Эмоциональный интеллект и школа

Какой родитель не хочет отличника?

 

Мы внушаем детям: чтобы быть хорошим человеком, нужно хорошо учиться, т.е. получать высокие отметки, посещая учреждение, которое числится в реестре современной образовательной системы. Чем лучше табель, тем мощнее наша гордость. Тем больше поводов поделиться с друзьями своим достижением: мой ребенок - отличник.

 

Однако вот в чем загвоздка: семья и школа посылают детям разные сигналы. Родители, - при условии, что в семье здоровые отношения и их заботит благополучие ребенка, - всеми силами стремятся поддержать его любопытство. Мы полагаемся на школу в надежде, что оценки будут объективными - но упускаем из виду человеческий фактор.

 

Обратившись к собственным школьным воспоминаниям, я уверена, что каждый из нас сумеет воспроизвести в памяти хоть пару случаев обесценивания отличников. В первую очередь отличников обесценивают сверстники: “шестерка”, “тряпка” и классическое снисходительное: “Есть люди умные “по школе”, а есть “по жизни”.” Все вышеупомянутые реплики являются историями, которые ум рассказывает каждому отдельному индивиду в целях поддержания его имиджа в качестве красивого, умного, справедливого человека.

 

Школьник, который стремится к знаниям и в то же время более-менее вписывается в политику школы, получает этот двоякий сигнал:

 

с одной стороны, семья дает ему понять, что хорошие отметки сделают его счастливым,

 

а с другой стороны, ученик понимает, что его стремление к знаниям вызывает насмешки в социальной группе, к которой он сейчас непосредственно принадлежит.

 

Неудивительно, что мнения одноклассников пробивают броню непоколебимости даже у тех детей, которым свойственна уверенность в себе и закаленность характера. Необходимость быть принятым и одобренным заставляет отличника усомниться в верности родительских утверждений.

 
Личный пример. Мои родители - интеллигенты. В нашей семье приветствовалась образность, художественность речи. Я росла в доме с книгами и уже к пяти годам умела хорошо читать и "завернуть витиевато". Естественно, в начальной школе интуитивное понимание логики языка обеспечило мне хорошие оценки. 
Однако стоило мне повзрослеть, как я моментально ощутила на себе язвительную бомбардировку одноклассников. Стоило мне выразить свою мысль, используя характерные речевые конструкции, как класс бросался меня открыто передразнивать. Со временем привычная для меня выразительность речи сошла на нет, и я до сих пор помню, как я искусственно навязывала себе сленг и пыталась получить двойку по географии, дабы быть принятой классом на условиях, которые диктовала действительная, а не воображаемая родителями атмосфера школы.
 

С одноклассниками разобрались. Как насчет сигналов, которые посылают отличникам учителя?

 

В учителях отличники находят поддержку. По крайней мере, так задумано. Но так бывает всегда ли? Случается ли так, что поведение учителя интенсифицирует травлю?

 

Учитель - это человек. Из-за отсутствия акцента на психологическом образовании учителя и подкрепляющей финансовой и эмоциональной мотивации, многие учителя неосознанно посылают отличнику сигнал: “Думаешь, ты самый умный?” Необходимость самоутверждения со стороны учителя заставляет отличника держать свое мнение при себе и пытаться угадать, какую точку зрения нужно озвучить. Таким образом, борьба за отметки превращается в игру “Угадай, что хочет услышать учитель”. Классический пример - сочинение на тему “Что хотел сказать автор”, которое изначально подразумевает однобокое рассмотрение вопроса, представляющее собой угодную современности трактовку мировоззрения писателя.

 

Чтобы оценивание было объективным, необходимо определиться с четкими критериями. Что нам важно оценить на данном этапе? Грамматику и пунктуацию? Использование метафор?

 

Развитие разумности в человеке наступает только тогда, когда учитель понимает, что любое мнение заслуживает место быть, поскольку оно продиктовано личным опытом ученика, и никоим образом не подлежит оценке.

 

Так стоит ли побуждать ребенка гнаться за оценками в пределах системы, критерии которой размыты, система игнорирует психологическое здравие человека, а эмоционально-психологический табель большинства отличников выглядит так:

 

Подавление эмоций - 5.

Неискренность - 5.

Искренность самовыражения - 2.

Способность выразить собственное мнение - 2.

Укрощение критического мышления - 5.

 

Есть надежда, что со временем система образования на просторах СНГ начнет принимать эмоциональную грамотность во внимание. Это произойдет не ранее, чем человечество научится признавать первостепенность эмоционального благополучия и поймет, как снабдить наших детей психикой здоровой и крепкой!

 

Тем не менее,  поддержать развитие эмоционального интеллекта у школьника вне зависимости от оценок можно и в первую очередь нужно дома. Вот как это можно попробовать сделать:

 
  1. Ослабьте давление дома. Перестать ставить хорошие отметки во главу угла. Ребенок должен чувствовать, что его любят не за что-то, а просто потому, что он есть. Такое осознание гарантирует, что в будущем человек сможет строить здоровые отношения с другими людьми, основанные на взаимоуважении и взаимном доверии.

  2. Все эмоции нужны, все эмоции - важны. Создайте в семье атмосферу, где все эмоции признаются как существующие и необходимые. Любая эмоция - естественна. Об эмоциях необходимо говорить. Почему дети боятся выразить свои эмоции? Потому что посредством воспитания у них (и у всех нас) формируется определенный стандарт: такие-то эмоции можно чувствовать, а такие-то эмоции родитель осуждает. Понятное дело, что мы будем пытаться сокрыть эмоции, которые родитель осуждает, тем самым отрицая важную часть себя.

  3. Если вы - учитель, осознайте, что ваше влияние на эмоциональное здоровье ребенка - безгранично. Начните включать в уроки разбор эмоций и ролевые игры, цель которых - подкрепление уверенности в себе у каждого ребенка, приветствие разных точек зрения и развитие критического мышления. Попробуйте проработать сократовский диалог и "Докажи мне, что" со школьниками. Сыграйте в Имаджинариум, чтобы дети увидели, насколько разнится восприятие действительности у каждого из нас! Особенно просто включить такие упражнения в уроки иностранного языка, биологии, географии (уроки культуры), истории и других гуманитарных наук. Используйте смекалку и творчество, чтобы каждый ученик был услышан!

  4. Если вы - родитель, вдохновляйте ребенка на учебу своим примером, проявляя собственное любопытство. У умных родителей - умные дети.

  5. Обустройте дом всем, что вызывает или способно вызвать у ребенка интерес. Вопреки распространенному убеждению, что, мол, взрослые лучше знают, что нужно ребенку, примите, что ребенок всегда сам знает, что ему интересно! Не спешите навязывать ребенку то, что интересно вам! При этом важно обустроить быт так, чтобы растущий человечек имел возможность попробовать разные занятия. Только так он сможет определиться, к чему он тяготеет, а что вызывает у него скуку. Осознание своих сильных сторон приводит к тому, что нам проще выбрать стезю в жизни - а не это ли мучает большинство из нас, взрослевших в более-менее “классической” атмосфере?

  6. Растите и поддерживайте в ребенка психолога! Обсуждайте динамику классной работы. Анализируйте вместе поведение других детей и учителей. Рассуждайте, почему учитель или одноклассник поступил определенным образом. Важно: убедитесь, что посредством игры в психолога вы не подстрекаете ребенка осуждать других детей и не настраиваете его против них. Помогите ребенку зауважать каждую точку зрения. Если замечаете, что в поведении ребенка просматривается враждебность и высокомерие - это повод обсудить это вместе в открытой, позитивной манере.

 

Система образования, как и любая система, - это некая группа людей, которые ведут себя определенным образом. Меняя поведенческие модели, мотивации и устремления каждого индивида, мы можем изменить разрушительные аспекты системы. Не буду оригинальной, если призову вас начинать с себя. Нам всем есть куда расти и к чему стремиться. Секрет в том, чтобы услышать себя и признать свою удивительность - и грозовые тучи рассеются!

 

Лилия Карденас, интегральный психолог, преподаватель, психотерапевт



Просмотров: 360
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Мы – то что мы есть, или то, что нам навязали?
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • То, что я думаю о себе не равно то, что другие думают обо мне
  • Мы с вами такие потому, что выучили, кто мы и что должны хотеть
  • Что нужно сделать перед тем, как вступать в "серьёзные" отношения
  • Что нужно знать, чтобы меньше есть
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Почему нам так больно быть отвергнутым, и что с этим поделать?
  • ИНТУИТИВНОЕ ПИТАНИЕ. А ЧТО, ТАК МОЖНО БЫЛО?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Все, что мы хотим от других, мы можем дать себе сами.
  • Что делать, чтобы нас слышали и учитывали? И чтобы было взаимопонимание?
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь