Один в поле воин...

«Присоединяетесь к нам, господин барон»! «Присоединяйтесь!»

Человек решил измениться…   Пошел на индивидуальную терапию. Начал посещать терапевтическую группу…

В результате этого стал более чувствительным к своим потребностям, осознающим свои чувства, желания, возможности. Встретился с реальностью своего Я, лучше стал понимать, где Я, а где не-Я в своем Я, осознал реальность своих границ и стал учиться их отстаивать…

Решил слушать свое сердце… Идти по своему пути… Проживать свою жизнь…

Прекрасное решение!

Но здесь он сталкивается с огромным количеством как внутреннего, так и внешнего сопротивления, которое мешает ему двигаться по пути принятого им решения. Все чаще возникают сомнения: «А стоит ли?», «А сколько еще ходить?». Да и реакции людей из ближайшего окружения, мягко выражаясь, не поддерживающие: «Какой-то ты стал другой, неудобный…», «Не нравится мне твоя терапия». Все это не добавляет желания идти на группу, личную терапию, приходят мысли все бросить и жить привычно, как прежде.

Метафора: Человек, который всю жизнь ходил на костылях, вдруг узнал-осознал, что может без них, и решил отбросить их и пойти своими ножками…

Думаете это так легко сделать? Попробую предположить ход его мыслей-переживаний: «Мне так уже стало удобно. Передвигаюсь пусть не быстро, пусть неловко, но привычно… А тут – выбросишь их и…страх! А вдруг не смогу, вдруг упаду!». Страх делать первые шаги без привычной поддержки, необходимость учиться ходить без внешней опоры, совершать усилия, пробовать и отрабатывать новые навыки, менять схему движений и схему тела, образ Я, менять образ жизни, корректировать жизненные смыслы и ценности. Сколько всего!

К тому же его привычная «инвалидная жизнь» уже обросла определенными бонусами, позволяющими удовлетворять ряд потребностей, используя «инвалидный статус»: во внимании, заботе, поддержке и пр.

Добавьте к этому реакции его ближнего окружения. Они тоже привыкли к такому его образу «человека на костылях», подстроились под его манеру передвижения, к его скорости, темпу…  От него уже знают, чего ожидать. Вокруг него уже сложилась определенная «экологическая ниша». Кто-то ему помогает, кто-то поддерживает, кто-то жалеет – у этих людей есть определенные смыслы в связи с этой ситуацией и этим таким человеком.

Рассмотрим подробнее, что обычно вызывает сопротивление изменениям, поддерживает старые привычные модели жизни, препятствует развитию.

Что удерживает от изменений?

Прежние концепции.

Это когда-то принятые человеком представления о мире, других людях, самом себе. Это базовые концепции сознания – результат как своего, так и (в большей степени) чужого опыта, формирующиеся в конкретное мировоззрение (картину Мира) и включающее в себя три основных составляющих этой картины: образ Мира, образ Другого, образ Я.

Субъективно это представлено в виде представлений-установок: Мир такой-то… Другие люди – такие-то, Я – такой-то… Эти представления-установки крайне устойчивы и они определяют как восприятие человеком мира, другого и себя, так и его поведение-поступки в этом мире. Изменить либо подкорректировать эти базовые концепции могут разве что некоторые жизненные события – кризисы да терапия.

Паттерны поведения.

Привычные паттерны поведения, или проще –  условные рефлексы, прочно вросшие в структуру личности, ставшие чертами характера. Когда-то такие навыки были полезны человеку, помогли ему адаптироваться к определенной уникальной ситуации. Но ситуация с тех пор поменялась: изменились люди (кто-то постарел, кто-то вообще умер), изменились роли (был ребенком – стал сам родителем, взрослым), изменился (хотя бы внешне вырос) сам человек…  А рефлексы остались. И ты привычно, как обученная собачка, танцуешь на задних лапках, заслышав знакомую музыку, не понимая, что цирк уже давно уехал.

Поэтому преодолевать приходится себя – себя прежнего. Достойный соперник! У этого соперника много преимуществ – отработанные адаптивные способы контакта, уверенность, основанная на опыте «Я так делал, Я так могу! Пусть не эффективно, пусть не креативно, но как-то так… Привычно, надежно».

Страх.

Страх – одно из самых серьезных препятствий на пути изменений. Вот как красиво и убедительно пишет об этом Кастанеда, рассказывая о ловушках на пути к знанию:

- Когда человек начинает учиться, он никогда не имеет четкого представления о препятствиях.

Постепенно он начинает учиться - сначала понемногу, затем все успешней. И вскоре он приходит в смятение. То, что он узнает, никогда не совпадает с тем, что он себе рисовал, и его охватывает страх. Учение оказывается всегда не тем, что от него ожидают. Каждый шаг - это новая задача, и страх, который человек испытывает, растет безжалостно и неуклонно. Его цель оказывается полем битвы. И таким образом перед ним появляется его первый извечный враг: Страх! Ужасный враг, коварный и неумолимый. Он таится за каждым поворотом, подкрадываясь и выжидая. И если человек, дрогнув перед его лицом, обратится в бегство, его враг положит конец его поискам.

- А что нужно делать, чтобы одолеть страх?

- Ответ очень прост: не убегать. Человек должен победить свой страх и вопреки ему сделать следующий шаг в обучении, и еще шаг, и еще. Он должен быть полностью устрашенным, и однако не должен останавливаться. Таков закон. И наступит день, когда его первый враг отступит. Человек почувствует уверенность в себе. Его устремленность крепнет. Обучение больше не будет пугающей задачей.

Сложно еще что-то добавить к сказанному.

Отсутствие поддержки близких людей.

Печальнее всего то, что изменения не поддерживают те, от кого больше всего ждешь такой поддержки, – близкие люди. И не потому, что они не хотят тебе добра-счастья, просто они тоже привыкли к тебе прежнему, ты часть их привычной картины Мира. И если ты обычный-привычный – все прекрасно! С тобой удобно, ты предсказуем и не нужно тратить дополнительную энергию на попытки услышать, увидеть, понять тебя. Ты «звучишь» как всегда, привычно «исполняя свою партию в оркестре жизни». А если ты вдруг «зазвучал» по-другому? Нужно послушать тебя, подстроиться под тебя, самому перестроиться. Это требует усилий, напряжения. Далеко не многие люди способны к таким изменениям, а тем более к экспромту…

Вот так и в реальной жизни близкие люди настойчиво передают тебе свою концепцию твоей жизни: Бери этот сценарий! Там все написано. Как тебе жить, что делать… Кем быть. С кем жить. И даже сколько.

А ослушаешься, подумаешь «о своем уникальном жизненном пути» и сразу встретишься как с внешним препятствием (осуждением близких), так и с внутренним (страх потерять лояльность) – стать для них чужим, непринятым. Это встреча с одиночеством – понимание того, что твой выбор – это только твой выбор!

Вспоминается эпизод из фильма «Тот самый Мюнхгаузен». «Присоединяетесь к нам, господин барон»! «Присоединяйтесь!»

Где брать ресурсы для изменений?

Опишу некоторые из них. Возможно, что есть и другие. Делитесь опытом)

Интерес к своей жизни

Вся наша жизнь, все поведение расположено между векторами страха-стыда (с одной стороны) и интереса-любопытства (с другой). Побеждает первый вектор – мы замораживаемся, цепенеем и останавливаемся, побеждает второй – двигаемся дальше. Способность рисковать - важнейшее качество, позволяющее меняться. Способность, не игнорируя страх, идти за любопытством, рисковать, преодолевая страх и меняться.

Радость от нового опыта

Терапия уже достаточно быстро дает первые позитивные результаты. Важно их не обесценивать, прочувствовать их, прислушиваться к ним,  «смаковать» их, включать их в свой жизненный арсенал. Тогда можно опираться на них в дальнейших изменениях, использовать их как ресурс. Да и сложно уже возвращаться к прежней жизни, если удалось почувствовать вкус новой.

Тот, кто хотя бы раз заплыл за буйки - никогда не забудет ощущений от встречи с океаном!

Ответственность

Может это звучит пафосно, но я бы в качестве еще одного мотивирующего фактора назвал «осознание и исполнение своей жизненной миссии». Это понимание того, что у тебя появляется шанс не только изменить написанную не тобой программу твоей жизни, но и в целом прервать передаваемый от поколения к поколению родовой сценарий, начать писать собственную книгу своей жизни, а не переиздавать старую. И тем самым сделать  хорошую услугу не только для себя, но и для своих детей.

Любите себя!



Просмотров: 451
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Не так страшен страх, как его малюют
  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • Страх перед будущим: что это, причины, способы работы с ним
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Образ жизни — почему его нужно учитывать при целеполагании
  • Почему люди теряют смысл жизни и как его найти?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • СТРАДАНИЯ КАК ФОН ЖИЗНИ. ПОЧЕМУ ТАК И ЧТО ДЕЛАТЬ.
  • Страх начать делать что-то новое. Как себе помочь?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Как возникает страх и что с ним делать?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Откуда появляется «страх отвержения» и что с ним делать?
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Так что мы все-таки вытесняем из своего сознания?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Страх перед отношениями. Почему так опасно быть с кем-то?
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • Не так страшен черт, как его малюют (немного о психологической подготовке к выпускным экзаменам в школе)
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • “Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу”. Цикл сексуального контакта и его срывы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь