|
Эмоциональный интеллект и школаКакой родитель не хочет отличника?Мы внушаем детям: чтобы быть хорошим человеком, нужно хорошо учиться, т.е. получать высокие отметки, посещая учреждение, которое числится в реестре современной образовательной системы. Чем лучше табель, тем мощнее наша гордость. Тем больше поводов поделиться с друзьями своим достижением: мой ребенок - отличник. Однако вот в чем загвоздка: семья и школа посылают детям разные сигналы. Родители, - при условии, что в семье здоровые отношения и их заботит благополучие ребенка, - всеми силами стремятся поддержать его любопытство. Мы полагаемся на школу в надежде, что оценки будут объективными - но упускаем из виду человеческий фактор. Обратившись к собственным школьным воспоминаниям, я уверена, что каждый из нас сумеет воспроизвести в памяти хоть пару случаев обесценивания отличников. В первую очередь отличников обесценивают сверстники: “шестерка”, “тряпка” и классическое снисходительное: “Есть люди умные “по школе”, а есть “по жизни”.” Все вышеупомянутые реплики являются историями, которые ум рассказывает каждому отдельному индивиду в целях поддержания его имиджа в качестве красивого, умного, справедливого человека. Школьник, который стремится к знаниям и в то же время более-менее вписывается в политику школы, получает этот двоякий сигнал: с одной стороны, семья дает ему понять, что хорошие отметки сделают его счастливым, а с другой стороны, ученик понимает, что его стремление к знаниям вызывает насмешки в социальной группе, к которой он сейчас непосредственно принадлежит. Неудивительно, что мнения одноклассников пробивают броню непоколебимости даже у тех детей, которым свойственна уверенность в себе и закаленность характера. Необходимость быть принятым и одобренным заставляет отличника усомниться в верности родительских утверждений. Личный пример. Мои родители - интеллигенты. В нашей семье приветствовалась образность, художественность речи. Я росла в доме с книгами и уже к пяти годам умела хорошо читать и "завернуть витиевато". Естественно, в начальной школе интуитивное понимание логики языка обеспечило мне хорошие оценки.
Однако стоило мне повзрослеть, как я моментально ощутила на себе язвительную бомбардировку одноклассников. Стоило мне выразить свою мысль, используя характерные речевые конструкции, как класс бросался меня открыто передразнивать. Со временем привычная для меня выразительность речи сошла на нет, и я до сих пор помню, как я искусственно навязывала себе сленг и пыталась получить двойку по географии, дабы быть принятой классом на условиях, которые диктовала действительная, а не воображаемая родителями атмосфера школы.
С одноклассниками разобрались. Как насчет сигналов, которые посылают отличникам учителя? В учителях отличники находят поддержку. По крайней мере, так задумано. Но так бывает всегда ли? Случается ли так, что поведение учителя интенсифицирует травлю? Учитель - это человек. Из-за отсутствия акцента на психологическом образовании учителя и подкрепляющей финансовой и эмоциональной мотивации, многие учителя неосознанно посылают отличнику сигнал: “Думаешь, ты самый умный?” Необходимость самоутверждения со стороны учителя заставляет отличника держать свое мнение при себе и пытаться угадать, какую точку зрения нужно озвучить. Таким образом, борьба за отметки превращается в игру “Угадай, что хочет услышать учитель”. Классический пример - сочинение на тему “Что хотел сказать автор”, которое изначально подразумевает однобокое рассмотрение вопроса, представляющее собой угодную современности трактовку мировоззрения писателя. Чтобы оценивание было объективным, необходимо определиться с четкими критериями. Что нам важно оценить на данном этапе? Грамматику и пунктуацию? Использование метафор? Развитие разумности в человеке наступает только тогда, когда учитель понимает, что любое мнение заслуживает место быть, поскольку оно продиктовано личным опытом ученика, и никоим образом не подлежит оценке. Так стоит ли побуждать ребенка гнаться за оценками в пределах системы, критерии которой размыты, система игнорирует психологическое здравие человека, а эмоционально-психологический табель большинства отличников выглядит так: Подавление эмоций - 5. Неискренность - 5. Искренность самовыражения - 2. Способность выразить собственное мнение - 2. Укрощение критического мышления - 5. Есть надежда, что со временем система образования на просторах СНГ начнет принимать эмоциональную грамотность во внимание. Это произойдет не ранее, чем человечество научится признавать первостепенность эмоционального благополучия и поймет, как снабдить наших детей психикой здоровой и крепкой! Тем не менее, поддержать развитие эмоционального интеллекта у школьника вне зависимости от оценок можно и в первую очередь нужно дома. Вот как это можно попробовать сделать:
Система образования, как и любая система, - это некая группа людей, которые ведут себя определенным образом. Меняя поведенческие модели, мотивации и устремления каждого индивида, мы можем изменить разрушительные аспекты системы. Не буду оригинальной, если призову вас начинать с себя. Нам всем есть куда расти и к чему стремиться. Секрет в том, чтобы услышать себя и признать свою удивительность - и грозовые тучи рассеются!
Лилия Карденас, интегральный психолог, преподаватель, психотерапевт Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|