Вегетососудистая дистония у детей как психосоматика - это нормально или нет?

На днях мне предложили написать комментарий относительно панических атак у подростков и их возможной связи с суицидом. После публикации мне захотелось раскрыть эту тему подробнее, поскольку в наше время тревожные расстройства дают знать о себе все чаще и чаще, и зачастую их корни уходят именно в детство и пресловутый диагноз ВСД. Эту статью я разбила на 2 части. Первая - лайт версия о том, что не всегда ВСД это что-то ужасное, и как лучше поступить, чтобы не формировать у ребенка позицию "неизлечимо больного". Вторая статья о том, что важно знать когда за диагнозом ВСД скрывается нечто большее, чем простой вегетативный криз.
*****
Диагноз которого нет . Не имеет значения как мы сформулируем диагноз ВСД, чтобы он подходил под МКБ - вегетососудистая дистония, нейроциркуляторная дистония, психовегетативный синдром или даже соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы и пр.. Значение имеет то, что этот диагноз описывает психосоматическое расстройство - болезнь которой на самом деле не существует. И как вы наверное догадались, поскольку болезни здесь нет, то и вылечить ее невозможно. В то же время, как при любом психосоматическом расстройстве, симптомы которые испытывает клиент-пациент, в данном случае ребенок, абсолютно настоящие. Тогда ребенок которому поставили диагноз подобный ВСД попадает в замкнутый круг, а задача психолога-психотерапевта его разомкнуть.
Что происходит и почему. То что мы называем "ВСД" может проявляться по-разному, и соответственно причина тоже будет разной. У одних давление резко падает, у других повышается, в отличие от взрослых у детей нередко может быть и боль в животе, а могут встречаться боли в сердце или шее. Поэтому для того, чтобы узнать наверняка что происходит конкретно с этим ребенком, нужно обсуждать конкретно его симптомы. И безусловно начать нам нужно с врачей, как вы наверное догадались - кардиолога, ортопеда, гастроэнтеролога, эндокринолога и невролога. Когда каждый из них проведет свою диагностику и поймет, что никакой болезни здесь нет, он или объяснит что происходит и даст рекомендации по коррекции образа жизни, или поставит диагноз ВСД и назначит симптоматическое лечение или плацебо-препараты. И давайте говорить откровенно, второй вариант чаще выбирают сами родители. И снова за откровением - нередко этот вариант срабатывает, т.к. психосоматический симптом получил внимание, уход и заботу которых ребенку не хватало, и ушел восвояси.
Но не всегда такой рецепт помогает и не всегда за детской психосоматикой скрывается жажда внимания. Если говорить с точки зрения физиологии, то симптомы которые назовут вегетососудистой дистонией часто связаны с:
- условно нормальными вегетативным реакциям -  функциональные боли (в растущем организме сердце и сосуды могут развиваться неравномерно, поэтому чрезмерная активность или физ.нагрузка может вызвать сердечную симптоматику); гормональная перестройка растущего организма (что часто случается у подростков);  конституциональные особенности (так получилось, у кого-то зрение плохое, а у кого-то сосуды слабые, это нельзя изменить, но можно корректировать и контролировать). По большому счету в постоянно растущем и развивающемся организме всегда происходят какие-то физические изменения. Наш мозг может отреагировать на любые из них как на "опасность", вырабатывая адреналин или норадреналин и тогда главное не заострять внимание ребенка на этих симптомах, так как скоро мозг распознает эту новую ситуацию как нормальную и все успокоится само по себе.
- к более неестественным отнесем - неправильный образ жизни (начнем с длительного сидения за гаджетами когда мышцы напряжены, сосуды пережимаются, но сюжет игры волнует и заставляет сердце гонять кровь сильнее, закончим банальным недостатком кислорода и нарушением режима сна (норма 9 -10 часов)); последствия других заболеваний (в том числе когда неокрепший после болезни ребенок вливается в режим больших нагрузок); различная химия (как вейпы и энергетики, так и хаотичное витаминизирование, ну о чипсах и газировках и так понятно); диетическое состояние (как по причине расстройств пищевого поведения, так и по причине диет инициированных идеей "что-то ты стал поправляться, поживи пока без углеводов"); спортивные микротравмы или чрезмерная нагрузка на развивающийся позвоночник, включая длительное сидение/стояние; чрезмерная интеллектуальная нагрузка. Здесь ситуацию уже удерживаем мы сами, мозг реагирует не на новинку, а на постоянный физический стресс, пытаясь его смягчить с помощью выработки гормона стресса - кортизола. Что же делают эти гормоны?
Так или иначе, в каждой из этих историй действует 2 основных принципа саморегуляции или самозащиты организма от стресса (как физического, перечисленного выше, так и психического, описанного ниже). Это приспособительные реакции организма, которые помогали выживать в условиях опасности - учуяв хищника нужно притвориться мертвым (страх парализующий - появляется слабость, головокружение, иногда "хватает живот") или атаковать и нападать (страх мобилизующий - мышцы приходят в тонус, сердцебиение и дыхание учащаются, кровь приливает). То есть в ситуации которую мозг воспринимает как угрозу, наш организм выбрасывает в кровь гормоны, которые либо мобилизуют нас бороться, либо стать неинтересными. Как только мозг понял, что реальной "опасности" нет и все в пределах допустимого - он вырабатывает другой гормон и через время слабость и тремор отходят, все восстанавливается. В целом обе эти реакции абсолютно нормальны и проблема больше в том, что ребенок пугается самого такого состояния, а потом тревожится и прислушивается к своему организму ожидая повтора, чем создает новую вегетативную реакцию (ведь тревога = стресс). Но зацикливание на этой ситуации уже предмет разговора другой статьи.
Что со всем этим делать. Как я уже писала, в первую очередь мы проходим обследование у профильных специалистов, для того чтобы понимать, что имеем дело именно с ВСД, т.е. несуществующей болезнью с настоящими симптомами. Затем нам нужно объяснить ребенку, что с ним происходит и проакцентировать внимание на том, что это не болезнь и не патология, это нормальная охранительная реакция организма, которая случается не всегда вовремя, но всегда очень скоро проходит, если не страшиться.  С ней можно сделать следующее:
Во время самого криза:
1. По гипотоническому типу (реакция притвориться "мертвым"), по возможности сделать все, что приводит сосуды в тонус: принять контрастный душ, если ребенок дома; пройтись под руку с кем-то (в мед.пункт, в туалет, в коридор не важно, оживляет само движение), глубоко дыша; если ребенок на занятиях - хорошо растереть ладони или уши, помассировать шею и затылок; съесть что-нибудь припасенное заранее и по возможности выпить крепкий чай или колу (вредно, но самые доступные для ребенка кофеин+глюкоза); почистить апельсин (т.е. если мы знаем, что у ребенка такое случается, апельсин и углеводный батончик можно положить в кармашек ранца заранее).
2. По гипертоническому типу (реакция ярости "бей-беги"), делать то, что успокаивает сердце: расслабиться и сделать 10 долгих глубоких вдохов  с паузой на выдохе; помыть руки и умыться прохладной водой; подумать о чем-то приятном, переключить внимание с ситуации которая разгневала или обсудить ее решение с кем-то старшим здесь и сейчас; выпить чистой воды и рассосать мятную конфету.
Помнить, что это реакция выброса гормонов, поэтому скоро она затихнет сама по себе, если ее не подкреплять страхом. Дрожь и слабость это побочный эффект, остаточные явления.
В общем плане:
1. Пересмотреть образ жизни ребенка и устранить существующие пробелы в режиме сна и отдыха, хорошо проветривать помещения и давать возможность гулять при любой погоде делая сосуды более устойчивыми к физическим изменениям.
2. Пересмотреть режим физических и интеллектуальных нагрузок, все хорошо в меру и у каждого ребенка она своя.
3. Организовать сбалансированное питание, при необходимости в диете продукты не исключать, а  заменять.
4. Устранить химию (вейп, энергетики) если она присутствует, в том числе не принимать никаких медикаментов без показаний, включая психостимуляторы и успокоительные.
5.  Обучить реагировать адекватно на симптомы и не обсуждать ВСД как неизлечимую болезнь. Ребенок по сути здоров.
В плане коррекции
Помнить, что ВСД это психосоматическое расстройство и кроме физических факторов удерживать его будет именно психологический. Часто мы читаем в сети, что психологической причиной детской ВСД является стресс и конфликт. Большинство родителей начинает думать глобально, о крупных ссорах в школе, о том как может кто-то дома кричал на ребенка, или может его испугала машина/ собака/темный подъезд и т.д.. Это все может быть, но гораздо чаще причиной становится именно стресс хронический - менее заметный, но более опасный для организма. Именно поэтому часто мы не можем связать симптомы ВСД с каким-то конкретным событием и они проявляются на регулярной основе, как бы на ровном месте.
В отличие от взрослых дети очень чувствительны к гораздо большим тонкостям взаимодействия с окружающим миром. Многое то, что для нас является естественными и нормальным, для детей выглядит пугающе. Из-за небольшого жизненного опыта и недостатка информации, они склонны придумывать разным событиям порой удивительно странные объяснения. Поэтому для них стрессом может стать не только то, что мы явно интерпретируем как нагрузку или угрозу, а и то, что они не поняли, ошибочно интерпретировали как плохое, восприняли как наказание, связали неадекватно ситуации и побоялись обсудить, преувеличили значение наших слов или поняли буквально (ведь даже шутки дети воспринимают иначе (!), не говоря о фразах "кто кого прибъет когда узнает"). Более того, часто дети из-за эмоциональной незрелости могут испытывать негатив, но не знать как его продемонстрировать, как обозначить то, что они чувствуют, как сказать, что это не нравиться, когда всем вокруг вроде бы "хорошо" и т.д..
То есть по сути стрессовыми для них могут быть сотни ситуаций, которые мы делаем ежедневно, но не замечаем, что с ними что-то не так. Разобраться с этим поможет детский психолог и как обычно бывает в работе с детской психосоматикой всегда встанет вопрос о вовлечении в терапию семьи, а не только самого ребенка. И зачастую для того, чтобы изменения происходили с ним, первыми должны начать меняться родители. И это важно, поскольку как мы уже обсудили, от ВСД нет лекарств, но физические страдания ребенка настоящие. Если ситуацию игнорировать и ничего не менять, это с годами переходит в более сложные психологические расстройства.
Какой же прогноз у всей этой истории?
Перерастет. Для детско-подросткового периода допускается много разных дисфункций за счет физиологической незрелости. Естественно когда организм вырастет, вызреет и сформируется полноценно, уже не будет тех физических стрессов, которые провоцировали вегетативные кризы. Поэтому в среде где физический стресс "закончился", а с психологическим ребенок разобрался, научился совладать и справляться, мы забудем о ВСД очень скоро.
Не перерастет. Не все дети перерастают психологические расстройства. Это зависит от многих факторов, начиная от наследственности, заканчивая неразрешенными психологическими проблемами, травмами и т.д. В следующей статье мы будем обсуждать именно тот момент как "ВСД" становится бОльшим психологическим расстройством и на что родителям важно обратить внимание.


Просмотров: 472
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • Пять фраз,которые могут сделать Вашего ребенка несчастным.
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Школа и стресс: когда ребенок не учится, а мучается
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • Как воспитать более уверенного в себе ребенка: 12 советов психолога
  • Когда нужно Думать? Когда нужно Делать? И когда нужно Быть?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Что может и не может сделать с вами психолог за 1 час. И почему.
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 1. Жестокое обращение с детьми: формы и последствия
  • Клад, который всегда с тобой (игры в жизни детей и взрослых.)
  • Безопасность ребенка в общении с посторонними. Что нужно знать родителям.
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • Если ребенок стал объектом травли
  • Социопатические родители: 3 знака на которые стоит обратить внимание.
  • Здесь и теперь в контакте матери и ребенка. Как быть плохой матерью
  • Как родители могут повлиять на повышение самооценки ребенка
  • Нам всем нужно внимание. Психологические поглаживания.
  • Когда одной консультации может быть достаточно
  • Если ребенок закатывает истерики. Личный опыт психолога.
  • Право на диагноз. Почему психолог ставит диагноз.
  • Страх и вина, когда ребенок в беде
  • Почему детям важно, когда родители смеются, или как научить детей импровизации.
  • Если ребенок серьезно заболел
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Развод глазами ребенка. Если мама и папа не вместе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь