Надежда и опора. "Бесчувственные" дети

Мама рассказывала, что я в 11 месяцев узнавал геометрические фигуры на плакате около моей кроватки. Как она догадывалась, что я отличаю трапецию от параллелограмма – я не знаю. Но умиление и гордость освещали ее лицо.

Чего уж греха таить, с возрастом я все время только ухудшался. И все время хвастать такими блестящими результатами не мог. Хоть родители и старались, развивали как могли. Я знаю историю, что я в год опписал папину дипломную работу. Он разложил на полу свои формулы, а я по ним ползал и впитывал высшую математику. Фигурное катание, самбо, у-шу, карате, плавание, ватерпол, бальные танцы, олимпиады, английская школа, математическая школа, гитара, флейта, детский театр… Истории про себя я слышал через призму родительских реакций. Там было мало про меня, и много про них. Если мне удавалось что-то хорошо, то «ну конечно, какой еще ребенок мог вырасти у таких умных родителей!». Ну а если косячил, то ясно, что это что-то лично мое, чуждое семье. И это надо вытравить. Доработать напильником. 

Как получается, что ребенок выступает героем компьютерной игрушки, которого нужно бесконечно «прокачивать», отправлять на разные задания для проверки? Представьте себе молодую семью. Восторженны, амбициозны. Строители светлого будущего. Он – молодой аспирант. Или подающий надежды ученый. Или блестящий молодой руководитель. Она – красива, с высшим образованием, смотрит с оптимизмом вперед. 

И вот у них в семье случается счастье – новенький ребенок. Как правило, первым достается больше всего. Все умиляются и … строят на него планы. А как же: они и свою жизнь представляют, как череду достижений. И малыш должен. Папа продолжает блистать на работе, а мама заперта дома с младенцем. Ее честолюбивые устремления, которые во время беременности были сфокусированы на благородной цели рождения, вновь оживают. А дома: покормить-погулять-поиграть-уложить-убрать-приготовить (повторять каждый день до полного изнеможения). Волей-неволей, ребенок становится точкой приложения сил. Как глина под руками восторженного скульптора, подвергается массированным воздействиям. Чтобы побыстрее. Чтобы раньше других. Чтобы в 2.5 года на ютубе в разделе «вундеркинды». Меня пугают эти «чудо-дети», которые в 5 лет поют, танцуют, решают уравнения, сочиняют поэмы на уровне взрослых. У них такой сосредоточенный взгляд. Там нет места глупости, шалости, сомнению… Идеальный ребенок, предмет гордости. Золоченый кубок «За первое место в конкурсе на звание лучшего родителя».

Лозунг в такой семье: «Нет слова «не могу», есть слово «надо!».  И если к себе это применять иногда не хочется, то есть огромный соблазн к другим применять его всегда. В молодости сил много и кажется, что со всем можно справиться, стоит лишь еще немного поднапрячься и себя заставить…

Есть другой вариант: родители уже не молодые, осознанно подошли к рождению ребенка. Они сформированные личности, он – ученый, она – врач. И долгожданному ребенку очень мягко, культурно, вежливо дают понять, что у него нет шанса быть не таким. Не соответствовать ожиданиям. Идти своей дорогой. Укоризненное покачивание головой, озабоченные складки на лбу, горестное молчание – так воспитывают эти интеллигентные люди. Это ужасно – выросшие дети и предъявить-то ничего толком не могут. Ни объяснить, ни позлиться нормально – вроде бы не на что. Просто в воздухе висит «никаких вариантов». Одна клиентка на просьбу «нарисовать какую-нибудь фигню» задумалась секунд на 10, а потом нарисовала схему сочленения костей с хрящом. Она – потомственный биолог.

Объединяет обе эти ситуации то, что родители про ребенка вроде как все понимают. Он для них выглядит как третья нога, молодая и здоровая. Вы спрашиваете свою ногу, куда она собирается сегодня пойти? Какие у нее планы на жизнь?

Среди умных психологов есть термин – «нарциссическое расширение» родителей. Ребенок, как придаток, как скаковая лошадь, которая должна принести заветный кубок родителям. Ставки велики. Поэтому так болезненно протекает сепарация в таких семьях. В какой-то момент родители вынуждены признать, что ребенок – не дополнительная нога. И у него есть своя отдельная жизнь. И кубка им не видать.

Взрослые, которые воспитывались в таких семьях, часто очень плохо помнят свое детство. Я помню себя примерно с 10 лет, кто-то со школы, а был случай – девушка себя помнила только с подросткового возраста. А то, что помнят, выглядит как сводка исторических фактов: родился, сделал первый шаг, научился читать, пошел в школу… Никто не интересовался, что чувствует ребенок, вот и он сам не интересуется собой. Признает только измеримые результаты, эффективность и прочие KPI.  Они - герои-победители. Чем более сильный и волевой человек, тем сильнее он загоняет себя железной рукой в отчаяние и истощение. Как в народной мудрости: «Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором». В работе с такими людьми я поражаюсь тому, сколько всего сделано, и сколь низко это ценится им самим. Требуется очень нежно и бережно «размораживать», реабилитировать, а иногда и обучать чувствовать. Часто процесс длительный, и беда в том, что им привычно требовать быстрых и ясных результатов за свои деньги, подгонять себя, подгонять терапевта…

А нужно ровно наоборот: медленно и осторожно научиться просто жить свою жизнь, которая нравится.



Просмотров: 417
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Что значит - ПРИНЯТЬ СЕБЯ ТАКОЙ, КАКАЯ Я ЕСТЬ? (рассуждения молодой женщины)
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • О кумулятивной травме, или проблемы вроде бы нет, но ощущения как будто она есть
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Ребенок бьет маму — что делать и как реагировать?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Ребенок плюется - мама смеется. Как родители воспитывают в детях жестокость
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на нашу жизнь?
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Созависимость: она врала сама себе, что ее все устраивает.
  • Как спокойно относиться к желаниями и понять, что не все зависит от меня?
  • Что такое детские решения и как они влияют на вашу жизнь?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Что нужно знать, чтобы меньше есть
  • 6 признаков, что вы пытаетесь бежать от самого себя. И что с этим делать.
  • Мой ребенок раздражает меня. Что делать?
  • Как понять, что тебе изменяют? Очень вредные советы для девушек и женщин
  • Что такое концепция, и как она формирует поле и реальность?
  • Утолить нельзя жить. Как "выглядит" эмоциональная зависимость и что с ней можно сделать?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Вы всё еще страдаете от того, что нет мужчин, а эти дамы уже вышли на охоту!
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь