнили привлекательность экранов и привлекательность наркотиков для зависимых людей. Исследователи обнаружили, что когда обычные геймеры видели изображения из своей любимой игры, их мозг реагировал так же, как мозг наркомана при упоминании об источнике кайфа. Подобный эффект привыкания позволил доктору Питеру Уайбро, директору отделения нейробиологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), назвать экраны «электронным кокаином». То есть если вы позволяете детям долго сидеть в девайсе, который вызывает постоянный выброс дофамина, то со временем они перестанут получать тот же уровень удовольствия и возбуждения от видеоигр и захотят играть все больше и больше, чтобы получить тот же эффект. Это превратится в порочный круг. Нейробиологи также озабочены эффектом, который экраны оказывают на мозг. Исследователи обнаружили, что длительная зависимость от Интернета (слишком много времени, проводимого в Сети) может перестроить работу мозга. И это однозначно плохо скажется на развитии маленьких детей. Исследование показало, что интернет-зависимость влияет на структурные и функциональные изменения в отделах головного мозга, отвечающих за эмоциональную переработку, внимание, принятие решений и когнитивный контроль. Если в вашей жизни стало слишком много онлайн-активности, это может сказаться на том, как мозг воспринимает эмоции, концентрирует внимание и сохраняет фокус, взвешивает информацию при принятии решений и управляет мышлением в целом. Слишком длительное пользование гаджетом может очень плохо повлиять на еще формирующийся детский мозг. Пристрастие или одержимость?Не думаю, что подавляющее большинство детей в возрасте четырех-одиннадцати лет находятся в аддикции. По моему опыту, их проблемы скорее связаны с сильным пристрастием, а не с клинической зависимостью. Мы понимаем, что в основе аддикции лежит привычка, поведение и ассоциации. Любой алкоголик скажет вам, что он испытывает облегчение, слыша, как открывается бутылка вина или банка пива, еще до того, как сделает глоток. Это ассоциация. Когда человек хочет бросить курить, ему лучше удастся это сделать, если он перестанет посещать места, где он обычно курил, и встречаться с людьми, с которыми он это делал. Сложно находиться в среде, которую он ассоциирует с курением, потому что это вызывает непреодолимое желание затянуться сигаретой, но все же это психологическая, а не физическая потребность. Важно понимать, что аддикция — это не чисто химический феномен, а психологическое состояние. Оно во многом зависит от окружающей среды. Так, во время эксперимента «Крысиный парк» нескольких крыс поместили в большую клетку, наполненную едой и игрушками, в ней также было множество других крыс, с которыми они могли контактировать. Другую группу крыс посадили в маленькие одиночные клетки. В ходе эксперимента крысы могли пить из диспенсера либо с водопроводной водой, либо с раствором морфина. Исследователи обнаружили, что крысы в маленьких одиночных клетках пили гораздо большие дозы морфинового раствора — в 19 раз больше, чем крысы из «крысиного парка», которые последовательно избегали морфина, предпочитая обычную воду. Животные, которые провели 57 дней в клетке, питаясь исключительно морфиновой водой, снова выбирали обычную воду, переместившись в «крысиный парк», и по собственному желанию отменяли морфин. Ни у одной из крыс из «крысиного парка» не развилось ничего похожего на зависимость. Основываясь на этом исследовании, команда ученых пришла к выводу, что появлению зависимости способствует окружение. Сегодня мы живем все более и более изолированно. Если в семье все постоянно пользуются гаджетами, маленький ребенок копирует это поведение, что может привести к полной изоляции. Мы знаем, что люди, чья жизнь насыщенна, богата на события и на признание, реже страдают какой-либо зависимостью. Иногда жертвами этого порочного круга становятся дети, когда речь идет о девайсах. Девайсы сами по себе не вызывают привязанности, но если ребенку плохо, он начинает сбегать туда от реальности. Чем меньше связи он чувствует с семьей и обществом, тем глубже погружается в виртуальный мир. А это прямая дорога к одержимости. Как побороть зависимость от гаджетов?Нравится нам это или нет, но девайсы стали частью современного мира. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы они не подчинили себе жизнь наших детей и не заменили живое общение. Ваш ребенок очень привязан к девайсу? Значит, он гораздо меньше привязан к вам. Если вы чувствуете, что он слишком долго сидит перед светящимся экраном, я настоятельно рекомендую на время отобрать гаджет и разрешать вновь им пользоваться очень постепенно, чтобы проблема не вернулась. Вы можете или забрать его совсем, справиться с истериками и обидами, а затем снова разрешить им пользоваться, но по расписанию, или просто сократить время в Сети. Если этот вариант не сработает, заберите девайс совсем. Я не думаю, что у вас получится установить полный запрет на цифровые устройства, хотя бы потому, что большая часть домашних заданий теперь делается в электронном виде и детям придется пользоваться планшетами и ноутбуками на протяжении всей жизни. Поэтому важно, чтобы они научились ими пользоваться с умом. Запрет в большинстве случаев не решит корень проблемы. Прежде всего родителям необходимо осознать, почему их ребенок зациклился на чем-то, и понять, как побороть эту одержимость. Вам нужно решить, какой метод лучше всего подойдет вам и вашему ребенку, и последовательно выполнять принятое решение. Я всегда говорю родителям, что здесь не существует универсального подхода — все зависит от конкретной проблемы. Например, если ваш шестилетний сын зациклен на приставке и вы понимаете, что он еще слишком мал, чтобы справиться с этим пристрастием, как можно скорее уберите ее на антресоль на несколько месяцев или до того момента, когда он станет достаточно взрослым, чтобы спокойно в нее играть. Если же, к примеру, вашему ребенку десять лет и он буквально приклеен к планшету, но при этом он также пользуется им, выполняя домашние задания, то полностью забирать девайс — не самый верный ход. Вам придется найти способ по-другому решить эту проблему. Вместе пройти через ломкуЕсли одержимость ребенка очень велика и родители полностью потеряли контроль, лучшим решением будет убрать все цифровые устройства. Когда я предлагаю этот вариант родителям, они часто пугаются. Они искренне боятся представить, что может случиться, как отреагирует их сын или дочь, и часто находят причины этого не делать. Запрет девайса — решительный шаг. Скорее всего, ребенок начнет закатывать истерики, но если вы будете стоять на своем, то это пройдет. Не бойтесь отключить Интернет и вынуть батарейки/аккумуляторы, если потребуется. Здесь важно настоять на своем, быть последовательным и не поддаваться нытью и мольбам. Обычно требуется пять дней, чтобы изменить привычку. Негативные эмоции не будут длиться вечно! На какой срок запретить пользование девайсом — решать вам. Все зависит от вашего ребенка и его проблемы. Я считаю, что запрет должен длиться как минимум одну-две недели, чтобы ваш сын или дочь привыкли к жизни без драгоценного гаджета и начали заниматься другими делами или вернулись к прежним хобби и интересам. После этого можно постепенно снова давать им девайс, установив строгие правила пользования, чтобы это снова не превратилось в одержимость. Родителям нужно сохранять контроль и быть чрезвычайно внимательными, чтобы проблема не вернулась. Как справляться с истериками?Многие родители боятся того, как отреагирует их ребенок, если они сократят время в Сети или отберут гаджет. В таких случаях я всегда провожу аналогию с грозой. Если ураган сдувает ваш дом, вы не стоите посреди двора, пытаясь справиться с ним. Вы закрываете все люки и ждете, когда буря пройдет и небо прояснится. Затем вы думаете о том, как обезопасить себя в будущем. Так что если ваш ребенок швыряет все, что попадется под руку, плачет и кричит, потому что у него отобрали планшет, научитесь обуздывать грозу, а не подпитывать ее. Уходите, не пытайтесь общаться или что-то обсуждать — это только ухудшит ситуацию. Если вы уже объяснили, почему забираете девайс или сокращаете время игры, нет причины повторять это снова и снова. Ребенок почти наверняка понял, почему вы так поступили, и протестует он потому, что ему это не нравится. Никакие объяснения тут не помогут. Многие родители тревожатся о последствиях срывов и истерик. Они переживают, что ребенок причинит вред себе или испортит попавшие под руку вещи. И все же важно видеть реальный масштаб бедствия. Если он плачет, кричит и хлопает дверьми, в худшем случае у него разболится голова — и стоит вам обратить на него внимание, истерика усилится. Поэтому очень важно, чтобы вы научились игнорировать его до тех пор, пока не почувствуете реальную опасность, — тогда вы должны будете незамедлительно вмешаться и разобраться. Многие родители боятся так поступать, потому что это очень сложно. Они слишком хорошо помнят истошные вопли своего двухлетнего малыша. В то время лучшим средством борьбы с истериками было игнорировать их и отдаляться. То же относится к ребенку четырех-одиннадцати лет. Он злится, потому что ему не дают желаемое, и ничто сказанное или сделанное вами не сможет его утешить. Ему нужно осознать, что вы не откажетесь от принятого решения. Отвлеките ребенка, займите его чем-то, попробуйте направить его внимание в другое русло. Когда поведение станет лучше, от души похвалите его. Таким образом ваши сын или дочь быстро усвоят, что хорошее поведение приводит к поощрению, и больше не захотят капризничать. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИЯ хочу вам рассказать о том, как одержимость ребенка виртуальным миром может вырасти до пугающих размеров к подростковому возрасту. К тому моменту, как я встретилась с четырнадцатилетним Джо, он проводил за своей приставкой Xbox по девятнадцать часов в день, а у его родителей не осталось никаких рычагов влияния.Приставка стояла в спальне, и он играл всю ночь напролет, засыпая на несколько часов утром и просыпая школу.Он совершенно не заботился о себе — не принимал душ и плохо ел, он даже испражнялся в одноразовую посуду, чтобы ни на минуту не отрываться от экрана.Ситуация стала совершенно неуправляемой, были даже задействованы социальные работники, потому что Джо перестал посещать школу, ухаживать за собой, его здоровье и безопасность были под угрозой. Родители практически отчаялись, чувствуя, что ситуация совершенно вышла из-под контроля. Социальная служба пригрозила взять Джо под опеку, если он не начнет ходить в школу. Суть проблемыПо понятным причинам родители Джо были не на шутку обеспокоены. Я поговорила с ними о том, что привело к этой ситуации. Джо всегда увлекался играми и гаджетами. Понятно, что родители не вполне понимали масштабы этого увлечения, но в целом не слишком переживали, поэтому позволяли ему пользоваться ими в любое время. Джо очень хотелось получить приставку Xbox, и в десятилетнем возрасте он смог купить ее на накопленные деньги, которые получил в подарок на Рождество и день рождения. Xbox поставили в его комнате. Он тихо сидел и не доставлял никаких хлопот, поэтому родители не видели проблемы в том, что он долго играет. Но он стал все больше времени проводить онлайн. Затем возникли трудности с его переводом в среднюю школу. У него не было хороших друзей, и учеба оставляла желать лучшего. Джо проводил практически все время в своей комнате, играя в приставку. Мама замечала, что он постоянно выглядел усталым. Он был хорошим игроком и завел несколько онлайн-друзей, большая часть которых жила в Америке, поэтому из-за разницы во времени он часто сидел всю ночь, играя и болтая с новыми друзьями. Его мама пыталась ограничить пользование приставкой, но Джо закатил такую истерику, что в конце концов она сдалась. Чем сложнее становилась ситуация в школе, тем больше Джо сбегал в виртуальную реальность. Все катилось по наклонной. К тому времени, как он стал подростком, он играл все ночи напролет. Он засыпал в кресле, в котором играл, и потом не мог проснуться в школу. Это был здоровый парень ростом под метр восемьдесят, и родители физически не могли его заставить что-либо делать. Для разрешения этой ситуации был привлечен инспектор по вопросам образования, местные власти угрожали родителям судом. Когда я навестила Джо, стало ясно, что он очень подавлен. Он плохо питался, мало спал и не видел естественного света. Он целыми днями сидел в своей комнате с закрытыми шторами, играя в приставку. Он не ходил в школу и был социально изолирован. Он сбежал в онлайн-мир, потому что чувствовал себя совершенно оторванным и неспособным справиться с реальной жизнью. Занятия с психологомНужно было срочно предпринять что-то радикальное, чтобы вернуть родителям контроль над ситуацией. Джо застрял в порочном круге. Первым делом родителям нужно было отнять у него Xbox. Несмотря на то что ситуация была однозначно плачевной, они все еще сомневались и боялись реакции Джо. Однако полное отлучение было единственным решением, потому что Джо давно перерос вариант расписания и ограничений. Его родители собрали волю в кулак, выступили единым фронтом и изъяли приставку. Разумеется, реакция Джо не заставила себя ждать. Он хлопал дверьми, кричал и бесился. Но как только он понял, что решение никто не отменит и его родителей поддерживает целая армия профессионалов, он постепенно смирился. Я думаю, что в глубине души он даже обрадовался, потому что жизнь одержимого геймера не делала его счастливым. Одной из первых задач, стоявших перед Джо, было восстановить связь со школой, друзьями и родителями. Как только приставка Xbox исчезла из дома, мы все попытались убедить его, что нужно подняться и пойти в школу. Его родители тесно сотрудничали с учителями, Джо назначили наставника, и он стал заниматься неполный день в классе для детей с особенностями развития. РезультатДля Джо это был долгий и тяжелый путь, но через несколько месяцев ситуация улучшилась, и вмешательства социальной службы больше не требовалось. Ему все еще было сложно учиться, но он получал много поддержки и завел пару друзей. Без игры он стал больше спать и легче просыпался по утрам. К концу учебного года ему снова разрешили пользоваться приставкой, установив ограничения: он мог играть в гостиной и только по выходным. Джо следовал правилам, зная, что иначе гаджет снова уберут. Он стал меньше интересоваться играми, потому что хотел встречаться с друзьями в реальной жизни. К счастью, он начал осознавать, что есть более интересные занятия, чем сидеть в своей комнате, уткнувшись в светящийся экран. Тревожные звоночкиЕсли вам кажется, что ваш ребенок проводит слишком много времени в Интернете, нужно что-то предпринять: сократить его пребывание онлайн и даже забрать все гаджеты, если потребуется. В критической ситуации обратитесь за помощью к психологу. Как понять, что ваши сын или дочь слишком часто используют гаджеты и онлайн-игры?
Выход есть!
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|