Терапия или ре-травма?

Автор: Вероника Хлебова
Оговорюсь сразу, в этот раз я буду писать о тех взрослых, чье детство прошло под лозунгом: «Взрослей поскорее; когда ты маленький, ты нам неудобен».

Тех, кто с детства не имел права на детские шалости и радости, на свои чувства и дела, тем, которые должны были с пеленок быть воспитанными и вежливыми.

Их родители были или слишком заняты, или же воспринимали родительство как тяжкую ношу.
В общем, пост посвящается рано повзрослевшим мальчикам и девочкам.

Понятно, что ребенок взрослеет постепенно, и, если он раньше времени вынужден был стать взрослым, значит, ему пришлось чем-то за это заплатить. 
Он заплатил тем, что потратил свои детские ресурсы не на развитие, а на адаптацию, подстройку к миру взрослых. 

Ему пришлось вытеснить большое количество своих детских переживаний в самых разных незавершенных ситуациях прошлого, в которых он был одинок и не получил поддержки. 
Ему не удалось использовать потенциальные возможности, которые позволили бы ему в свое время отделиться от родителей и повзрослеть. 

Такой человек с трудом разбирается в собственных чувствах, зато великолепно настроен на чувства окружающих. 
Он тяжело переживает отказ значимого другого, не в состоянии присвоить свою значимость, ожидая, что ее подтвердят другие люди и т.п.

Итак, его детская часть остается очень ранимой и в то же время ожидающей избавления от своих страданий.

Когда такой человек приходит в терапию или же начинает другим способом работу над собой, перед ним стоит задача завершить то, что когда-то не было завершено, прожить чувства детского горя и одиночества, отпустить прошлые обиды, т.е. сделать то, что не было сделано вовремя.

В этом процессе он имеет дело со своим расщеплением;
Он вновь встречается со своими внутренними фигурами маленького, ранимого инфантильного Ребенка и псевдо-взрослой частью, требовательным Тираном.

И вот он снова требует от себя быстрого роста; 
теперь он сам не может терпеть свои «детские» чувства и «незрелые» реакции, 
и он недоволен слишком «медленным» взрослением. 
Такие люди сравнивают себя с другими и могут страдать от того, что эти другие уже чего-то достигли-вылечились-просветлели, а они еще нет.
Внутренний Тиран вновь стыдит и обвиняет.
Человек вновь чувствует себя плохим и несовершенным теперь уже в процессе терапии.

Так он незаметно для себя воспроизводит свою травму преждевременного взросления.

Между тем его детская часть активно сопротивляется новому взрослению, ибо она «помнит» негативный опыт такового, а также какой ценой оно досталось. 
Кроме того, раненая детская часть мечтает вернуть любящего родителя, которого не было, по которому страшно тоскует, и вот эта надежда тоже мешает от него отделиться.

Чем больше торопит себя человек, не доверяя себе, не считаясь со своим собственным темпом, тем сильнее сопротивляется детская часть.

В действительности для завершения прошлого опыта и подлинного взросления требуется прямо противоположное.
Требуется дать и организовать себе то, чего не хватило, чтоб сепарация произошла.
А не хватило принятия, сочувствия и поддержки.

Именно сейчас надо позволить себе чувствовать то, что чувствуется, разрешить самые «незрелые» реакции, какими бы они ни были, признать право на собственный процесс – в том ритме и темпе, как он идет естественным путем.
Это то, что нужно детской части, чтобы почувствовать поддержку доброжелательной, по-настоящему взрослой фигуры, и в результате чего вырастет доверие и смелость идти своим путем.

Приведу пример.

Если человеку страшно сталкиваться с нелюбовью окружающих, то первым делом этот страх нужно признать.
«Да, я боюсь того, что кто-то не любит меня».

Вторым шагом будет легализация, подтверждение права на чувство:
«Да, может быть очень страшно, когда кто-то тебя не любит».

Следующий этап – расширение угла зрения: 
«Мир – разный, один человек тебя не любит, а другому ты непременно будешь интересен. 
У тебя тоже есть такое право – кого-то любить, кого-то – нет».

Присвоение себя - любого - абсолютно необходимо, только так можно вернуть себе целостность. 
А самым важным элементом исцеления является сочувствие себе и доброе отношение.

...Когда травмирующая ситуация завершена, она перестает «беспокоить».
Больше не ранит чья-то критика или нелюбовь. 
Также верно и обратное: пока возникает боль и обида, стало быть, травма еще не закрыта, и с ней нужно продолжать работу.

Нужно помнить и о той своей инфантильной программе, которая тянет назад, в прошлое, на поиски идеального родителя.
Ожидания из нее «звучат» примерно так: 
«Вы обязательно должны позаботиться обо мне (муж, начальник, государство, не важно – кто), 
а если вы этого не сделаете, то будете виноваты (я найду лучших родителей)».

Понятно, что это позиция Жертвы, которая ждет, не решаясь и не желая самостоятельно заботиться о себе.

В этой части придется последовательно разрушать иллюзию об идеальном родителе, 
позволять себе горевать по этому поводу, 
и поддерживать себя в самостоятельных шагах, направленных на заботу о себе: 
«Ты можешь просить о помощи, организовывать себе поддержку, имеешь право заботиться о себе так, как тебе это нужно».




Просмотров: 403
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • То, что я думаю о себе не равно то, что другие думают обо мне
  • Сам себе жилетка или Жалеть себя: стоит или нет?
  • Что нужно знать о себе, прежде чем выбрать профессию?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • Забота о себе и что такое настоящая любовь к себе
  • «Я влюблен в тебя, но я ухожу от тебя» Когда влюбленность не все, что вам нужно.
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • Что нужно сделать перед тем, как вступать в "серьёзные" отношения
  • Послание себе 18-летней, или что я скажу своей дочери.
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Об уверенности в себе. Что это, откуда и зачем.
  • Так что же такое эмпатия и чем она так сильно отличается от сочувствия?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Что такое уверенность в себе и откуда она берется?
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Пришло время подарить себе Брать, чтобы стать по-настоящему взрослой
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Вы всё еще страдаете от того, что нет мужчин, а эти дамы уже вышли на охоту!
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь