Психологическая помощь особенным детям: возможность или необходимость?

Так получается, что в обществе сложилось негласное табу на детей с ОВЗ, т.е. с ограниченными возможностями здоровья. И хотя по всей стране гуляет  «инклюзия», т.е. реорганизовываются специализированные детские садики и школы, и дети с особенными потребностями приходят в массовые учреждения, - это мало что меняет в жизни этих детей и их родителей.

Так ли уж ограничены их возможности? Или мы, не разобравшись в сути вопроса, сравнив с собой, «здоровым», ставим это клеймо ребенку на всю жизнь? Лично у меня эта аббревиатура – ОВЗ - вызывает другие ключи: «особенные», «вероятности», «здоровья». Что означает: только от нас – семьи, профессионалов и окружения зависит вероятность или невероятность открытия скрытых возможностей и задач «особенного» ребенка, его внутренних мощнейших ресурсов, его вхождение в общество, в мир, т.е. социализация.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым к основным категориям "аномальных" детей (термин авторов классификации) относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития (+шизофрения);
  7. Дети с нарушением поведения и общения (РДА, СДВГ и др.)
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Конечно, родители сами знают, относится ли их ребенок к категории "аномальных" детей или нет. Но очень малое число родителей знают, что работа с душой ребенка и помощь ему возможна даже при самом неоптимистичном диагнозе. Каждый родитель должен знать, должен быть уверен, что психологическое сопровождение, терапевтическая работа поможет ребенку социализироваться и обрести себя в этом мире в независимости от диагноза, т.е., душевно исцелиться. Потому как в пространстве встречи психолога и ребенка происходит общение далеко не только на вербальном уровне – профессионал своей сущностью, своей душой со-бытийствует с душой маленького человека. И, постепенно, каждый в своем темпе, выходит на уровень выше, чем было до встречи.


Увы, наша жизнь показывает, что родители, в основном, с "легкой" руки врача, ставят крест на какой бы то ни было успешной социализации своего ребенка «с диагнозом». Вопрос о каких-либо скрытых от нашего «замыленного» восприятия задачах и дарах у такого ребенка даже не ставится. И это одна из причин, по которым родители и дети теряют возможность преодолевать трудности вместе, вместе становиться сильнее, мудрее и счастливее.

 

В процессе атипичного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Например, у детей лишенных зрения, остро развивается чувство расстояния (шестое чувство), дистантное различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т.д. У глухих детей - мимическое жестовое общение. 

Каждый ребенок, как носитель собственного (субъективного) опыта, уникален. Но только мы – родители, общество — сознательно или бессознательно
не хотим эту уникальность принимать. Часто даже выталкиваем вперед своих «нормальных» детей и кричим со слезами: «Это будет их шокировать!». Но дети с ОВЗ шокируют только нас, взрослых. С собственными страхами, нереализованными ожиданиями и навязыванием образцов. А ведь таким детям необходима помощь и поддержка в каждом их шаге в социуме, по крайней мере, до определенного момента. Поэтому необходимо с самого начала создавать для каждого не изолированную, а разностороннюю среду. Здесь же должен появиться человек, профессионал, не включенный личностно в ситуацию, а имеющий возможности для маневров собственной души и помощи «особым» детям: открытию их глубинного Я и социализации.

 Зачем вообще ко мне приходят родители? За изменениями. 


Владею ли я искусством этих изменений? Ответом на этот вопрос будет некоторый мой опыт, о котором я и расскажу.

Каким образом происходит наша Встреча с ребенком, наша совместная работа? Всегда по-разному. 

Здесь я опираюсь на мнение, которое уже озвучивала: каждый человек несет свою уникальную задачу и ресурсы для ее реализации. В процессе тонкой работы с ребенком мы вместе открываем его Я, его задачу, его ресурсы через рисунок, песок, воду, игрушки. Через тело и работу по его расслаблению, раскрепощению, т.к. во всех сложных диагнозах тело – это один сплошной «блок», сгусток не выведенных вовне эмоций, энергий, мыслей, которые никто не озвучил и много чего еще. Как раз здесь мы подключаем опыт называния происходящего своими именами, когда ребенку вербализируют то, что происходит с ним, с его семьей, что происходит здесь-и-сейчас. 

Ошибочно полагать, что ребенок, который не вступает в контакт даже со своей мамой, ничего не понимает и не чувствует. Важно говорить о реальности теми словами, которые отображают существующую реальность, а не искать что-то «мягкое» и «расплывчатое». Добавлю, что работа с телом происходит именно за счет разблокировки и возможности ребенка быть таким, какой он есть. Поэтому речь не идет о массаже или о чем-то подобном.

Наше путешествие практически всегда начинается с возвращения в то прошлое ребенка, которое можно считать ресурсным, наиболее приближенным к такому условному понятию как «норма». Это важный этап при любом диагнозе, исключительно важный, например, в случаях аутизма. Ребенок не рождается с аутизмом, он его приобретает. Не буду описывать механизмы, скажу лишь, что в определенный момент что-то происходит с взаимодействием со значимым близким (мамой) и ребенок закрывается. Но так было не всегда в его жизни. Если даже это пренатальный, т.е. дородовый период, с этим можно работать.


Самый основной момент в нашей встрече – это унисон, конгруэнтность, раппорт – есть огромное множество обозначений того, что, как раз-таки, сложно обозначить словом, но только на этом и строится работа. Это то, что позволяет ребенку довериться мне, а мне на время стать чем-то целым с каждым ребенком. Так ребенок делает шаг (у каждого он свой – от миллиметра до прыжка) в наш социальный мир и постепенно, иногда с регрессами, приближаться к выражению своих эмоций, своих мыслей, вступает в то, что мы называем «общением», учится узнавать себя и других. У ребенка появляется возможность быть в коллективе, общаться, действовать по инструкции старших (а без этого не случится обучения как такового), т.е. социализироваться в мире детей и взрослых.

То, что я рассчитываю создать с родителями для наиболее значительных «шагов» их ребенка – это доверие. Доверие себе и мне, доверие тому, что все изменяется и не стоит на месте. Это же относится и к ребенку в полной мере. Ваш ребенок пришел сюда для всех нас и ваша готовность ему помочь (ему, а не своей вине, которая, увы, бывает, своим несбывшимся в чем-то мечтам и полаганиям и т.д.) может сама по себе стать достаточным основаниям для продвижения вперед и, возможно, исцеления. Для того, чтобы он опять весело засмеялся и пошалил, чтобы показал тот рисунок, который до этого лишь пытался изобразить, чтобы получил свою первую оценку и разделил это вместе с вами, чтобы делился горестями и радостями, пополняющими его жизнь каждую минуту, и катался на велосипеде, и играл с друзьями, и стал именно тем, о ком мечтал, и… Да много их, этих «и» - у каждого они свои. Но то, что мы можем к ним прийти – это точно.

«Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам» (Матф.9:29)



Просмотров: 398
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • Отцы и дети, или Как запрет матери на отношения с отцом формирует судьбу ребенка.
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Вместе только ради детей
  • «У меня для вас плохие новости: любви к детям не существует как таковой». Как родители калечат своих детей
  • Родители как светофор для ребенка: "Уважай закон дороги!"
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • Родители "срываются" на детей - о чем это может говорить?
  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Нерешительность, или ребенок среди взрпослых "детей"
  • Родители и дети
  • Родители и дети
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Родители VS дети: выбор профессии
  • Самостоятельные дети - счастливые родители.
  • Почему детям важно, когда родители смеются, или как научить детей импровизации.
  • Здесь и теперь в контакте матери и ребенка. Как быть плохой матерью
  • Одинокие женщины и их дети "для себя"
  • Дети сами выбирают себе родителей
  • Родители и дети: Кому взрослеть? (часть I, о детях)
  • Синдром "опустевшего гнезда". Что делать, когда дети вырастают.
  • Клад, который всегда с тобой (игры в жизни детей и взрослых.)
  • Когда агрессия "неизлечима". Дети.
  • "Неблагодарные дети", или Cиндром опустевшего гнезда.
  • "...у нервных матерей дети вырастают неврастениками?"
  • Каждый из нас хочет для своих детей лучшего
  • Дети, которые ничего не хотят…
  • Откуда берутся "трудные" дети?
  • Надежда и опора. "Бесчувственные" дети



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь