Чем отличаются шизоид и нарцисс?

У каждого типа личности есть избегающие паттерны поведения, которые по-разному проявляются и на первый взгляд могут быть очень похожими. Однако существуют и отличия.

Внутренний мир нарцисса скучен, пуст и полон обесценивающих внутренних объектов, которые он сам поместил внутрь своего сознания. Именно они и формируют его Эго. Зачастую это близкие люди и родственники, которые принимали непосредственное участие в воспитании – материнская или отцовская фигура, дедушки и бабушки. Так или иначе, мы помещаем в свое сознание внешние объекты, которые в нашей жизни имели очень большое значение и оказывали сильное влияние на формирование внутреннего «я». Чаще всего самые сильные фигуры – мать или отец, но многое зависит от того, с кем проводил время ребенок в раннем детстве, то есть это может быть и бабушка с дедушкой.

Соответственно, у нарцисса эти внутренние объекты обесценивающие, а у шизоида – «плохие», «ненавистные», «отрицаемые», не удовлетворяющие его жизненные потребности (еда, комфорт, любовь, забота, простые прикосновения и обычный разговор с родителями).

У любого человека (тем более ребенка) потребность в привязанности очень сильная, поэтому если его депривировали (лишили) такой возможности, внутренние объекты трансформируются в «ненавистые», которые он «убивает» своей яростной любовью. Что это означает? Ребенок ненавидел свою мать, которая не удовлетворяла его потребности вовремя, поместил ее образ в свое подсознание и сформировал внутренние отношения с этим ненавистным внутренним объектом, попеременно меняющиеся – то я ненавижу, то ты ненавидишь. Однако, в целом, он сам себя в некоторой степени не воспринимает и ненавидит.

Объекты привязанности шизоидов настолько нужны им и важны, но в то же время не удовлетворяют их жизненные потребности, что они поглощают их или позволяют поглотить себя. Зачастую более распространен первый вариант, так как у взрослого человека довольно сильный страх перед механизмами привязанности и в таком случае лучше поглотить. Реакция шизоида подразумевает следующий монолог: «Я так сильно буду любить тебя, что обездвижу и лишу твоего Эго». В некоторых случаях они, наоборот, предпочитают не вступать ни в какие отношения, защищаясь от внешнего мира: «Если я ей/ему позволю любить  себя, он/она поглотит мое Эго».

Что делает нарцисс? Нарциссический тип личности убивает свои объекты привязанности обесцениванием, властью, присваиванием и похищением идентичности, то есть он присваивает себе индивидуальность человека, которую хотел бы иметь. Для нарциссов еще характерен своеобразный защитный механизм – все вокруг идиоты, кроме меня.

В чем еще разница?

Шизоидный тип характера формируется в раннем детстве (до 1-2 лет) и находится в зоне слияния, привязанности и доверия. Именно на этом этапе что-то пошло не так: или ребенка «душили» чрезмерной любовью, или недостаточно уделяли внимания. Поэтому шизоид и возненавидел других людей за то, что у них есть тепло, забота, любовь, внимание, еда или, наоборот, за то, что этого всего так много, что он «задыхается».

В своей книге «Психотерапия характера» Стивен Джонсон назвал шизоидный тип «ребенком, которого ненавидели», то есть для этого малыша была объективная или субъективная угроза жизни. Почему угроза? Отсутствие внимания, заботы, прикосновений, достаточного количества любви и привязанности воспринимается маленьким ребенком в качестве угрозы для его жизни – если извне ко мне не поступают никакие стимулы, возможно, я и не существую? Именно в такой момент у ребенка и закрепляется мнение о собственном «отсутствии» в этом мире, поэтому он начинает молча ненавидеть всех, кто существует.

Что касается нарцисса, основные сложности в развитии у таких личностей происходят на этапе 2-4 лет, когда начинает формироваться стыд и первые инициативы. Человека просто стыдили и унижали за проявление инициатив, его личные предпочтения и желания обесценивались окружающими: «Фу-фу-фу! Как тебе может нравиться этот мультфильм? Нужно смотреть вот этот! Как ты можешь играть такой игрушкой? Играй этой!» Таким образом, родители (или другие близкие люди) заставляли малыша любить то, что нравится им, и хотеть то, чего хотят они.

В результате человек перестал понимать, что хочет он или не хочет, что ему нравится и приносит моральное удовлетворение. У него сбились жизненные ориентиры из-за пересечения двух потребностей. С одной стороны – потребность в индивидуализации (быть отдельной личностью, чему-то радоваться и получать удовольствие), а с другой – соответствовать матери (внутренняя необходимость в ее любви, признании и принятии). В период формирования личностных установок у детей вторая потребность сильнее выражена. Кроме этого, существует внутренний подсознательный страх – мама может меня разлюбить и бросить. Именно поэтому лучше соответствовать ожиданиям человека, который воспитывает ребенка (мать, отец, бабушка, дедушка). Такой тип характера Стивен Джонсон назвал «ребенком, которого использовали», то есть для родителей было важно, чтобы малыш соответствовал по всем требованиям их желаниям. Таким образом и сформировался нарциссический тип личности.

Самое объемное исследование по теме шизоидов – «Шизоидные явления, объектные отношения и самость», Гарри Гантрип. В отношении нарциссического типа характера – «Драма одаренного ребенка и поиск собственного я», Алис Миллер. У каждого человека в той или иной степени есть нарциссические черты, поэтому последняя книга всегда рекомендуется психотерапевтами для всех пациентов.

Итак, основные важные моменты отличий:

1. Внутренняя потребность шизоида в безопасности связана с тем, что в детстве была объективная или субъективная угроза его жизни.

2. У нарцисса, наоборот, есть потребность в признании. Соответственно, потом нарциссическая личность будет проигрывать выбранные роли, присваивая желаемую идентичность или заставляя окружающих копировать свое поведение и меняться.



Просмотров: 550
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Мы – то что мы есть, или то, что нам навязали?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Для чего мне ты. То ли есть любовь, что мы ею называем.
  • Что значит - ПРИНЯТЬ СЕБЯ ТАКОЙ, КАКАЯ Я ЕСТЬ? (рассуждения молодой женщины)
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Любовь или потребность «употреблять» других людей для достижения собственных целей?
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • «Не люблю свое имя и хочу его поменять!» Есть ли другой выход?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Ребёнок отказывается есть. Нужно ли заставлять его есть?
  • Маркетинг в отношениях или Я лучше знаю что тебе нравится.
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Во всем есть трещина, но именно так туда проникает свет
  • Жизнь – это вихрь в потоке энтропии или у всего есть конец.
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь