Моя работа – это не я. Я – это не моя работа

На работе мы проводим не только большую часть своей жизни, но и ее лучшую часть. (К. Кушнер)
Работа занимает значительную часть нашей жизни и, неизбежно, оказывает на нас влияние.
Проблема профессионального (психического или эмоционального) выгорания является одной из самых обсуждаемых тем. Впервые термин «staff burnout syndrome» был  предложен в 1974 г. американским психиатром H. J. Freudenberger для описания психологического состояния волонтеров в области психиатрии, которое проявляется в виде психоэмоционального истощения, разочарования в профессии и отказа от работы.
Феноменология синдрома «выгорания» разнообразна. Это ухудшение психического и физического здоровья, эмоциональное истощение, снижение производительности труда и профессиональной мотивации, формирование негативных установок по отношению к работе, нарушение межличностных отношений, формирование зависимого и суицидального поведения и пр.
Синдром выгорания чаще всего формируется у представителей так называемых помогающих профессий (медицинских и социальных работников, представителей сферы образования, психологов, психотерапевтов и пр.). Однако перечень профессий, относящихся к группе риска развития выгорания, постоянно расширяется (например,  специалисты IT-сферы, сотрудники банковских и финансовых организаций).
Традиционным является рассмотрение трехкомпонентной структуры синдрома выгорания (C. Maslach & S. E. Jackson), которая включает в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
Эмоциональное истощение проявляется в ощущении эмоционального перенапряжения, опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов.
Деперсонализация представляет собой тенденцию развивать негативное, циничное отношение к субъектам профессиональной деятельности и устанавливать обезличенные и формальные контакты.
Редукция личностных достижений проявляется в снижении чувства компетентности в работе, недовольстве собой, ощущении снижения ценности своей деятельности, пренебрежении служебными обязанностями, в негативном самовосприятии в профессиональном плане.
В Международной классификации болезней 11-й редакции синдром выгорания относится к отдельному диагностическому таксону – «Проблемы, связанные с занятостью или безработицей», и шифруется QD85: «Выгорание».
Работа — это главное в жизни. От всех неприятностей, от всех бед можно найти одно избавление — в работе. (Э. Хемингуэй)
Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. П. Чехов)
Другая распространенная проблема, связанная с профессиональной деятельностью, - трудоголизм или работоголизм. Термин «работоголизм» был предложен в начале 70-х годов ХХ в. священником и профессором психологии религии W. Oates. Автор определил работоголизм как аддикцию к работе, компульсию или неконтролируемую потребность к непрерывной работе.
Трудоголизм, как и прочие аддикции, является своего рода бегством от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается фиксацией на работе.
При этом человек не стремится к работе в связи с материальной необходимостью. Работа заменяет собой любовь, дружеские отношения, развлечения и другие виды активности. Семейные отношения и прочие виды активности работоголик воспринимает как помехи, которые отвлекают от работы и вызывают раздражение. Это приводит к отчуждению от семьи и друзей, изменениям в эмоционально-волевой сфере: эмоциональному истощению, снижению способности к эмпатии, нарушению системы межличностных отношений.
Важной чертой трудоголизма является компульсивное стремление к постоянному успеху и одобрению со стороны окружающих. Такая личность испытывает страх потерпеть неудачу, «потерять лицо», быть обвиненным в некомпетентности, оказаться хуже других. Компульсивная фиксация мыслей на работе позволяет справиться с постоянным переживанием тревоги. Некоторые исследователи подчеркивают, что трудоголизм представляет иногда даже смертельную опасность. Известны смертельные случаи вследствие работоголизма. Особенно остро эта проблема стоит в современной Японии.
В некоторых исследованиях отмечается, что работоголизм  может приводить к развитию деструктивных аддикций и у членов семьи. Есть данные, что дети работоголиков склонны к злоупотреблению психоактивных веществ.
Во многом развитию трудоголизму способсвует сама организация и стиль руководства в ней. Сверхценное отношение к количественных показателям работы, бесконечные «выполнения и перевыполнения плана», фиксация внимания на формальной стороне работы (например, на разного вида отчетах), стремление произвести благоприятное внешнее впечатление, система мелочного контроля, постоянных проверок эффективности, качества и пр. основаны на недоверии к человеку, неуважении его личности и способствуют формированию трудоголизма и снижением способности к самореализации.  
 
Обозначенные проблемы все чаще становятся темой запросов для психологического консультирования и психотерапии. Из моей практики свою эффективность показали техники телесно-ориентированной, эмоционально-образной и когнитивно-поведенческой психотерапии. Эффективным является обучение клиентов методам психической саморегуляции (основам дыхательной и мышечной релаксации, аутогенной тренировки как методам саморегуляции эмоционального состояния в условиях стресса), развитие навыков конструктивного совладающего поведения в условиях стресса, работа с неконструктивными когнициями, связанными с профессиональной деятельностью.
На мой взгляд, одной из важных составляющих психотерапии профессиональных деформаций является работа с ценностно-смысловой сферой клиента. В процессе работы важно научить клиента  различать основное ядро своей личности, свою сущность, и другие, второстепенные части (ценности, установки, поведенческие паттерны). «Разотождествление» своей сущности, своего Я и второстепенных частей позволяет более конструктивно и объективно подойти к проблеме трудоголизма или эмоционального выгорания. Когда человек «расширяет» границы своей личности, включая в них работу (а также нередко и других людей из своего окружения), он становится не только чрезмерно поглощенным ее содержанием, но и остро реагирует на любые профессиональные неудачи, незначительную критику своей работы так, как будто это покушение на его личность и даже само существование. Важно помочь клиенту осознать свои неконструктивные установки, нереалистичные ожидания относительно работы и сверхзначимое отношение к исполняемым обязанностям.
Формирование у клиента правильного ценностного отношения к работе способствует сохранению его профессионального и психологического здоровья.  


Просмотров: 144
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Меня здесь нет» или синдром эмоционального выгорания
  • Синдром эмоционального выгорания: как остановиться, не выпав из обоймы? 8 практик, которые обязательно помогут
  • Как "отползти", когда понял, что "попал"! Или еще раз о синдроме эмоционального выгорания.
  • Синдром эмоционального выгорания
  • Экзистенциальный коучинг или как прийти к хорошей жизни на работе. Открытая лекция А. Лэнгле
  • Когда не стоит ждать чуда или мифы о работе психолога. Часть 2.
  • О религиозном чувстве и поэтике языка Зигмунда Фрейда в его работе «Недовольство культурой»
  • 6 симптомов эмоционального выгорания
  • Трудоголизм на работе: последствия и профилактика.
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и основные актуальные проблемы, возникающие в процессе его работы
  • 15 мыслей о личностном развитии и работе над собой
  • Когда не стоит ждать чуда или мифы о работе психолога.
  • Гештальт-терапия в работе с женщинами, переживающими развод или разрыв отношений
  • Страх перед будущим: что это, причины, способы работы с ним
  • Мой ТОП мифов о психологах и их работе (Часть I)
  • Мой ТОП мифов о психологах и их работе (Часть II)
  • Автор или жертва — кто ты в отношении своей жизни?
  • Как справиться со стрессом на работе
  • Как справиться со стрессом на работе
  • Кто и что является источником кризиса в психотерапии?
  • Случай из психотерапевтической практики: Стоит ли терапевту внимательно относиться к своей жизни во время психотерапии?
  • Био-Психо-Социо-Духовная модель человека. Советы по работе над собой.
  • Техники для работы с осознанием тела и сексуальности (+ подборка карт для работы)
  • 10 советов от старшего, мудрого поколения. О жизни, работе, учебе, семье, одиночестве, возрасте...
  • Ресурс ответственности. Или как стать автором своей жизни.
  • Границы в жизни и психотерапии. Что это и зачем?
  • Синдром лягушки в кипятке, или когда обращение к психологу – является лучшим решением?
  • Кризис среднего возраста или как стать автором своей жизни.
  • Синдром выгорания
  • Обнуление как способ жить дальше. Или как пройти через НОЛЬ своей жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь