«Я не могу защищать свои личные границы… Не могу говорить «нет», всегда ужмусь-посторонюсь, дам другим дорогу… Даже если кто-то по отношению ко мне поступает несправедливо, я на эмоциональном уровне виню себя, думаю о том, что это, наверное, я что-то не так сделала… Как научиться защищать свои личные границы?»
Когда я читаю или слышу подобные вопросы, у меня неизменно возникает встречный вопрос: «А у вас есть что защищать?». Потому что, если уж быть буквалистом, мы защищаем не границы, а то, что находится ЗА ними. Граница – это линия контакта МОЕГО и ЧУЖОГО, и при взаимодействии первого и второго неизбежны будут нарушения этой линии контакта. Так всегда происходит, когда речь идет о живом процессе. Если защищаться от любого «посягательства» на границу – то проще всего тогда запереться где-нибудь в одиночной камере, и никого в нее не пускать, а любого, кто осмелится в нее заглянуть (неважно, с какими намерениями!) – топором отоварить. «Граница на замке!» - значит, никто не сможет проникнуть через нее без нашего на то дозволения. Звучит вроде приятно, но если это довести до абсурда (до «замка»)? Тогда любое «привет, я хочу с тобой познакомиться» - страшное преступление, потому что человек не спросил нашего разрешения на то, чтобы с нами познакомиться. И вообще – нужно сначала поинтересоваться, не хочет ли человек, чтобы его беспокоили какими-то вопросами. Короче, лучше вообще не подходить, потому что ЛЮБОЕ действие/слово по отношению к другому человеку, которое делается без его дозволения, является нарушением границ (а это нормально).
Поэтому можно сказать, что мы защищаем не границы (хотя они очень и очень важны как маркер). И даже не то пространство, которое находится по ту сторону границы – пространство может быть пусто, это может быть абсолютный вакуум. Что тут защищать-то?
Ответ очень прост. Мы защищаем то, что свое, и то, что ценно. Точнее, есть два условия, при которых человек может четко проводить границы между своим и чужим, и защищать свое (проявлять психологическую суверенность):
А) Присвоение – обозначение чего-то в самом себе или внешнем мире как принадлежащего мне.
Б) Наделение ценностью – переживание присвоенного как ценного.
Человек этим, в общем-то, постоянно и занимается: приглядывается, пробует на вкус, присваивает или отторгает, а присвоенное осознанно или неосознанно ранжирует по степени ценности. Хороший процесс, начинающийся с младенчества и заканчивающийся со смертью. Правда, в детстве в ребенка запихивают множество «вещей» (привычек, правил…), которые он автоматически сваливает внутрь своей границы, так и не разобравшись толком – мне это нужно вообще-то, или можно вернуть «за рубеж»? Иногда полжизни уходит на то, чтобы разобрать пыльные завалы, и выбросить из себя то, что не нужно, и что не стало «моим».
Когда нечто присвоено и переживается как ценное, вопрос о том, «защищать или не защищать» не стоит –защищать, конечно! «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!». Себя, свое тело, свою территорию, свои вещи, свой образ жизни, свои социальные связи и свои взгляды на жизнь мы можем защищать только тогда, когда они переживаются как безусловные ценности, безраздельно принадлежащие нам. Там, где нет «это моё, и это важно для меня» - защиты нет в принципе. Там, где вроде есть «это мое», но нет уверенности в том, что это имеет ценность – возникает чувство вины перед тем, кому человек доставляет дискомфорт своей «защитой». Заорать «это Спарта!» может только такой Леонид, для которого его Спарта – со всеми ее противоречиями и жестокостью – является ценностью.
Если человек не в состоянии говорить «нет» - то собственные планы и, если брать шире, собственная личность, не обладают безусловной самоценностью. Тогда ее нужно оправдывать, обосновывать как-то, чтобы быть убедительным для другого. Мы наделяем других людей правом распоряжаться в наших границах и сортировать то, что находится в их пределах: «Так, это, так уж и быть, мы примем во внимание, а вот эти ваши желаньица – ну, как-то неубедительно… Докажите мне, что они имеют право на то, чтобы быть у вас». Примером полной и не требующей никаких обоснований уверенности в самоценности «Я» может выступать профессор Преображенский с его легендарным «не хочу»:
Процесс рождения «личных границ» (в очень упрощенной форме!) можно представить примерно так:
1. Сначала рождается наше «Я» как самосознание, и мы начинаем осознавать себя в этом мире.
2. Наше «Я» начинает осваивать этот мир, захватывая в нем все больше и больше пространства в эгоцентрической уверенности, что «этот мир – МОЙ!»
3. Наше «Я» сталкивается с чужими «Я», которые почему-то не горят желанием отдавать свои миры в наше владение. Наше «Я» вступает в сложное взаимодействие с этими чужими «Я», в ходе которых постепенно устанавливаются границы между «Я» и «не-Я». И горе нашему «Я», если «чужаки» (например, родители) оказались настолько сильны, что смяли всякое сопротивление и установили в нашей душе свой оккупационный режим. И нельзя уже говорить на своем языке души – это язык проигравших, бедных или отсталых (так, например, ирландцев и бретонцев учили стыдиться своих «деревенских» языков…). Учи язык победителей – умных, сильных, успешных. Усваивай их желания, их правила, их нормы… Внутренняя оккупация чужим содержанием – увы, очень частое явление.
В конечном итоге формируются критерии того, как со мной можно обходиться, а как – нельзя. Можно ли меня унижать, бить, обесценивать, игнорировать мои желания – или нет. Можно ли мне выражать свои чувства, или же они не настолько значимы, как чужие… Люблю приводить в пример мужа и жену, которые проходили мимо лотка с мороженым, и жена, захотев мороженого, спросила мужа: «Ты хочешь мороженого?». Обозначить свое желание, заявить о нем вслух, да еще так, чтобы услышали другие? Нет, нельзя, это какое-то неправильное желание, если его не разделяет другой человек… Вот если муж тоже захочет мороженого, тогда и мое желание станет законным и оправданным…
Защищаются личные границы (и то, что в них) гордостью и злостью, пробиваются – токсическими (длительными и неадекватными контексту) стыдом (полная и безоговорочная капитуляция), виной (частичная капитуляция) или страхом (страх утратить значимый контакт). Нападение на чужие границы тоже осуществляется через гордость, раздувшуюся в нарциссическую гордыню (мое важнее, чем твое!) и через злость.
Мы не нуждаемся в оправдании того, какие мы. Стыд за себя и вина за свои чувства, тело, свои интересы или ценности – свидетельство ощущения некоего «базового дефекта» в своем «Я», который не дает возможности быть уверенным в том, что «твое» - это значит ценное просто потому, что оно твое. Младенец, рождаясь в этот мир, громким криком заявляет «Я есть!» - и никаких оправданий перед этом миром, что, мол, извини, мир, что я нарушил твой покой своим желанием жить… Есть шесть прав, которые есть у нас по факту рождения, и на них распространяется наша полная и безраздельная суверенность: тело, территория, вещи, образ жизни, социальные связи и взгляды на жизнь. Попытка сказать, что «у тебя неправильное тело… образ жизни» - это попытка не просто вторжение в личные границы, а попытка установить свой оккупационный режим, смяв заслоны на рубежах. Если вы себя ненавидите за неправильные тело или образ жизни, стыдитесь своих партнеров или мыслей – что ж, вы разгромлены, и в вашей душе уже установлены правила захватчиков – кто бы они ни были (а это совсем не обязательно родители).
В общем, важно вернуть себе свое же внутреннее пространство, а не искать все новые изощренные способы говорить «нет» там, где нечего защищать или нет уверенности в том, что это нужно делать. Возвращать себе себя самого же. Трудная задача, если чужие порядки уже давно укоренились. Иногда нужны союзники – психолог/психотерапевт, друзья, книги. Но с присвоением и проживанием собственной уникальности возникает решимость защищать свое «Я». И, кстати, появится способность ценить чужую уникальность.
P.S. Не сомневаюсь в том, что многие склонные к пограничному способу мышления люди увидят в этом тексте воспевание антисоциальной психопатии, при которой не существует ничьих других желаний и границ, кроме собственных.