|
Экзистенциальный коучинг или как прийти к хорошей жизни на работе. Открытая лекция А. Лэнгле
Источник: Альфрид Лэнгле часто приезжает в Россию, и, во всей видимости, давно познал российскую нерасторопность. Так что я, прибежав на 20 минут позже, всё равно поспеваю к началу. Большая «потоковая» аудитория уже заполнена, приносят дополнительные стулья. Вскоре появляется сам лектор в сопровождении переводчика. Спокойный и седовласый, он похож на доброго волшебника. Поблагодарив присутствующих и организаторов, Лэнгле начинает лекцию. Его размеренная речь и выразительный голос создают в аудитории атмосферу спокойствия и умиротворения. Задачи экзистенциального коучинга в работе — снизить стресс и прекратить выгорание. Принципы экзистенциального коучинга применимы не только к работе, но и к личной жизни. 15-20 лет назад коучинг вошёл в моду, потому что мы живем в довольно сумасшедшее время, когда велики скорости и работы, и отдыха. На работе всё больше давления. Работа становится всё более автоматизированной и абстрактной. Это предъявляет высокие требования к внутренней структуре человека, и организационной структуре. Больше и возможностей и одновременно больше требований. С каждым 10-летием становится все сложнее найти тихое место, чтобы расслабиться и побыть с самим собой. Человек погружён в поток информационных соблазнов. Личная жизнь становится все более плотной и насыщенной. То же самое и с работой. В настоящее время требуется что-то противопоставить этой ситуации. В ответ на эту ситуацию мы должны развить внутреннюю структуру и отвечать на вызовы. Нам нужно больше персонально присутствовать в жизни. Противостоять ритму и автоматизму. Это одна из особенностей нашей цивилизации. Для человека естественно поддаваться множеству возможностей. В кафе или в туалете экраны телевизоров или смартфонов привлекают нас. С точки зрения эволюции это естественно смотреть туда, где что-то происходит. И нам стоит трудов отвлечься и посмотреть, например, на партнёра. Эта ситуация требует найти свой ответ и идти своим путем. В том числе сквозь давление, которое мы встречаем на работе. Давление может быть в виде высокой зарплаты, и тогда сложно сказать «нет». Либо давлением могут быть обстоятельства, и приходится работать, чтобы обеспечить себя, свою семью. Но есть ещё кое-что. Большая часть нашей работы происходит с машинами и компьютерами. И это отличается от того, что делает, например, фермер. Физической работы практически не осталось. Физическая работа связана с усталостью. Если я работаю физически, я устаю, я потею и чувствую, что я работал. А при абстрактной работе я живу как бы не полностью. Абстрактная работа вносит раздвоение. И поэтому после неё нужны спорт или встречи с друзьями. Это создаёт фон, на котором мы все находимся. Мы должны встречать ситуацию, когда работа давит и соблазняет, и привносить в неё себя. Некоторым людям, которые находятся под большим стрессом или ответственностью, нужно определённое сопровождение, партнёр по диалогу, чтобы немного снять эту сложность. Руководителям организаций нужен человек, который может позволить увидеть ситуацию с разных сторон. Поэтому развилось такое направление как коучинг. Что такое коучинг. Коуч — это как кучер. Тот, кто ведет повозку, направляет её. Коучинг впервые был применён в спорте. Это отчасти супервизия, помощь и консультирование. Информация и наблюдения, которые помогали улучшить достижения. В Америке в 30-40 годах коучинг начал проникать в сферу работы. Коучинг в наши дни — это особая форма консультирования, связанного с определённой темой, с которой мы сталкиваемся на работе. Это не семейное и не парное консультирование, хотя в последнее время уже коучинг начал распространяться и на эти области, на новые сферы жизни. Термин коучинг более современен, чем термин консультирование. Между ними нет четкой разницы. Методы одни и те же. Задачи консультирования — прояснить проблему и дать инструменты для её преодоления. За коучингом обращаются люди без психопатологий, которым нужна новая информация и новые взгляды на ситуацию со стороны. Клиент коучинга должен стоять на собственных ногах. В отличие от этого в психотерапии требуется более тесное сопровождение. В экзистенциальном направлении патология понимается как такие проблемы, которые не дают человеку делать те вещи, которые он хочет. Например, при генерализованном тревожном расстройстве тревога не даёт человеку пойти в кино или на работу и т.д. То есть психотерапия предназначена для работы с расстройствами, а консультирование и коучинг — для здоровых людей. Есть много видов коучинга. Есть например, лайф-коучинг, который сосредоточен на жизни клиента, его основных жизненных планах, на развитии карьеры. Мы будем говорить о коучинге работы. Он сосредоточен на жизни в состоянии работы. И задача а том, чтобы оптимизировать рабочие процедуры, чтобы в них было меньше фрустрации. И, конечно, меньше выгорания. Коучинг находится между двумя полюсами. С одной стороны находится психологический полюс, и тогда мы смотрим на внутренние процессы. Если у человека сильная тревожность, то мы смотрим, как мы можем снизить тревогу, например, перед выступлением. Этот полюс о том, что нужно человеку психологически. Другой полюс — организационный. Например, тайм менеджмент или организационная структура. Тут мы больше смотрим на мир. И между этими полюсами находится работа с навыками. Попробуем совместить коучинг с экзистенциальным подходом, который сосредоточен на человеке. Мы отталкиваемся от способностей человека и двигаемся к рабочим целям. Экзистенциальный коучинг принципиально открыт к разным коучинговым подходам, их можно совмещать. В центре внимания человек, его чувства и переживания, но инструменты могут использоваться разные, например, из гештальта, психодрамы или системной психотерапии. В основе лежит теория о четырёх фундаментальных мотивациях (ФМ). Первый аспект этой теории – понимание, что человек может. Это приближение к реальности, возможностям и ограничениям человека. Второй аспект – время, достаточное, чтобы обратиться к жизни. Третий аспект – ценности. То, что человеку нравится делать, что соответствует его внутренней сущности. И тогда человек чувствует, что его действия оправданы. И четвертый аспект или результат — это то, что человек видит смысл в том, что он делает. Если какое-то из этих результатов не получен, то с экзистенциальной точки зрения коучинг не завершён. Процессуальная модель в экзистенциальном анализе называется “персональный анализ”. Он позволяет человеку принять ситуацию и привнести в неё себя. В чем проблема людей, которые приходят к коучу? Чаше всего это стресс. Но у этого стресса могут быть различные причины. Чтобы понять эти проблемы и структурировать их, мы можем использовать экзистенциальную модель, которая состоит из четырех фундаментальных мотиваций (ФМ). 1ФМ. Стресс может быть связан с тем, что ситуация слишком много требует и давит. Давление, требование работать продуктивней, ситуация постоянного соревнования. Ситуация избыточных требований. 2ФМ. Но стресс может быть и в другом измерении. Например, человек выполняет работу уже полгода, но она такая скучная. Конечно, она оплачивается, и в этом проблема. Работа или скучная, или в ней нет смысла, или отношения такие холодные. Человек может сказать — у меня проблемы с отношениями, люди не принимают меня, не любят меня. Или он скажет: я задыхаюсь, мне не хватает времени, я не могу установить отношения с тем, что я делаю. Если на кону только деньги или продуктивность, то люди — это всего лишь капитал. 3ФМ. Стресс от того, что мы чувствуем, что функционируем, как машины, как роботы. Человек испытывает отчуждение. Проблема в этом измерении является то, что человек не знает, как себя направить. Стресс может быть связан с ожиданиями от себя или от людей. Скажем, я или начальник ожидает отсутствия у меня ошибок. Или мои решения, моя позиция не имеет никакого значения на работе. Отправляют в другой отдел и не спрашивают меня. Человек начинает задаваться вопросом — кто я вообще такой? 4ФМ. Очень много людей приходят и говорят, что работа не имеет смысла. Они чувствуют гнев и разочарование. Компании очень концентрированы на целях, вводят штрафы или поощрения для достижения целей. Тогда начальник начинает давить на сотрудников, чтобы получить награду. Часто у людей нет внутреннего убеждения, что то, что они делают — это действительно кому то нужно. С нарушением 4ФМ связана такая ситуация, что людьми злоупотребляют, и они испытывают стресс. Её может создавать, например, идеология. Что такое дистресс? Это ситуация несоответствия требований возможностям. Если я чувствую, что могу с этим справиться, то это эустресс, “благоприятный стресс”, где я могу показать свои возможности. А если возможностей недостаточно, то возникает дистресс. Это ситуация самоэксплуатации. Стресс — это всегда ощущение, что “мне этого слишком много”. Тут есть определенные последствия. Они стимулируют нас и мы чувствуем побуждение отдать всё по максимуму, или отказываемся от всего и чувствуем фрустрацию. Эти ситуации избыточных требований давят на нас. И тогда мы начинаем делать вещи, с которыми у нас нет внутреннего согласия. Если мы испытываем стресс, то это нарушение внутреннего согласия. Экзистенциальный анализ постоянно работает с внутренним согласием. Внутреннее согласие — это моё внутреннее “Да”. Если я не только думаю “да”, но и переживаю его, то я полностью присутствую, я вхожу в контакт со своими чувствами, у меня есть видение ситуации. Затронуты все четыре ФМ. Основная задача экзистенциального анализа – понять, есть ли у человека внутреннее согласие с тем, что он делает. Рассмотрим пять аспектов, или пять инструментов экзистенциального коучинга. Инструмент 1. Ищите внутреннее согласие во всем, что вы делаете. Это предотвращает стресс, отчуждение от себя, копинговые реакции. Когда есть внутреннее согласие, мы все равно устаём по вечерам от работы, но мы не истощены. И чувствуем внутреннюю наполненность. “Да, это был тяжёлый день, но я чувствую, что сделал что-то хорошее. Я могу принять свои ограничения, но наслаждаться тем, что я сделал”. Мы не титаны и не боги, мы очень ограниченные существа, но внутри ограничений всегда есть много возможностей. Мы никогда не можем получить всё, а только немного. Но этого должно быть достаточно. Инструмент 2. Соответствует 1ФМ. Первая фундаментальная мотивация приносит девиз: “Увидь свои возможности”. Что это означает? Это имеет отношение к реальности, к тому, что дано. И на данности, с которыми мы сталкиваемся в жизни. В экзистенциальном коучинге мы должны находить и создавать пространство для действий и свободы. Это снижает давление. Когда передо мной есть возможности, я не чувствую, что меня заставляют. Возможности — это пространство человеческого, где мы можем пребывать. Нужно задавать себе вопрос: что для тебя возможно в этой ситуации? Поэтому не надо паниковать, посмотри, что ты действительно можешь? Попробуй для себя это определить и принять. Например, если у студента на носу сложный экзамен, он может позаниматься с репетитором или посидеть с книгой в библиотеке. Нам нужна определенная скромность, смирение, чтобы принять свои возможности. Или, например, если на работе человек находится под давлением начальства или испытывает издевательства сотрудников, то нужно не фиксироваться на этом, а посмотреть, что можно сделать. Можно поговорить с начальником или с сослуживцами. Всегда можно что-то сделать. Если нет этих возможностей, то это не моя ситуация, и я должен отсюда уйти. И эта фиксация на возможностях делает нас творческими. Я могу видеть путь, по которому могу пойти, а не пропасть, а которую я могу свалиться. Пропасть опасна, и тогда можно отвернуться от пропасти и посмотреть на тропинку, по которой я иду. В этом внимании на возможностях очень важным элементом является тело. Тело — это возможность, с которой я пребываю в моей жизни. Телесное движение важно, чтобы повысить ощущение возможности в моей жизни. Большую роль в телесном движении играет дыхание. На протяжении тысяч лет йога говорит о важности дыхания. Глубокое дыхание создаёт внутренне пространство. Когда есть внутреннее пространство, я понимаю, что я могу найти пространство и вокруг себя. И тогда мы можем создать вокруг себя защиту. Например, защиту от издевательств. Я могу заявить о себе и защитить себя от булинга или избыточной работы. Когда мы осознаём свои шансы и свои возможности, это создает нам защиту. В коуч-сессиях мы можем углублять ощущение защиты. «Ищи то, что ты можешь здесь и сейчас». В результате у меня больше свободы, я могу дышать и находиться здесь. Как минимум, найти силы, чтобы выдерживать. Иначе мне нужно уйти. Если я не могу находиться здесь, то оставаться вредно. Инструмент 3. Соответствует 2ФМ. “Дай себе время”. Что есть время? Время — это пространство в жизни. Если я решаю уделить чему то время, я даю этому пространство в жизни. У нас нет никакого времени кроме того времени, в котором мы живём. Как будто каждый день мы отрезаем от колбасы тоненький кусочек. Поэтому давайте себе время и делайте вещи в своём ритме, не давайте себя сбивать. И не пытайтесь двигаться быстрее. У времени две стороны. Первая сторона: время нам дано. Пока я жив, оно у меня есть. Это обеспечивается продолжительностью моей жизни. Но может случиться, что время прошло, и ничего не произошло. Я потратил время и не получил ничего. Вторая сторона: у нас есть время, но если мы не уделяем это время, то у нас его нет. У нас много времени, но мы осуществляем это время только когда решаем, чему его посвятить. Выделяя время, я развиваю себя в выбранном направлении. Если я читаю книгу и уделяю этому время, то я могу быть в этой книге, переживать её. Если нет времени, я бегу а МакДоналдс и проглатываю фастфуд. А уделять время — значит наслаждаться тем, что я ем. Экзистенциальное правило звучит так: то, чему я уделяю своё время, для того и живу. Когда я уделяю время, то только тогда и живу. Поэтому очень важно уделять время отношениям, и тогда в отношениях будет больше жизни. В экзистенциальном анализе мы спрашиваем, действительно ли то, чему человек уделяет время — это то, чего он хочет? Или просто он позволят вещам происходить с ним? Тогда он просто не живёт. И это, конечно, экзистенциальный стресс, потому что он отрицает жизнь. Если я уделяю время, то я открываю себя отношениям и чувствам по отношению к тому, что я делаю. Результат: уделяя время, мы приходим к собственной жизни. Инструмент 4. Соответствует 3ФМ. “Делай то, что важно для тебя. Следуй за своим интересом, своими убеждениями, своими заботами”. Этот принцип вносит возможности. Потому что то, что важно — это твой внутренний потенциал. И когда ты делаешь это, ты верен себе. Например, в ситуации экзамена — делай то, что интересно. Если не удается найти интерес, то нужно бросить это дело. Если испытываешь издевательства в коллективе, то стоит спросить себя: а интересно ли мне с этими людьми? Или я просто боюсь сменить работу. Чему я хочу уделять внимание? Что имеет для меня значение на этой работе? Я могу уменьшить свою перегрузку, если буду заниматься тем, что действительно важно для меня. Выбирая такие дела, я не бросаю себя, принимаю себя всерьез, я не жертвую собой. И тогда я чувствую что то, что я делаю, так хорошо соотносится со мной. Это приводит к способности проводить границы. В коучинге это может приводить к темам самооценки и ценности других. Результатом является аутентичная самоценность. А когда мы переживаем самоценность, мы открыты для аутентичных встреч. Инструмент 5. Соответствует 4ФМ. “Делай то, что нужно”. Понятие экзистенциального поворота: мы оборачиваемся к деятельности, в которой видим смысл. Это одна из основных идей Виктора Франкла. Чтобы это сделать, нужно немного отступить от себя, посмотреть вокруг и внутрь себя. Это другое измерение. Посмотреть вокруг себя, открыться, почувствовать вопрос: Что здесь нужно, о чем идет речь? В чем фокус этой ситуации?” Например, я смотрю сейчас вокруг и понимаю, что здесь что-то нужно, а именно — нужно, чтобы я завершал свою лекцию. Четвёртая ФМ говорит о том, что меня может что-то затрагивать, но я также должен соотносить себя с другими. Возможно, я хочу много сделать на работе, но если мои отношения с близкими людьми требуют больше времени, я там нужен больше. На работе много возможностей, когда можно делегировать какие-то дела. В конфликте с начальником можно посмотреть, что моему начальнику нужно от меня? В результате мы открываемся более широкому контексту, контексту ценностей. Таким образом, с учетом возможностей, уделяя время, с учетом наших собственных интересов мы выходим в мир и спрашиваем, где мы действительно нужны? И тогда у моей жизни возникает направление. Я могу почувствовать, что вношу вклад в что-то большее, чем я. И это что-то называется смыслом. Мы призваны выносить себя в этот мир, чтобы наше бытие здесь было важно для других, для более широких контекстов, таких как семья или общество. Надеюсь, эти пять принципов помогут структурировать вашу жизнь и вашу работу в коучинге. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|