Мотив "Змея" в работе с кризисными состояниями

Одним из эффективных методов психологической работы в кризисных ситуациях является  имагинальная психотерапия, а именно техники, опирающиеся на представление воображаемых образов. Так, Х. Лейнер, в рамках метода символдрамы, описывает возможности работы с кризисными состояниями, когда клиенту предлагается обратиться к воображаемому внутреннему проводнику или советчику. Таким внутренним помощником может быть человек, животное, сказочное существо или мифологическая фигура. Иногда такой помогающий объект появляется в воображении клиента спонтанно. 
В сложных жизненных ситуациях можно целенаправленно вызывать воображаемого помощника.
И. В. Боев и Я. В. Обухов в своей монографии «Символдрама: коррекция личностных и поведенческих нарушений» предлагают использовать в работе с кризисными состояниями мотив «змеи», которая в образах приходит на помощь к человеку в самые тяжелые моменты жизни.
Змея – очень глубокий, сложный и амбивалентный символ, оказывающий сильнейшее воздействие на человека. Использование мотива «змея» рекомендуется только в исключительных, очень сложных или критических жизненных ситуациях.
В символическом значении змеи можно выделить следующие важные составляющие:
Змея живет в земле, а земля - это мощный материнский символ. Мать-Земля, Великая Мать, прародительница и кормилица всего. Змея, как бы вышедшая из земли, – это символ плодородия, это материнский, женский символ, несущий материнскую энергию и жизнь. В то же время змея живет под землей и находится в контакте с подземным миром и тем самым несет агрессивную энергию сил подземного мира и тьмы. Змея символизирует все темное в человеке. Змея олицетворяет зло, искушение и грех.
Змея – посредник между небом и землей, между землей и подземным миром. В Древнем Египте изображение змеи прикреплялось ко лбу фараона как знак его царствования на небе и на земле. Змея хранит подземные сокровища и тайны. Змеи охраняют пороги, храмы, эзотерические знания.
Змея - это символ мудрости, знания и силы. Важно, что змея символизирует именно эмоционально глубокую женскую мудрость, согревающую и оживляющую духовность, отличающуюся от холодного мужского рационализма, режущего и острого. Это мудрость особого рода, творческое начало, любовь, космическое единство.
Змей – искуситель, участник грехопадения, враг Б-га. Этот библейский архетип живет в нас. Дьявол является в форме змеи. Облик змеи может служить личиной для злых сил, например, для ведьм и колдунов, символизируя зло и грех. Изображение змеи с женской головой символизирует искушение.
Ядовитый укус змеи несет смерть. В этом аспекте змея - это символ агрессии, коварства, хитрости, тьмы, зла, уничтожения и смерти. В то же время яд змеи может быть лекарством, неся исцеление. Поэтому змея – это символ медицины, спасения, исцеления. Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Таким образом, змея символизирует одновременно исцеление и яд, добро и зло, жизнь и смерть. Все зависит от количества и меры. Поэтому змея символизирует также меру.
Змея продолжает жить, периодически меняя и сбрасывая кожу. Поэтому змея - это символ обновления и воскрешения, возрождения духовного и физического. Змея считается источником инициации и омоложения. Мы можем использовать этот аспект символического значения змеи в ситуациях, когда чело- век находится в кризисе. Пример змеи как бы показывает нам: сбрось старую, отмершую оболочку, и ты сможешь жить дальше так же, как выживает змея, сбросившая кожу.
Змея, по К.Г. Юнгу, это фаллический символ, оплодотворяющая мужская сила, «муж всех женщин», символ фаллоса. И возможно страх змей обусловлен страхом перед фаллическим началом. В мифологии присутствие змеи часто связывается с беременностью. Многие женские божества изображаются со змеей в руке.
Змея символизирует изначальную инстинктивную энергию, прилив жизненной силы, неконтролируемой и недифференцированной.
Змея связывается с силой воды, она служит атрибутом всех речных божеств. Во многих космологических мифах змея – это изначальный океан, из которого все возникает и в который все возвращается, это первобытный недифференцированный хаос. Уроборос, змея, пожирающая собственный хвост («мой конец – это мое начало»), - символ цикличности проявления и обратного поглощения. Это единая совокупность всего, любых противоположностей, изначальное единство и самодостаточность. Уроборос олицетворяет вечное движение, вечно возвращаясь к самому себе. Змея, свернувшаяся кольцом или узлом, символизирует цикличность явлений, скрытую силу, динамичность, потенциал добра и зла.
Форму змеи,  свернувшейся  в основании  позвоночника в чакре  муладхара, имеет сила кундалини. Обычно она дремлет, но ее можно разбудить при помощи йогических и духовных упражнений. Тогда она начинает подниматься вдоль позвоночника, давая необыкновенную энергию.
Если обратиться к пре-, пери- и постнатальным переживаниям, то можно проследить связь страха змей с внутриутробным опытом и с травмой рождения, описанной Отто Ранком. У детей, обвитых при рождении пуповиной, статистически чаще встречается страх змей.
У змеи нет ног, она ползет на брюхе, она пресмыкается. Как существо, способное двигаться без ног и без крыльев, змея символизирует всепроникающий дух, как существо, проникающее в щели и расщелины, змея символизирует внутреннюю природу человека и совесть. В то же время ползающая на брюхе змея - это символ презрения. Змей называют гадами.
Обратимся теперь к технике использования мотива «змея» в психотерапии по методу символдрамы. Змея может возникать в образе пациента спонтанно. В этом случае к ней можно обратиться как к внутреннему советчику или проводнику. «Вызывать» образ змеи можно также и целенаправленно.
Техника работы с мотивом «змея» состоит в том, что вначале клиенту предлагается представить «луг». Поработав несколько минут по технике мотива «луг», клиента можно попросить оглядеться вокруг, посмотреть и прислушаться, есть ли где-нибудь поблизости змея, может быть, где-то будет слышен шелест или шорох, который указывал бы на приближение змеи? После этого в воображении клиента, как правило, появляется змея. Психотерапевт просит клиента описать змею. При этом можно использовать технику  - контакт «глаза в глаза». Через глаза змеи можно многое понять о себе.
Клиент может о чем-то спросить змею или попросить о какой-то помощи. Змея может уползти и принести то, что клиент у нее просит, а может сама накапать свой яд (на ладонь, на траву, на листик). Клиент может попробовать яд или принесенное лекарство. Следует расспросить клиента, как он ощущает действие яда во рту, в горле, в пищеводе и животе, что он чувствует в кончиках пальцев рук, в коленях, в ногах, как он ощущает лоб, щеки, голову.
В конце сеанса можно предложить клиенту поблагодарить змею, что-нибудь для нее сделать, например, угостить ее молоком и медом. Когда змея будет пить молоко и есть мед, клиент тоже может сделать вместе со змеей глоток молока и попробовать мед (например, можно опустить в мед палец и потом облизать его). Здесь также важно расспросить клиента, как на ощущение яда в теле налагается ощущение меда и молока, что клиент чувствует в различных частях тела. И яд, и молоко, и мед – это различные части личности клиента, точно также как сама змея – это часть тех сил и структур, которые есть внутри человека. Яд, который дала змея, а также молоко и мед, – это какой-то внутренний ресурс, источник сил. Поэтому важно, чтобы клиент их глубоко ощутил. В основе наших проблем часто лежит внутренняя диссоциированность, расщепленность личности. Внутри нас диффузно рассеяны силы, которыми мы не можем воспользоваться. Благодаря работе с мотивом «змея» мы получаем возможность соединить наш собственный внутренний яд (который может быть одновременно и ядом, и лекарством) с внутренним медом (символизирующим сладость, радость и удовольствие) и молоком (символизирующим материнскую любовь и эмоциональное тепло). Змеиный яд, мед и молоко широко используются в различных обрядах инициации и хтонических культах. Работа с мотивом «змея» инициирует таким образом человека к новой жизни.
Представление мотива «змея» помогает клиенту обрести силы, внутренние ресурсы, разрешить наиболее тяжелые конфликты и проблемы. Можно рекомендовать использование этой техники символдрамы для психотерапевтической помощи в кризисных ситуациях: после тяжелых операций, при испытаниях, сомнениях, когда человек испытывает отчаяние. Взаимодействие с воображаемой змеей по описанной методике помогает справиться с этими ситуациями.
Источник: Боев И. В. Символдрама: коррекция личностных и поведенческих нарушений : монография / И. В. Боев, Я. Л. Обухов. – Ставрополь : Сервисшкола, 2009. – 167 с.


Просмотров: 433
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Коварная змея, которая пожирает счастье
  • Укус змеи
  • Символ, Душа, Тело.
  • Туфелька как символ внутренней связи
  • Ревность, как и забота, может быть приятной, а может и задушить…
  • Какова цена помощи? Может ли помощь быть врагом?
  • Что может и не может сделать с вами психолог за 1 час. И почему.
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Когда одной консультации может быть достаточно
  • Женщины за 40: когда можно не бороться, а просто жить
  • Может быть цели, а может быть и нет...
  • Волюнтативность желания и источник воли субъекта. Бессознательное или, может быть... Бог?
  • Любовь на 2 фронта: можно ли любить двух людей одновременно?
  • Собой можно только Быть!
  • Утолить нельзя жить. Как "выглядит" эмоциональная зависимость и что с ней можно сделать?
  • НЕ ТАК СТРАШНА СМЕРТЬ, КАК ЕЕ МАЛЮЮТ или СМЕРТЬ МОЖЕТ БЫТЬ КРАСИВОЙ.
  • Три причины тяжелых отношений. Что можно сделать?
  •  «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,                                           (размышления о самооценке)
  • Потребность клиента контролировать психотерапевта. Трудный клиент - манипуляции в психотерапии.
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Как девушке можно справиться со страхом перед мужчинами.
  • Любовь с деньгами может быть взаимной
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик.
  • Человек, который все время жалуется, отбирает вашу энергию!
  • Как не впасть в отчаяние в сложных жизненных ситуациях?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Возможности регрессивного гипноза: можно ли изменить ядро личности?!
  • Почему зависть может быть только черной
  • Женская дружба! Когда ее можно считать конструктивной?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь