Я не выдерживаю близких отношений. Что со мной не так?

Каково это,  ощущать себя эмоционально отрезанным от других людей,  замкнутым в своем внутреннем мире,  без каких-либо чувств?  Выбирать изоляцию, когда все стремятся к прочным связям.  В какие-то моменты вы можете нуждаться в близком человеке,  но если отношения переходят из формата редких и непродолжительных встреч во что-то более серьезное,  то вам становится в буквальном смысле душно, тесно,  и хочется освободить себя от этих оков.
 
В этой заметке я попытаюсь  описать  психологические особенности  крайне интровертированных (т.е. поглощенных своим внутренним миром) людей, чей основной внутренний конфликт лежит в области «близость-дистанция»: в одиночестве плохо (хотя в этом можно себе и не признаваться), а в отношениях – невыносимо. 
Окружающим  они могут представляться пассивными наблюдателями, невовлеченными  и безразличными. 
При этом человек дистанцируется не только от других людей, но и от части себя, от своих чувств. Можно сказать,  что он не в контакте с самим собой. И это  более фундаментальная  проблема, чем  внешне наблюдаемое  поведение «типичного интроверта». 
Не претендуя на исчерпывающий анализ, я все же надеюсь, что кому-то эта информация поможет лучше понять  ту часть себя, которая  обычно скрыта  от осознания.  А понимание и принятие  – это первый шаг на пути к изменениям.
 
Итак,  почему личность  «выбирает» (в кавычках, так как этот выбор, скорее, бессознателен)   уход в  себя?  какова функция  отчуждения? Почему человек ведет себя,  на первый взгляд, противоестественно,  изолируясь от мира?
 
В любом  поведенческом стиле, каким бы странным он ни казался окружающим, есть своя логика, свои  причины и своя история развития. 
В рассматриваемом случае отношения нужны для безопасности, а дистанция – для ощущения автономии и своей индивидуальности.  Сближение с другим человеком порождает сильную тревогу,  и отдаление как раз способствует ее уменьшению.  Такие люди постоянно ощущают неспособность выразить себя  и, как следствие, находят утешение в мире фантазий,  иногда – в  виртуальной реальности,  иногда – в  духовных учениях и т.д.
 
**Природная гиперчувствительность и влияние родителей
Люди данного психологического типа конституционально  обладают высокой чувствительностью, быстро утомляются и пресыщаются, то есть то, что для общительного человека является  нормальным времяпрепровождением, для  них  – избыточная стимуляция  нервной системы, согласно различным исследованиям.
Повышенная восприимчивость к внешнему воздействию обычно проявляется с раннего детства.  Гиперчувствительные младенцы,  изначально настроенные на контакт со взрослыми,  остро реагируют даже  на запоздалый  ответ  на их потребности, а уж тем более – на признаки неприятия или раздражения.  Крайний  случай  – откровенное игнорирование и пренебрежение нуждами ребенка (что может случатся как в детских домах, так и в «обычной» семье).
 
Таким малышам  свойственно моментально уходить в себя в неблагоприятной для них ситуации.  Получается, что чем чаще мать (или другой опекун) не реагирует вовремя на сигналы ребенка, тем чаще младенцу «приходится»  замирать, отключать свои потребности, и такая форма реагирования на внешнее окружение закрепляется.  Подавляется естественное желание быть любимым и самому проявлять любовь. Ребенок неосознанно экстраполирует  свой  первый опыт отношений на последующие социальные контакты.  Во взрослом возрасте человеку, скорее всего,  будет крайне сложно поверить в то, что другие люди могут принимать его  таким, какой он  есть, и тепло к нему  относиться.
 
Кроме того, из-за ощущения нехватки внимания и тепла ребенок стремится, образно говоря, вобрать в себя как можно больше , а  для выражения эмоций необходимо уметь не только «брать», но и «отдавать».  Общение становится утомительным процессом для таких людей, они как будто бы теряют внутреннее содержание и им необходимо побыть в одиночестве для восстановления эмоционального баланса.
 
** Раскол между частями личности
Итак, пришло время обсудить структуру личности и добавить в описание психологического типа немного специфических  терминов.
 В этой заметке речь идет о шизоидном характере (не путать с шизофренией, психическим заболеванием!) . Определение «шизоидный» уходит корнями к греческому слову «схизис», что означает «расщепление».  Гиперчувствительный ребенок, вынужденно замыкаясь в себе, как бы  отщепляет  свою ранимую, непосредственную  часть от остальной личности.  Эта скрытая часть личности теряет эмоциональную связь с внешним миром, контакты с окружающими людьми становятся механистичными, поверхностными, им не хвататет искренности.
 
Внешний дефицит компенсируется насыщенной внутренней жизнью:  миром фантазий, мечтаний, иллюзий. Под маской отчужденности и безразличия скрывается голод по отношениям.  Но чем больше  шизоидная личность в них нуждается, тем сильнее она их боится.
Уход от других и от части себя – это надежная защита от разочарований и непереносимых переживаний.  Под защитными механизмами имеются в виду способы, с помощью которых психика адаптируется к реальности  и сохраняет  равновесие.  С этой целью чувственный опыт частично или полностью удаляется из сознания.
 
Другими словами, происходит раскол между мыслями и чувствами.  Шизоидной личности  сложно проявлять себя спонтанно и искренне, в результате,  она пытается решить свои  эмоциональные затруднения посредством интеллектуальных усилий. Человек может либо отрицать наличие у себя каких-либо чувств,  либо  рассуждать о них без тени эмоций на лице и в голосе.
 
** Отношения – такие притягательные, но такие пугающие
Шизоидная личность в глубине души тоскует по  другим  людям,  а на поверхности – отрицает их  значимость.  Отношения для такого человека – это всегда потеря части себя.  Откуда  такой радикальный взгляд?  Можно предположить,  что свою роль играет склонность полностью отождествлять себя с другими. Как обычно, ноги растут из раннего детства, в данном случае речь идет о привычке идентифицировать себя с матерью (или другим значимым взрослым). 
Под идентификацией подразумевается неспособность провести границу между собственной личностью и другим,  а это мешает установлению прочной связи с реальным  человеком.  Как это ни странно, идентификация с матерью чаще всего происходит  тогда, когда мать не удовлетворяет потребности младенца. 
 
Как считал известный психоаналитик Фэйрберн,  психика ребенка склонна вбирать в себя именно плохие внешние объекты, поскольку не способна смириться с их плохостью и неистово стремиться контролировать и изменить их хотя бы в своем внутреннем мире. Безусловно, это иллюзия, но детская психика зачастую оперирует магическим «мышлением».  В результате,  образ плохой матери сохраняется в сознании ребенка и влияет на восприятие им окружающего мира.
 
Получается замкнутый круг: 
  1. Шизоидная личность  отождествляет себя с другим человеком
  2. Как только взаимоотношения с другим человеком становятся эмоционально прочными, шизоидная личность начинает ощущать себя полностью зависимой  и боится быть поглощенной (т.е. потерять себя)
  3. В ответ на этот страх шизоидная личность дистанцируется от другого человека
  4. Высшая степень реакции отчуждения – уход от внешней реальности  в мир собственных фантазий.
Характерная  черта  шизоидного характера -  постоянные внутренние метания от одной крайности ( тяга к слиянию с другим ради ощущения безопасности)  к другой (стремление к абсолютной независимости от других= разрыв отношений).
 
** Резюме. Особенности  шизоидной личности и фокус  психологической работы
Нарисовав широкими мазками портрет шизодиной личности,  теперь кратко перечислю ее основные  психологические особенности:
  • Крайне выраженная интроверсия 
  • Отчужденность, уход от внешнего мира  как следствие сильной интровертированности
  • Склонность  воспроизводить отношения  с образами значимых людей в своем внутреннем мире  вместо того, чтобы выстраивать взаимодействие с реальными людьми в реальном мире
  • Ощущение превосходства над  другими людьми (для того, чтобы компенсировать чувство зависимости от других)
  • Впечатление  эмоционально пустого, холодного человека, не способного сопереживать другим людям
  • Чувство одиночества  (как следствие всего выше перечисленного).
И  немного о психологической работе с шизоидными личностями. 
Люди с явно выраженным шизоидным радикалом  нередко  прибегают к  помощи  тогда, когда осознают, что  платят слишком высокую цену за самодостаточность и абсолютную независимость, когда изоляция становится  непереносимой .  Бывает и так, что человек обращается к психологу не в связи с особенностями своего личностного склада, а  по поводу  каких-то определенных симптомов или состояний:  депрессии, тревожности, навязчивостей или других неблагоприятных проявлений.
 
Глобальная цель психологической работы с  шизоидной  личностью  - помочь  «внутреннему ребенку»  этого человека (т.е. той уязвимой, скрытой и беспомощной части личности, которая  остается с детства замкнутой в воображаемом коконе)  пройти все необходимые стадии развития и вырасти.  В числе этапов на пути к достижению этой цели  будут:  разрушение идентификации со значимыми объектами,  проведение границы между собственным «Я» и другими,  укрепление способности к независимости, сотрудничеству и пониманию других, развитие своего истинного «Я».   Учитывая индивидуальные особенности каждой конкретной личности,  этот путь может быть извилистым  и долгим.  А иногда для того, чтобы  вырасти сначала требуется  вернуться обратно,  т.е. обеспечить  контролируемую и ограниченную по времени регрессию.


Просмотров: 360
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дерпессия шизоидный личности: уход в себя и крик из глубины
  • Взгляды на человека, помогающие понять себя и других
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Как быть в гармонии с собой и не потерять себя в современном мире
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Принять решение за себя или позволить другим это сделать за нас
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Обсессивно-компульсивная личность. Отличие от других типов личности
  • Рецепт мотивации себя и других
  • Наплюй на себя. Живи для других.
  • Как полюбить себя? Почему вы себя не любите?
  • 10 вопросов, чтобы лучше понять себя и свою проблему. В помощь клиенту и психологу.
  • Откуда происходит умение любить себя. Мой Внутренний ребенок.
  • Почему ребенок плохо себя ведет?
  • Психологические особенности людей с пограничным расстройством личности.
  • Лиз Бурбо: Человек не может выздороветь, НЕ ПРОСТИВ самого себя
  • Как перестать себя критиковать и начать поддерживать? И почему психотерапевт не может сказать, как быстро он сможет вам помочь?
  • Почему люди ведут себя странно: деградация эмоциональных потребностей
  • Сравнение себя с другими
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Чувство одиночества поможет нам открыть себя и обрести любовь
  • Психологические границы: как не потерять себя в отношениях
  • ОСОБЕННОСТИ ПРОЖИВАНИЯ ГОРЯ У ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ.
  • Особенности проживания горя у эмоционально-зависимой личности
  • Психолог услуга, которая помогает изменить себя и свою жизнь.
  • Можно ли не оценивать себя?
  • Почему я себя ненавижу, когда ем?
  • Прежде всего Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ, а потом уже статных мужчин, пирог с яблоками и прочие необходимые мне для счастья вещи!
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь