ОБРЕЧЕННЫЕ НА СВЯЗЬ: ЛОВУШКА НАДЕЖДЫ

ОБРЕЧЕННЫЕ НА СВЯЗЬ: ЛОВУШКА НАДЕЖДЫ

В зависимых отношениях человек пытается

 решить  свои детские задачи развития,

используя для этого своего партнера

автор 

 
Это все игра такая.
Ты бежишь, я догоняю,
Обернешься - убегаю.

 Несчастный случай "Обьятия"

 

Суть парадокса зависимых отношений

Оглядываясь на свой опыт работы с проблемой зависимых отношений, хочу высказать следующий тезис, который станет основанием для моих дальнейших рассуждений:

«Парадокс зависимой пары в том, что каждый из партнеров ждет от другого удовлетворения той из своих потребностей (в безусловной любви, принятии, признании), которую тот в принципе удовлетворить не может».

Специалисты, работающие с такого рода психологическими проблемами, думаю, согласятся со мной, насколько непростой и достаточно долгой (а иногда и безрезультативной) бывает здесь работа даже с самыми мотивированными клиентами.

Тогда возникает закономерный вопрос: "Отчего эти пары так устойчивы? Что держит партнеров вместе?", «Как можно решить проблему зависимости в паре?»  

Попробую ответить на эти вопросы.

Странные игры

Более близкое знакомство со спецификой отношений зависимых людей приводит к пониманию того, что суть таких отношений – довольно странная игра. Эта игра, как и все игры, имеет свои правила, благодаря которым она и сохраняется. Основные свойства этой игры следующие:

  • Она не осознаваема обоими партнерами и воспринимается ими как их жизнь.
  • В этой игре нет победителей и побежденных. Каждый из ее участников страстно желает выиграть, но это оказывается в принципе невозможно.
  • Ни один из партнеров не готов сдаться и прекратить игру, отказаться от нее, несмотря на то, что выиграть не удается.
  • Процесс игры сам по себе привлекателен для партнеров. Такая игра эмоционально нагружена. В ней много разных эмоций, даже страстей. В такой жизни-игре точно не соскучишься.
  • Периодически, когда страсти накаляются, кто-то из партнеров «приглашает» в игру третьего – спасателя – для сброса напряжения.
  • Попытки вмешаться в игру со стороны (в том числе и психотерапевта) приводят к сплочению партнеров по игре и «изгнанию» третьего.

Нерешенная задача развития

Пары для таких игр подбираются неслучайно. Они комплементарны или дополнительны по своей сути  и их «корни ведут» к фрустрированным в детско-родительских отношениях базовым потребностям партнеров. Основными потребностями здесь являются следующие: в безопасности, в безусловном принятии и любви, в ощущении собственной значимости, внимании.

В опыте отношений со значимыми взрослыми какая-то из этих потребностей оказалась неудовлетворенной, и ребенок не смог решить для себя на этом жизненном этапе ту задачу развития, которая была привязана к данной потребности. Гештальт оказался незавершенным.

Нерешенная задача развития нуждается в своем завершении и отнимает у человека много энергии, которая могла бы быть им использована для решения своих последующих жизненных задач. К примеру, те дети, которые не решили для себя задачу с безопасностью мира будут навязчиво ее решать на протяжении всей своей жизни. Они остаются фиксированы в модальности отношений Я – Мир. И даже появившийся в их жизни Другой будет рассматриваться ими как объект для удовлетворения в первую очередь именно этой потребности – в безопасности.

Парадоксально, что в дальнейшей. уже взрослой жизни, каждый из партнеров неосознанно «выбирает» себе такого «родителя», в контакте с которым разыгрывались бы схожие с родительскими паттерны отношений и переживались бы схожие ситуации и чувства. Это ситуации отвержения, непринятия, непризнания и сопутствующие им чувства: обиды, разочарования, стыда, вины,. По сути, такие отношения поддерживают их хронические травмы развития: отвержения, брошенности., обесценивания, непринятия…

Что заставляет человека возвращаться в прежнюю «детскую» ситуацию?

Удивительно, что зависимые от отношений люди, даже встречая на своем жизненном пути «подходящие объекты»  тех людей, которые готовы давать им то, в чем они так сильно нуждаются, долго не удерживаются в этих отношениях. Такие люди кажутся им неинтересными, а отношения скучными.  И  они фанатично ищут себе именно таких партнеров, от которых невозможно получить желаемое и вновь и вновь переживают фрустрацию.

Отчего зависимый партнер не довольствуется «хорошим объектом», а навязчиво ищет такой, от кого невозможно получить желаемое?

Предложу два варианта ответа:

  • Стремление переживать привычные эмоциональные состояния.
  • Стремление решить самостоятельно свою задачу развития.

Чаще всего исследователи такого рода отношений выбирают первый ответ. Думаю, что в этом что-то есть. Людям свойственно возвращаться в прежний привычный опыт отношений со знакомыми переживаниями и переживать их снова и снова.

Однако, на мой взгляд, второй вариант ответа все же более значим. Человеку важно именно самому решить свою задачу развития, готовые решения не позволяют ему расти и двигаться дальше. Он может опереться только на свой пережитый опыт.

Суть описываемых отношений хорошо иллюстрирует сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». 

На мой взгляд, в данной сказочной истории мы имеем дело с зависимыми отношениями.

Старик в этих отношениях решает для себя задачу признания-одобрения, которое ему, по-видимому, невозможно было получить от родительских фигур. В качестве объекта для решения этой задачи выступает старуха, для которой он совершает свои «подвиги», прибегая к волшебству рыбки. Старуха дает ему возможность совершать подвиги, оставляя надежду заслужить родительскую (материнскую) любовь.

Старуха, на мой взгляд, решает задачу безопасности мира – вновь и вновь используя старика для подтверждения его «лояльности». Для нее такого рода отношения сохраняют иллюзию  возможности пережить безусловную, жертвенную любовь, которую она, по всей вероятности, не получила от своей матери.

Однако в этих отношениях они не могут решить свои нерешенные «детские» задачи…

Какие бы подвиги не совершал Старик ради Старухи – это не сможет насытить ее фрустрированную в других отношениях потребность. За ее требованиями к Старику читается: «Мама, докажи мне, что ты меня любишь и готова ради меня на все!».

Да и Старуха не в состоянии удовлетворить потребности Старика. По сути, все действия Старика можно обозначить как «Мама, похвали меня, скажи мне, что я хороший мальчик!» Но услышать эти слова из уст Старухи ему не суждено, как, видимо, не суждено было их услышать и в его детстве от своей мамочки. К тому же Старуха «бессознательно знает», что если она даст старику признание, то тем самым «отвяжет» его от себя.

Иногда игра – это все, что есть в таких отношениях и на ней они и держатся. Никогда неизвестно заранее, есть ли за игрой что-то другое, что может связывать этих людей. Забери у пары эту игру и останется ли у них что-то друг к другу? Этой игрой они крепко привязаны друг к другу. 

Иллюзии сознания

Отчего же  такие игры оказываются такими устойчивыми?

На мой взгляд,  они держаться на иллюзиях. Речь идет о следующих иллюзиях или ошибках сознания, которые присутствуют у обоих участников этой игры:

  • У партнера есть то, в чем я так нуждаюсь.
  • Партнер должен мне это дать!
  • Если я буду сильно стараться, то обязательно получу это от него.

Каждый из партнеров свято верит в эти иллюзии. В основе этих иллюзий лежит неосознанная установка видеть в своем партнере родителя. В зависимых отношениях человек решает свои детские задачи развития, используя для этого другого человека, своего партнера, который не должен этого делать. Да и не может.

Работа с иллюзиями самый сложный момент в терапии зависимых отношений. Он неизбежно предполагает встречу партнеров с разочарованием. Но это единственный способ перейти на новый источник энергии – научиться опираться на себя…

О том, как это оказывается возможным в терапевтических отношениях, порассуждаю в следующей статье.

Обозначаю здесь направления такой работы:

  • Осознания отношений как игры
  • Расставание с иллюзиями сознания через проживание отношений со значимыми людьми
  • Реконструкция своей Я-идентичности как идентичности взрослого человека
  • Поиск других источников-ресурсов удовлетворения фрустрированной потребности

Любите себя!

Для иногородних возможно консультирование и супервизия у автора статьи через интернет. Скайп Login: Gennady.maleychuk



Просмотров: 434
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как можно решить проблемы детско-родительских отношений, работая с телом?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Кака любовь? Или этапы развития отношений!
  • Ловушки зависимых отношений в паре
  • Семь этапов развития отношений.
  • ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ
  • ОН МОЙ: транзактный анализ зависимых отношений + ТЕХНИКА
  • Контроль и доминирование, как признак зависимых отношений.
  • Инструкция по созданию и поддержанию зависимых отношений в семье
  • Смена партнеров или отношения с одним человеком? Что интереснее?
  • 10 признаков нездоровых зависимых отношений в сравнении с нормальными и здоровыми
  • Какой вред, когда один из партнеров занимается сексом без желания?
  • Как избежать проблем в отношениях с мужчиной или инструкция построения счастливых отношений
  • ИГРА НА УЛУЧШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С ЛЮБИМЫМ
  • Комплементарный брак: психологический портрет партнеров
  • Современные модели отношений - как выбрать модель, которая подходит именно Вам
  • Секреты счастливых отношений: влечение и интерес — начало отношений
  • В какие игры мы играем в отношениях и чем это чревато
  • Забота о себе – ключ к улучшению качества жизни и отношений
  • КАК И ЗАЧЕМ ВЫ ЛИШАЕТЕ СЕБЯ БЛИЗКИХ ОТНОШЕНИЙ
  • 10 неопровержимых причин, по которым можно понять перспективу ваших отношений
  • Утопия любви к себе или фастфуд отношений.
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Твои отношения с самим собой задают тон для любых других твоих отношений ... ⠀
  • Почему люди остаются без отношений
  • Игры в созависимых отношениях. Жертва, агрессор, спасатель.
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Как увидеть ВАШЕГО партнера и как сделать правильный выбор для отношений.
  • Роль компьютерной игры в жизни человека
  • Межличностные отношения студентов и восприятие отношений с родителями в детстве



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь