Групповая терапия- что за зверь такой?

Ходил с девочкой в один садик в одну группу, в школе в один класс, в колледже в одной группе... 

На фейсбуке смотрю — ей 25 лет, а мне 32.

    С самого рождения мы попадаем в различные социальные группы: рождаемся в семье мамы папы и братьев-сестер. Знакомимся с расширенной семьей- бабушки, дяди, племянники, мужья двоюродных тетушек… У некоторых эта система состоит из большого количества элементов, у других может быть ограничена одной мамой без прочих близких. Подрастая, мы можем стать участниками детсадовской группы, класса, кружка по макраме, неформальной тусовки подростков. Глобально мы принадлежим к государству, как макрогруппе.

Так или иначе, нам постоянно приходится вступать в отношения с группами. Иногда они приносят заряд бодрости, поддерживают, принимают нас. Иногда группы могут отвергать, травить, приносить травматичные переживания. Очень интересной формой исследования отношений с собой и другими может стать психотерапевтическая группа. Такие группы формируются обычно из 6-12 участников, встречаются раз в одну или две недели на фиксированое время от 1.5 до 4 часов и платят за это определенную сумму денег. Бывают и другие варианты частоты встреч и количества участников. Я буду описывать наиболее часто встречаемые, если вы увидите немного другие условия-это тоже нормально! 

Количество участников группы должно быть таковым, чтоб сформировался микроаналог наших социальных групп в реальной жизни, между участниками могли появляться как индивидуальные взаимодействия и симпатии, так и общие, коллективные процессы. Именно поэтому сильно маленькое или большое количество людей может либо остаться набором индивидуальных связей, либо стать большой группой, где будет наблюдаться только коллективная динамика, без возможности уделить время каждому участнику. Ведут группу обычно либо два психолога, так называемые ко-терапевты, либо один ведущий.

Для того, чтобы в группе могли разрешаться внутренние конфликты участников, исследоваться их поведение и отношения с другими людьми, происходить психологические изменения, важны некоторые условия:

  • Ведущие устанавливают правила. Основные – это правило конфиденциальности, где участники договариваются не выносить факты и события происходящие на группе за пределы этого пространства, что создает доверительную атмосферу и возможность делиться сокровенным.
  • В том числе нежелательно обсуждать жизнь в группе с другими участниками между встречами либо поддерживать с ними отношениям, для того, чтобы весь материал был доступен как ведущим, так и всем членам группы в равной степени. По этой же причине в группу обычно не берут мужа и жену, брата и сестру, людей находящихся в каких-либо отношениях рабочих, дружеских, личных вне пределов группы.
  • В группе запрещено физическое насилие для обеспечения физической безопасности участников. Любые проявления злости там учат выражать словами, называя свои переживания.
  • При желании группа может договориться и о дополнительных правилах : не пользоваться телефонами во время встреч, не пить воду и не есть, использовать либо не использовать нецензурную лексику итд.

Основной инструмент для исследования себя и изменений - это общение, но конечно, совсем не такое как происходит на семейном застолье или в кругу друзей. Ведущий помогает участникам знакомиться, создавать рабочие отношения, обращать внимание на собственные переживания из внешней жизни либо возникающие на группе. Участники могут принимать участие в обсуждении ситуации одного человека, либо на общую для всей группы тему. Психолог при этом наблюдает, какие особенности в общении с другими есть у каждого из участников, либо возникают в группе в целом, делится с группой своими наблюдениями, поддерживает поиск новых, более продуктивных форм взаимодействия согласно запросу и потребностей каждого.

В гештальт-группах распространена также такая форма работы как индивидуальная сессия в кругу. Один из участников выходит к ведущему и определенное время они работают в индивидуальном формате над запросом участника. В это время группа обращает внимание на переживания, образы и метафоры, телесные реакции, которые рождаются во время работы, и по ее завершению дает участнику обратную эмоциональную связь. Она дополняет сессию клиента, может выделить те чувства, которые были вытеснены, либо поддержать похожестью опыта и переживаний, сочувствием.

По степени постоянства состава бывают

  • открытые группы, где на любую встречу могут прийти новые участники,
  • полуоткрытые, когда присоединение новых участников возможно, но не в любой момент времени, а по установленному ведущим и группой графику
  • закрытые- когда набранный состав участников остается постоянным до конца проекта.
Покинуть группу участник может в любой момент, но по договоренности он должен посетить две прощальные встречи для завершения отношений с группой и каждым из участников и ассимилировать полученный за это время опыт. Для закрытых групп такое прощание обычно происходит одновременно для всех в две последние встречи.

Текст получился достаточно большим,и максимально сжатым одновременно. Если вам хотелось бы узнать побольше про определенные аспекты и нюансы групп - пишите, обязательно постараюсь дать на них ответы в следующих статьях!

 


Просмотров: 368
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Что обычно происходит на психотерапевтической группе? Чего ожидать?
  • Мир сражающихся женщин. Все, что вы когда-либо хотели знать о борьбе за любовь.
  • "Таблетка для счастья". Полезные тренинги, семинары и группы, и не очень - как отличить?
  • Рекомендации для работы на группе
  • Скрыть «Меняйся, если вообще чего-либо хочешь!» - о газлайтинге, критике и о внутренних изменениях.
  • Что такое психотерапевтические группы и зачем они нужны
  • Матрица человеческой группы. Как предсказать, что будет дальше?
  • Время для дружбы. Или почему с возрастом сложнее заводить друзей?
  • ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ. ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ?
  • Всегда вне группы
  • ШИЗОИДНЫЙ УЧАСТНИК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
  • МОЛЧАЩИЙ УЧАСТНИК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
  • Искуственный интеллект в роли тренера. Может ли машина стать примером для коуча?
  • Правила для родителей юного спортсмена во время соревнований
  • Давайте выполним это простое упражнение, чтобы проверить, как это происходит в вашей жизни?
  • Чувства - это самое главное или может нет?
  • НЕ ТАК СТРАШНА СМЕРТЬ, КАК ЕЕ МАЛЮЮТ или СМЕРТЬ МОЖЕТ БЫТЬ КРАСИВОЙ.
  • ГДЕ ИСКАТЬ ОПОРЫ ВО ВРЕМЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Когда одной консультации может быть достаточно
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Время за нами (Ты работаешь на время или оно служит тебе?)
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • О роли ведущего в создании и сохранении терапевтической среды группы
  • Скучно? Это может быть полезно!
  • Может, достаточно вранья? Коммуникация, это ....
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь