|
Работа с обесценивающими и критикующими клиентамиПри том, что в основе критики и обесценивания могут лежать одни и те же причины, на выходе они приобретают самые разнообразные формы в зависимости от структуры психики, жизненной ситуации клиента и ряда других причин. В данном случае я перечисляю их в случайном порядке, допуская разнообразие терминологии, а также и то, что одни механизмы могут являться причинами других. Прежде всего – это пара идеализация-обесценивание Другого, отношений с Другим, критика Других, а также критика и обесценивание собственной жизни. Все это - защитные механизмы, процессы взаимосвязанные, попытаюсь их описать. Естественный механизм сравнения себя и Другого, при наличии сверхидеи долженствования, внушенной значимыми фигурами «Я должен, я обязан сделать, добиться….», при малейшей неудаче запускает механизм обесценивания - «Я не смог, я не добился, я — плохой», а также зависть к другим фигурам, с которыми себя сравнивает человек, жизнь которых удалась лучше, оказалась более ценной. И, собственно, у рефлексирующих клиентов - также зависть к тем, кто способен не обесценивать. Среди механизмов - и чувство вины (я виноват, поэтому должен стать лучше). Здесь звучит и тема власти, порождающая комплекс неполноценности, и, разумеется, тема нарциссизма. Клиент может обесценивать не только собственную жизнь, но и других (или, в начале терапии, только других). Критика направленная на других – это обратная сторона критики самого себя по проективному механизму. Так же выглядит и установка долженствования (Они должны - Я должен, но только чтобы избавиться от чувства вины, только они должны, а я ничего не должен, что опять порождает чувство вины.) Таким образом, обесценивание и критика себя и других тесно переплетается с виной. Обесценивая отношения с другими, клиент обесценивает себя. Может строить поверхностные отношения «наплевать – эта уйдет, новая будет», за этим стоит – Другой не ценность, и, соответственно, я тоже не ценность. Это может быть мазохистической практикой - с помощью обесценивания клиент может наказывать сам себя, так, как наказывали или могли бы (в его фантазиях) наказать его значимые другие. Отто Кернберг и др. указывают, что чем более инфантилен клиент, тем более он склонен к поиску идеального объекта, который является носителем некой функции, которая удовлетворяла бы желающего всемогущества клиента. Чем сильнее дефицит в ранних отношениях, чем слабее наблюдающая часть эго, тем более эмоционален этот процесс поиска. В отношении заботящихся фигур должен был бы произойти процесс идеализации, затем нормального разочарования (деидеализации) и, наконец, установления постоянства объекта – образа значимого взрослого, такого, какой он есть с достоинствами и недостатками (по Маргрет Малер). Но, так как значимые фигуры были незрелы, то ребенок развил небезопасную привязанность, без опоры на своих родителей, пытаясь бессознательно защитить их и спасти, одновременно тревожась и пытаясь контролировать ситуацию, фантазируя о том, что ему не выжить в этом мире. Взрослый незрелый клиент продолжает искать объект, который мог бы отразить его, с которым можно слиться. И если присутствует опыт того, что такой объект не существует, отсутствует или не присвоен, то человек бесконечно меняет одни восторженные и затем обесценивающие отношения на следующие созависимые отношения, ища новое «совершенство». Мы можем встретить также обесценивание собственной боли, собственных переживаний – «я не страдал», «мне не больно». Смех, юмор тоже может результатом обесценивания.
Стратегии работы: В начале работы важна вера терапевта в ценность клиента и демонстрация ему этого факта разными способами – вербальными и невербальными. Важно показать то, что клиент имеет ценность независимо от того, какие выборы он делает. Терапевту важно показать, что ему с клиентом интересно. Также - дать понять, что для Вас ценны любые переживания клиента, даже если он сам их обесценивает, пытается слушать советы («не бери в голову») и сообщает, например - «Из-за этого нормальные люди не переживают, а я переживаю». Клиент может принять также уважение к его переживанию и сочувствие за жалость и начать ее отрицать, не желая чтобы его жалели, и это будет означать, что таков может быть его механизм восприятия отношения других людей. Клиент может испытывать отношения с терапевтом с помощью настойчивого обесценивания и самокритики - «Я такой, я не могу быть другим – моя жизнь прошла зря. Я никчемен и сер. Я плох. Вы даже себе не представляете, как я плох. Я хуже, чем вы думаете». Обесценивание и самокритика могут быть специфическим вызовом для терапевта согласиться с этой критикой, и в этом случае можно идти различными путями, в зависимости от того, какова история клиента, используя и поддержку, и вызов (фрустрацию); дать опору, уважение и, несмотря на обесценивание, демонстрировать позитивное отношение. Клиент может продолжать и продолжать утверждать свою неценность и никчемность, проверяя то, насколько Вы будете крепки в своем уважении к нему, вопреки тому, что он говорит. С другой стороны – когда базовые отношения установлены, зная, что клиент твердо стоит на ногах, можно провоцировать, конфронтировать с обесценивающей частью, соглашаясь с ним – «Да, Вы говорите, что Вы ничего не сделали в жизни, получается, что так…» Но он должен при этом чувствовать, что даже когда терапевт так говорит, он на его стороне. Без этой базы клиент, отыгрывая обесценивание и критикуя себя, не сможет справиться с возникающей тревогой. Обесценивание для клиента можно обозначать как сопротивление. Когда клиент будет к этому готов — сообщать клиенту о том, что он обесценивает. Делать это следует очень осторожно, так как обесценивание - механизм защиты и можно встретить естественный новый виток сопротивления. С другой стороны, в начале терапии может быть совсем другая картина – клиент поражает грандиозностью, обвиняет и упрекает других в том, что они несовершенны, и можно ожидать, что это возвеличивание-обесценивание себя и (или) других как маятник будет качаться на протяжении всей терапии. Обесценивание терапевта как значимой фигуры - один из механизмом обесценивания клиента Очень важны границы, так как клиент (после восторженного периода отношений с терапевтом) может впоследствии начать обесценивать терапевта в результате проекции и нарциссического качающегося маятника между грандиозностью и комплексом неполноценности, и собственной ничтожностью. И это тем вероятнее, если значимая фигура в детстве клиента обесценивала его. Это может быть и отыгрывание вовне бессознательной зависти клиента, что сопровождается агрессией и гневом. С клиентами, с которыми уже возможно работать с переносом, важно это обсудить, оставаясь в точке спокойного присутствия. Однако важно выразить свои чувства и на обесценивание клиента реагировать естественным образом, показать, что терапевт расстроен таким отношением к себе, даже если причины ему понятны. С точки зрения психоаналитических концепций (Отто Кернберг и др.) это выглядит похожим образом. Клиент пытается с огромной силой сделать терапевта настолько хорошим, насколько это нужно клиенту, чтобы продолжать чувствовать себя всемогущим (но часто не лучше самого клиента, чтобы сохранить самоуважение). Терапевту важно понять, как эти реакции очарования-разочарования и обесценивания клиент использует, чтобы контролировать его - терапевта. Такие реакции важно прояснять и помогать клиенту переносить это разочарование. Его реалистическое исследование помогает осознавать чрезмерные требования и конфликты с другими людьми, порождаемые разочарованием. Лишенная осуждения оценка может очень сильно помочь клиенту понять, как именно он разрушает свою жизнь, что мешает ему в его общении с другими. Важно, при общей поддержке внешних событий и достижений, обращать внимание клиента не только на внешнюю событийность собственной жизни, если он начинает обесценивать ее в целом (не сделал, не совершил, не закончил, был ленив и не трудоспособен, не смог), но и на внутреннюю жизнь, которая может быть наполнена осознаваниями, которые на фоне внешних событий и сравнениями с достижениями других могут казаться клиенту менее ценными. С клиентами, обесценивающими собственную жизнь и достижения, важно работать над присвоением выбора. В таком случае человеку легче чувствовать, где он, являясь самим собой, исходя из собственных желаний или нежеланий, совершил сознательный выбор, а когда подчинялся воле других и плыл по течению, так как такая «картинка» часто присутствует у обесценивающих свою жизнь клиентов. Так как механизм обесценивания (обратная сторона оценивания) - в какой-то мере продукт индивидуалистической культуры, продукт гонки за достижениями современного мира, подарок от рефлексирующего и логического мышления, и «так называемого Я», клиенту полезно соприкосновение с другими культурами и традиционными практиками, где субъект «разлит» в природе, соединен с другими такими же субъектами, как и он, естественными связями, где нет места противопоставлению, или оно не так ярко проявлено. Такой опыт может быть полезен для сравнения, для осознавания эгоцентризма, однако, следует быть внимательными, так как клиенты могут рационализировать эти идеи и, например, практики медитации как выход из своей культуры в другую. Неразрешенные невротические проблемы (в том числе обесценивание) могут быть вытеснены, и проявляться несколько видоизмененно (например, погоня за просветлением среди занимающихся медитациями и йогой), но оставаясь теми же проблемами. В контексте обесценивания отношений важно различать разочарование и обесценивание, так как разочарование - нормальное явление в отношениях. В процессе терапии в отношениях с терапевтом и другими значимыми фигурами происходит трансформация отношения к тому, что что-то в отношениях может не устраивать – более зрелый клиент умеет сохранять отношения с Другим, несмотря на то, что в них что-то не устраивает. Сохраняет «вопреки», а не уничтожает «из-за» чего-то. Учится ценить и отношения, и события собственной жизни, может восстанавливать отношения после открытия, что Другой не соответствует ожиданиям, неидеален. То есть нормальное разочарование – это признание того, что Другой может быть несовершенен, переживание грусти и печали по поводу того, что другой является Иным, не идеальным, и не таким, каким клиенту хотелось бы, чтобы он был. Таким образом, в стратегии работы – постепенное поддерживающее сопровождение в разочаровании, в том, что есть не только крайности, но и середина, в осознавании клиента, что это и есть его жизнь. Разочарование возможно и в терапевте, его несовершенстве, ограниченности, том, что он не до конца (как клиенту хотелось бы) понимает клиента. И важно будет выдержать этот период, сохранив связь и стабильные отношения. Это будет постепенно вести к доверию себе и большей независимости (вместо зависимых отношений). Интересно, что в некоторых популярных источниках терапии рационально-поведенческого типа предлагается, для того, чтобы скорее пережить утрату партнера (развод), предлагается его обесценить, чтобы быстрее его забыть. Очень спорный метод, но так как человек бессознательно им пользуется, то терапевты и консультанты по разводам подхватывают его и возводят в метод. В целом, работа с обесцениванием в рамках терапии строится на основе создания отношений, анализа обесценивающих фигур и помощи в осознавании механизмов обесценивания-идеализации. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|