Сегодня стало очень модно говорить о личных границах и умении отстаивать себя. Но в общении и взаимодействии с другим человеком наличие «общих территорий» очень часто оказывает намного важнее умения не впускать на свою территорию непрошеных гостей.
Нарушителями личных границ мы почему-то называем тех, кто даже не пытается входить на вашу территорию.
Защищать свою территорию необходимо, когда кто-то беспардонно на нее врывается. Но на самом деле люди очень редко способны проникнуть во внутренний мир человека. И не только потому, что «чужая душа – потемки», а по причине того, что для этого нужно обладать очень большей наблюдательностью, вниманием и способностью понимать, как устроен другой человек.
Чаще всего мы говорим о нарушении наших личных границ как раз в ситуации, когда человек хочет насильно затащить нас в свой мир, игнорируя наличие нашего. Личные границы переступают те, кто предполагает, что все устроены или должны быть устроены так как удобно ему.
Например, мама, не считающаяся с интересами и желаниями своей дочери, и указывающая ей как жить, вовсе не нарушает ее личных границ, она просто не видит ее как личность.
Человек, настойчиво дающий вас советы, когда вы его об этом не просите – это не нарушитель границ вашей личности. Он просто предполагает, что она у вас такая же, как и у него.
В указанных выше случаях лучше говорить не о нарушении личных границ, а об игнорировании наличия личности у других людей, о непризнании их как личностей, а также об игнорировании факта наличия у них своего внутреннего мира.
Для того, чтобы кто-то нарушил ваши личные границы, вы сами должны впустить его в свою душу.
Для того, чтобы кто-то мог нарушить ваши личные границы, он должен иметь возможность проникнуть в вашу душу и там обосноваться. А это возможно только тогда, когда вы сами его туда впустили. Такое случается при сильной влюбленности, или при очень близком и доверительном общении.
Например, девушка очень сильно привязалась к молодому человеку после того, как они имели длинный разговор, и она почувствовала, что он хорошо понимает ее, видит то, что в ней происходит. И мало того, ей кажется, что и она сама понимает этого человека и он ей очень близок. Настолько близок, что она готова делиться с ним самым сокровенным.
Но после оказывается, что этот человек способен больно ударить ее по больным местам, и при этом он хорошо понимает, что делает. Он начинает принуждать ее к тому, чтобы она удовлетворяла какие-то его запросы, чтобы она играла в те игры, которые приносят ему какую-то очевидную или скрытую выгоду. И при этом он очень грамотно играет на всех струнах ее души.
Вот в этом случае, можно говорить о том, что молодой человек нарушил личные границы этой девушки. Возможно, это он проник в ее душу обманом, а может быть она сама отворила пред ним двери, не обращая внимания на его «темные стороны», ослепленная тем, как он «так чутко ее понимает».
Однако, проблема этой девушки все-таки не в том, что ее избранник нарушил ее личные границы, а в том, что она не удосужилась заглянуть в его внутренний мир, как говорится: «увидеть его душу». Обитание этого молодого человека в ее внутреннем мире, в ее сердце стало проблемой только тогда, когда он стал себя вести не так как она ожидала, когда он стал злоупотреблять ее доверием, допуском на ее территорию.
Использование метафоры «личных границ» в социальных играх
Личность – это по определению образование социальное. Можно сказать, что личность – это наш способ представления себя в социуме, навыки нашего поведения социальной среде. Изначально в Древнем Риме слово «персона» означало ту маску, которую мог одеть на себя человек, чтобы обозначить свое место в едином социальном пространстве. В русском слове «личность» также присутствует косвенное указание на маску – личину, но только в этом случае наличие маски воспринимается как что-то негативное и не честное. Одевая эту маску, человек также пытается занять определенное место в социуме, но только как бы незаконно.
Говоря о нарушении личных границ в социальных взаимоотношениях, мы как бы предполагаем, что нарушители не признают тех форм личной самопрезентации, на которые мы рассчитываем. В самых грубых случаях, они вообще не видят в нас личность или игнорируют возможность ее наличия. За личностью в социальной системе могут быть закреплены определенные права и обязанности, они также игнорируются «нарушителем личных границ».
Если муж заявляет жене, что она обязана поддерживать в доме порядок, а он приходит домой чтобы отдохнуть, то тем самым от пытается навязать ей определенные обязанности, то есть исказить ее представление о себе самой и о том, что она ожидает от семейных отношений. А когда он заявляет ей, что она должна проводить вечера дома, и не таскаться по посиделкам с подругами, он как бы обрубает ее права. Начальник, заявляющий подчиненному, что ему не интересно его мнение, как бы сдергивает с его лица маску личности и напяливает личину исполнителя.
Метафора отстаивание личных границ в таких ситуациях вводит нас в заблуждение. Так как проблема не в границах, а в том какую маску на тебя пытаются надеть. Для человека же в такой ситуации важно отстоять ту форму самопрезентации, на которую он рассчитывает. То есть речь идет о стремлении не дать сорвать с себя социальную маску, и не позволить напялить на себя то, что не хочется носить.
Так иногда в компаниях пытаются на кого-то повесить маску шута, или изгоя. Кто-то пытается заставить всех окружающих увидеть на его лице маску лидера. Часты случаи, когда подруги пытаются навесить на одну из них маску немного бестолковой маленькой девочки, о которой нужно заботиться и над которой можно слегка подтрунивать. Забавно, что некоторые соглашаются на эту роль, и, как ни странно, это сплачивает их маленький коллектив, так как всегда есть возможность о ком-то позаботиться и над кем пошутить.
Использование метафоры «личных границ» в межличностном общении
Тема личных границ оказывается наиболее актуальна в межличностном общении, то есть в общении тех людей, которые предполагают быть близкими. Проблема в том, что при близком общении бывает важно как раз сбросить те социальные маски, которые мы вынуждены носить в социуме. Доверительное общение предполагает снятие с себя личины. Однако в нашей культуре считается ценным быть личностью, и чем менее уверен в себе человек, тем крепче он держится за свою личину.
При обсуждении семейных скандалов мы очень часто слышим о том, что кто-то вдруг увидел истинное лицо своего партнера. И в тоже время нам жалуются на то, что кто-то не видит в супруге личности. Получается, что в межличностных отношениях нарушением личных границ является попытка содрать с партнера социальную маску, а защита этих границ – это отстаивание возможности и права ее носить.
Образно говоря, в близких отношениях люди постоянно пытаются изменить по своему усмотрению личность партнера. Либо ударами, либо лаской отформатировать его социальную маску так, чтобы она соответствовала их желаниям и представлениям.
Люди готовы снять перед близким человеком все свои социальные маски, но в тоже время им нужно что-то оставить на своем лице. Жена может говорить про мужа: «это на работе он такой строгий и грозный, а на самом деле он нежный и ласковый. Бывает и обратное, когда говорят: «это она на людях вся белая и пушистая, а на самом деле – стерва стервой».
Личные границы и общие территории
При установлении близких и доверительных отношений бывают важны не личные границы, а «общие территории». После того как отбрасываются в стороны все социальные маски и уже нет необходимости кого-то из себя строить, люди вдруг оказываются в полном одиночестве.
Девушка жалуется на своего молодого человека, что он после того, как они начали жить вместе, перестал видеть в ней женщину и вообще перестал с нею разговаривать. Придя домой с работы, он утыкается в смартфон и общается там с друзьями. Молодой человек жалуется на то, что его девушка по выходным сидит дома в идиотской футболке с котиками и в растянутых на коленях застиранных тренировочных штанах. Она либо просит себя приобнять и приласкать, либо листает ленту инстаграма.
Спасение появляется, когда, оставив стороне социальный мир и социальные игры, два человека как бы создают какое-то общее пространство, общие территории. Свой особый социальный мир из двух человек, в котором они становятся заметны друг другу, перестают быть невидимками, надев на себя те маски, которые дороги обоим. И если это семья, то позже они в этот внутренний мир могут допустить детей, или те сами врываются в него, требуя к себе внимания и пребывания на близких дистанциях.
Что-то всегда остается за социальными масками. И это что-то является нашим одиночеством. Или одиночеством нашего Я. Это одиночество очень часто не может быть одето ни в какие одежды, ни в какие социальные маски. Оно остается невидимым даже для самых близких людей, а иногда и для нас самих.
Чем больше в отношениях общих территорий, тем меньше остается места нашему одиночеству. Кто-то этого одиночества боится, другим оно дорого. Когда люди долго общаются, они начинают видеть, что за границей общих территорий, есть неведомое для них пространство одиночества их партнера, в которые он никого не впускает. Можно сказать, что это и есть личные границы, за которые никто не может перешагнуть.