Как поменять ВСЁ? Надежный способ изменить действительность

Самое большое заблуждение, которым человечество руководствуется сегодня, состоит в том, что мы приравниваем свою интерпретацию реальности к… реальности.
 
Вы наверняка слышали о множестве параллельных реальностей, о которых с увлечением повествуют нам физики. При упоминании вероятности существования параллельных миров нам сразу представляется картинка, в которой время и пространство искажается, а телепортация в другую реальность осуществляется через сияющий космический тоннель.
 
Более приземленная, понятная трактовка вышеупомянутого утверждения состоит в том, что количество параллельных реальностей равно количеству живых существ, проживающих на нашей планете. Каждый человек, когда-либо живший на нашей Земле, обитал и обитает в своей уникальной реальности.
 
Вы никогда не задумывались, что всю свою жизнь вы наблюдали мир исключительно от первого лица? Если вы - приверженец научного подхода в познании мира, вам близка идея эмпирического, экспериментального, подкрепленного опытом постижения различных феноменов. Однако о каком научном восприятии может идти речь, когда в основе нашего познания мира лежит язык, фонетические проявления которого (звуки и их последовательности, воспринимаемые нами в качестве слов) мы приравниваем к физическому проявлению разнообразных феноменов, что уже совершенно иррационально?
 
Возьмем, например, слово “дерево”. Задумайтесь вот о чем: слово “дерево”, которое рождает в нашем уме картинку дерева, и то, что мы именуем деревом - научно говоря, это два разных феномена. Если мы выберем воспринимать вещи буквально, без интерпретации, - такими, какие они есть, - мы неизбежно придем к тому, что слово “дерево” - это набор звуков, которые мы научились ассоциировать с некоторой сборной картинкой. Звук - это волна. То, что мы ассоциируем с данным набором волн, известное нам как дерево - это некая форма, которую мы нарекли случайно выбранным словом.
 
Из этого примера следует, что
 
речь не может отражать реальность в полной степени и скорее является инструментом, который упрощает понимание между людьми.
 
Слова, из которых состоит этот текст, вызывают в вашем воображении картины и образы, помогая мне передать смысл описанного вам. Язык - основа общения.
 
Интересно то, что сам феномен языка, в отличие от феномена гравитации, электричества, погодных явлений и т.д., никогда не был фундаментально прописан среди явлений видимой вселенной. Не существует книги, в которой было бы написано, что сосна - это сосна, или слон - это обязательно слон. Язык - это условность, которую человек изобрел (будьте внимательны: НЕ ОТКРЫЛ, как электричество, а именно изобрел), чтобы обеспечить более высокий уровень выживания. Человек - социальный вид, и взаимозависимость - основа выживания для нас, как бы мы ни индивидуализировались и ни отрицали важность других людей в нашей жизни. Это отдельная тема для статьи, и мы обсудим ее в иной раз.
 
Заблуждение “речевая интерпретация = действительность” формируется у человека в раннем возрасте. Новорожденный малыш не приходит в наш мир, думая мысли словами. Язык - нечто такое, что мы постигаем, когда растем в обществе. Мы изучаем язык в процессе социализации - механизма адаптации в обществе. Способность разговаривать упрощает нам жизнь и обеспечивает эффективное функционирование на планете посредством обмена информацией, обучения и обретения новых навыков, совершения новых открытий.
 
Однако есть одна загвоздка, которая лежит в основе страдания в мире, и это - фильтр интерпретации.
 
Когда человек приходит в наш мир, он рождается в определенной культуре. Человечек растет в окружении людей, которые в процессе общения с ним прививают ему некоторые ментальные установки. Из этих установок - рудоводствуясь тем, что такое хороший человек, а что такое - человек плохой - мы конструируем свою личность.
 
Например, в семье, где громкое выражение собственного мнения приравнивается к неуважению, ребенка будут порицать за уверенные высказывания, тем самым убеждая ребенка в том, что быть уверенным в себе - опасно и зазорно. Если такой ребенок с детства проявляет таланты, которые выделяют его на фоне других детей, вышеупомянутая установка может оказаться разрушительной и привести к деградации человека скорее, чем к развитию. Человек, который рос в семье, призывающей его скрывать свои достижения, может долгое время бороться с собой во взрослом возрасте, безрезультатно ища в себе силы выразить свой уникальный талант, который потенциально мог бы вылиться в инновационный прорыв для нашего общества.
 
В процессе социализации у каждого из нас формируется внутренний голос, основная функция которого - обеспечить нашу психическую безопасность. Обратите внимание, что сохранение неприкосновенности нашей личности - главная задача, которую этот голос выполняет посредством рационализации, осуждения, самооправдания и самобичевания.
 
К примеру, стоит моему коллеге получить повышение, на которое я полгода рассчитывала, как внутри меня тут же запустится мысленный диалог: “Он получил повышение несправедливо. Все в офисе знают, что он по выходных зависает с директором. Это в высшей степени непрофессионально. Я - честный, благородный сотрудник. Я выше всего этого. Хорошо, что я знаю, какой этот человек на самом деле…”
 
Что скрывается под такими сентенциями? Мне, естественно, больно, что повышение получила не я. Однако осознание превосходства моего коллеги я расцениваю как собственное поражение: и это понятно, ведь я выросла в обществе, которое поощряло меня конкурировать. Следовательно, чтобы себя утешить, я должна найти качество, в котором я его превосхожу, которое, как мне видится, на ступень выше, чем то, в котором он меня обошел.
 
Сохранение образа высокоморального, хорошего человека для меня - верх всех стремлений. Мой внутренний голос занимается тем, что рассказывает мне историю, которая поддерживает этот образ, тем самым успокаивая и защищая меня.
 
Умственная интерпретация - искусственно сфабрикованная история, которая, как мы в этом уверены, весьма точно отображает действительность. Но давайте задумаемся: ведь если мы выяснили, что фильтр интерпретации интегрируется в нас не по нашей собственной воле, может, сегодня мы можем выбрать его изменить?
 
Замена фильтра - удивительное занятие, способное принести плоды счастливой и радостной жизни. Однако как же переустановить этот фильтр? И нужен ли он вообще?
 
Для начала нужно научиться отделять действительность от интерпретации. Нужно научиться видеть свой собственный фильтр и фильтры других людей.
 
Позвольте поделиться с вами личной историей. Около года назад я участвовала в конференции для психологов. В контексте одного из практических заданий, которые давал нам докладчик, было необходимо найти три общих качества с сидящим рядом человеком. Моим партнером оказался импозантный мужчина среднего возраста, разговор с которым казался интересным и наполненным внезапными озарениями для обеих сторон.
 
В процессе выполнения задания я упомянула, что подозреваю, что я могу телепатически общаться с животными и хотела бы исследовать эту область более внимательно. За несколько месяцев до конференции я смотрела документальный фильм об удивительной женщине, которая детально описывала сей процесс и делилась рекомендациями. Опыт этой женщины всецело резонировал со мной, и недолговременная практика ради интереса, которой я задалась впоследствии, подтвердила наличие взаимопонимания между мной и другими представителями животного царства.
 
Возвращаясь к диалогу с моим собеседником на конференции, стоило мне предположить, что межвидовое общение может иметь место быть, как он тут же эмоционально замахал руками и вылил на меня ушат обесценивающих реплик. Не желая развивать конфликт, я предложила сменить тему, и мы продолжили разговор о похожестях.
 
Самое удивительное произошло потом. В один момент на конференции я поймала себя на том, что подсознательно ищу одобрения этого мужчины. Во время своего доклада я то и дело бросала взгляд на него, сканируя его реакцию. Мне показалось, что он выглядит хмурым и презирает все, что я говорю. Во время моего выступления он сидел в заднем ряду и сначала бурно печатал что-то на ноутбуке, а под конец и вовсе встал и покинул аудиторию. Конечно, такое поведение было принято мной на свой счет.
 
Размышляя о своей реакции, мне не потребовалось много времени, чтобы осознать, что я оказалась не в состоянии увидеть ситуацию такой, какая она была, и, как следствие, избежать эмоциональной отдачи, потому что я смотрела на поведение мужчины через фильтр. Фильтр девочки, которая росла без отца и всеми силами пыталась удержать внимание мужчины, лишенная возможности испытать отцовскую любовь в юные годы. Именно этот фильтр помешал мне насладиться своим выступлением на конференции и сконцентрироваться на передаче знаний и опыта людям, которые пришли на мою сессию.
 
Практическое упражнение. Чтобы научиться отличать интерпретацию от фактов, разделите лист бумаги на две колонки. Справа напишите: “Факт”, а слева - “Интерпретация”. Мысленным взором просканируйте вчерашний или сегодняшний день. В правой колонке констатируйте происшествие, которое заставило вас испытать сильную эмоцию. В левую колонку под названием “Интерпретация” занесите описание этой эмоции и умственную трактовку, которой ваш внутренний голос сопроводил это событие.
 
В моем случае это бы выглядело так:
 
Факт: Участник конференции вышел из аудитории во время моего выступления.
 
Интерпретация: Мне было больно и неприятно, ведь покинув аудиторию, он выразил неуважение к моему материалу, а следовательно - и ко мне. Я подумала, что мое присутствие раздражает его, как и все, что я делаю - а все потому, что я ранее выразила мнение, которое противоречило его догматическому мировоззрению, и он был неспособен открыть свое восприятие для того, чтобы вести диалог в комфортной (для нас обоих) манере.
 
Договоритесь с собой, что каждый день вы будете концентрироваться минимум на одном факте, сопровождаемом интерпретацией. Со временем вы заметите, что разделение фактов и интерпретации начинает происходить спонтанно и сопровождает вас на протяжении дня. Эмоциональные триггеры начнут терять свою силу, и вы все меньше и меньше будете воспринимать все на свой счет. Додумывание событий за других людей внезапно перестанет быть значимым - и вот уже ваша умственная сила инвестируется в творчество и продуктивное саморазвитие.
 
Установление границ. Одна из причин, по которой нам трудно разделять факты и интерпретацию, состоит в том, что мы буквально не можем понять, где заканчивается реальность и начинается интерпретация. Вербализованный ментальный диалог настолько смешан внутри нас с эмоциональным откликом, что мы порою чувствуем себя бессильными что-либо сделать, чтобы страдание прекратилось.
 
Осознанность (mindfulness) - хороший способ научиться слышать и чувствовать эмоции, не позволяя мысленному диалогу перетягивать на себя одеяло и ухудшать ситуацию. Ранее я публиковала на этом сайте серию статей под названием Осознанность - Часть 1 и Часть 2. В них я детально описала процесс работы с физиологическим проявлением эмоций. Обратитесь к этим статьям, если эмоциональные переживания даются вам болезненно.
 
Наконец, укрепление собственных границ поможет научиться отделять фильтр от реальных событий. Поведением каждого живого человека руководит необходимость сохранить безопасность. Речь идет о психической безопасности - некотором гомеостазе, непоколебимости образа личности, который каждый из нас создаёт для себя. Этот гомеостаз поддерживается путем рассказывания себе ментальной истории - мы упоминали об этом ранее.
 
Что бы человек ни делал, его действия всегда продиктованы стремлением облегчить свои страдания и испытать радость. Мы воспринимаем действия и слова других людей на свой счет потому, что для нас естественно ощущение того, что мир вращается вокруг нас. Но как же может быть иначе, ведь мир от первого лица - единственный опыт, знакомый нам!
 
Чтобы оставить страдания позади, нужно понять, что ни одно действие, которое мы расцениваем как предумышленно обидное, не является нацеленным против нас. Когда мы совершаем даже самые гадкие, с точки зрения морали, действия, наша основная, подспудная цель без исключения состоит в том, чтобы обрести комфорт и освободиться от душевных терзаний.
 
Поэтому я не прошу вас заставить себя мыслить позитивно, когда в душе бурлят вулканы, а глубоко в сердце взывает о помощи зарытый талант. Искреннее понимание того, что переменить отношение к миру - в наших руках, - основополагающий шаг к перемене своей параллельной действительности.

Лилия Карденас, интегральный психолог, психотерапевт
 


Просмотров: 224
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Лиз Бурбо: Человек не может выздороветь, НЕ ПРОСТИВ самого себя
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Психолог услуга, которая помогает изменить себя и свою жизнь.
  • Человек, который все время жалуется, отбирает вашу энергию!
  • Мир внутри и мир снаружи. Чтобы понять, что с тобой происходит, посмотри на людей вокруг.
  • Как удержать мужчину? Чтобы быть замужем, нужно научиться не хотеть быть замужем.
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Методика исследования личности «Дом-дерево-человек»
  • Почему мы видим людей искаженно, и что делать, чтобы увидеть реальность.
  • Что делать, чтобы нас слышали и учитывали? И чтобы было взаимопонимание?
  • 10 вопросов, чтобы лучше понять себя и свою проблему. В помощь клиенту и психологу.
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Взгляды на человека, помогающие понять себя и других
  • Есть ли смысл взрослеть, если в нашей культуре это не принято?
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • “Я делаю, чтобы потом”: когда нет времени на счастье
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • Как и почему формируются концепции, которые потом тиражируют реальность нашей жизни?
  • Как созависимый человек может осознать, что он созависимый?
  • Что нужно знать, чтобы меньше есть
  • Разговоры о прошлом в новых отношениях. Или как правильно «соврать», чтобы все было по-честному.
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Тепло, которое всегда со мной
  • Любовь или потребность «употреблять» других людей для достижения собственных целей?
  • Когда человек не чувствует своего Я
  • Как понять мысли и причины поступков других людей
  • Оставаться людьми. Или как конфликтовать так, чтобы всем было хорошо
  • Замереть, чтобы исчезнуть. Когда стыд отбирает жизнь (часть 1)
  • Три иллюзии, с которыми нужно расстаться до 25 лет, чтобы стать творцом своей жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь