|
СИМПТОМ НЕКОНТРОЛИРУЕМОЙ ЯРОСТИ
Статья посвящена одному из наиболее неизученных тем - растущей тенденции поведения агрессии (неуправляемые гнев). Авторы описывают многогранный характер причин реакции гнева. Представлены данные психологических исследований личности с неконтролируемым гневом. Показано, что среди причин поведения гнева, наиболее важными являются психологические. Своевременное выявление психологических особенностей человека с симптомом неконтролируемым гневом, помогает специалистам в реализации задач клиента; в разработке программ психологической помощи и психотерапии. Одним из симптомов малоанализируемых психических состояний, которые могут приводить к серьезным последствиям, является неконтролируемая ярость. Оценка и анализ этого состояния имеет большое значение, т.к. возникновение ярости может приводить к серьезным последствиям [2, 3]. Существуют лица, предрасположенные к возникновению ярости в широком спектре ситуаций, когда разнообразные триггеры вызывают ярость, оказываясь психотравмирующими для данного клиента. Приведем пример. Несколько лет назад женщина – доктор наук, биолог, среднего возраста, замужем, имеющая дочь, устраивается на работу в университет небольшого американского городка в штате Техас, переводясь из другого университета в связи с тем, что она разработала новый прибор для анализа тканей, дальнейшие исследования которого она хотела продолжить на новом месте работы. Получив должность, которую позволяет в течение ряда лет не подавать документы для переизбрания по конкурсу, она приступает к работе в университете. Складывается сложная ситуация, характеризующаяся тем, что, с одной стороны, ее начальник -профессор, заведующий отделом понимая, что она - талантливый сотрудник, постоянно ее поддерживает, а, с другой, - у этой женщины возникают постоянные конфликты со студентами, которые жалуются руководству на ее грубость, агрессию и постоянные оскорбления. В то же время меньшая часть студентов защищает ее, считая способным и неординарным преподавателем. Поскольку жалобы студентов становятся все более частыми, на заседании ректората принимается решение предоставить ее возможность доработать последний семестр и далее не продлевать с ней контракт. В конце семестра ее приглашают на последнее заседание ректората, не сообщая о причине предстоящей встречи. Ее привозит на работу муж, с которым она договаривается о встрече после совещания. Когда руководство сообщило ей о своем решении, она вытащила из сумочки пистолет, убила выстрелом из него ректора и спокойно, как будто ничего не произошло, пошла на встречу с мужем. Анализ подробностей ее жизни выявил, что много лет назад она застрелила собственного сына из ружья, которое незадолго до этого купил отец для охоты. После совершенного действия она выбежала из дома с этим же ружьем с криком, что ее кто-то преследует и собирается убить. Уголовного дела по поводу убийства сына не возбудили, т.к. и муж, и мать сообщили, что это было непредумышленное действие, во время которого она случайно нажала на курок. Полиция не хотела оставлять это дело без внимания, но, поскольку родственники и близкие женщины были против привлечения ее к ответственности, убийство расценили как случайный домашний инцидент. Дальнейшее изучение анамнеза показало, что, когда она работала в университете по прежнему месту жительства, там был объявлен конкурс на получение гранта. Несмотря на наличие нескольких соискателей, женщина была абсолютно уверена, что займет первое место. Однако, случилось обратное. Грант выиграла ее коллега. В ответ женщина обвинила руководство в несправедливости, а сотрудницу в некомпетентности. Встретившись с ней в кафе, она подошла к своей коллеге, и, оскорбив ее, нанесла ей довольно сильный удар по лицу. На этот раз виновница инцидента получила условное наказание. В ходе дальнейшего исследования было выявлено, что для нее были характерны постоянные приступы ярости. Установлено, что непосредственно перед гибелью сына между ними произошел конфликт, в котором сын задел ее «за живое», уязвив ее самолюбие. Анализ этих трех случаев (грубое отношение со студентами, удар по лицу сотрудницы университета в кафе и, наконец, расстрел ректора) позволил установить, что неконтролируемая ярость у этой женщины возникала тогда, когда задевались ее самолюбие и ее нарцисстический комплекс. В результате такой эмоциональной вспышки она могла убить даже близкого человека. Этот пример позволяет сделать вывод, что наступление приступов неконтролируемая ярости необходимо профилактировать, иначе могут возникнуть труднопрогнозируемые последствия. Представляет интерес анализ случаев неожиданных тяжелых преступлений, которые совершены людьми, внешне сдержанными, рассудительными, спокойными, любящими порядок и определенность, подчеркивающими прямо или косвенно свою мораль и законопослушность. И вот на таком «благоприятном» фоне такие лица способны совершить тяжкие преступления. Причины таких убийств для окружающих на первый взгляд совершенно непонятны. Однако анализ случаев показывает, что в момент казалось бы полного благополучия у лиц, совершивших неожиданно тяжелые преступления, активизируется находящийся в их личности нарцисстический комплекс, который болезненно и разрушительно реагирует на любой повод, задевающий его основную структуру. В таких случаях всегда выявляется триггер, который может быть незаметным и незначительным для окружающих, но для обладателя нарцисстического радикала он имеет колоссальное иррациональное значение и разрушающе-травмирующие последствия. Ярость может возникать как результат накопления предыдущих травм, которые аккумулируются в бессознательном, наслаиваясь друг на друга. Когда возникает эффект последней капли, происходит взрыв. Практика оказания помощи таким людям показывает, что, во-первых, существуют лица, склонные к накоплению негативной энергии микро и макротравм, а, во вторых, ярость является последним звеном широкого спектра негативных чувств и эмоций, входящих, с нашей точки зрения, в такую многокомпонентную эмоцию, как злость (рисунок 1). Наше мнение подтверждает практика, и тот факт, что в английском языке термины «злость» и «ярость» обозначаются одним и тем же словом «anger». Считается, что ярость - это сильный гнев, проявляющийся как ничем не сдерживаемое агрессивное поведение. Ярость бывает конструктивная (когда яростно, со злостью отстаивают в горячем споре свою точку зрения) и деструктивная (находящая выражение в насилии, жестокости). В момент ярости количество психической энергии и уровень возбуждения так велики, что человек чувствует, что он его буквально разорвет на части, если он не избавится от негативных эмоций и не проявит их. Возникает склонность к импульсивным поступкам, желание напасть на источник гнева или проявить агрессию. По мнению П. Куттера (2004), злоба и неприязнь могут перерасти в гнев, при котором «кровь закипает в жилах». Взбешенный, разъяренный человек выходит из себя с готовностью обрушиться на любую преграду, вставшую на пути. Автор выделяет конструктивную и деструктивную ярость. «Праведная», «благородная» ярость помогает в борьбе за достижение цели. «Страстная» ярость характерна для людей, страстно увлеченных каким-то делом, не желающих никому и ни в чем уступать, яростно защищающих свое детище. Деструктивная ярость проявляется в насилии, жестоких поступках, пытках и убийствах [5]. Успешность психотерапии ярости и злости зависит от умения проанализировать эти феномены. Попытка расположить способы проявления злости на условной горизонтальной шкале, позволила выделить два противоположных полюса отреагирования злости, которые ассоциируются с высоким и низким уровнями ее проявления: 1. При полном подавлении злости (ярости) человек внешне спокоен, уравновешен, его поведение никого не раздражает потому, что он никак не выражает своего недовольства. 2. В случае высокого уровня проявления агрессии человек «заводится с пол-оборота», быстро выдает реакцию злости жестами, мимикой, криками и пр. Обе эти крайности весьма неприглядны, истина, как известно, находится в середине этой условной шкалы и проявляется как ассертивное поведение (умение удовлетворять свои потребности, не причиняя при этом вреда окружающим). О необходимости удержания этих качелей в равновесии справедливо писал И. Губерман, талантливо замечая, что: В хорошем споре равно жалко и дурака, и мудреца, Поскольку истина - как палка, всегда имеет два конца. Отсюда важность умения уравновешивать проявления злости, контролировать свои чувства, уметь быть разным в разных ситуациях. Необходимо изучить, как и в каких ситуациях чаще всего злится и «срывается» клиент. Важно диагностировать его иррациональные убеждения и ценности, осознать, насколько он с ними согласен, поскольку убеждения – это очень устойчивая, ригидная и консервативная структура, которая практически не осознается и не подвергается сомнению. При малейшей попытке их изменить, возникает жесточайше сопротивление. Существуют различные по интенсивности и степени проявления способы выражения злости. Чем ниже интенсивность этого чувства, тем длительнее время ее переживания. Представим графически структурные компоненты проявления злости и рассмотрим их подробнее (рисунок 1). 1. Недовольство – самый слабовыраженный и длительно протекающий вариант выражения злости, который может не осознаваться (Я чувствую, но не осознаю). Если злость не проявляется на уровне недовольства, возникает физический и психологический дискомфорт, сопровождающийся отрицательными переживаниями, трансформирующимися (как минимум) в обиду. 2. Обида – более высокое по интенсивности чувство, которое может длиться годами. Открыто, как правило, обиду выражают только дети. По мнению Блейлер (1929), обида проявляется в онтогенезе у детей 5-11 месяцев. Возникает как эмоциональная реакция на незаслуженное унижение и несправедливое отношение, задевающее чувство собственного достоинства [1]. Обида как реакция на неуспех легко возникает у детей с завышенной самооценкой и уровнем притязаний (Неймарк М.С., 1961). Проявляется как душевная боль и огорчение, может оставаться затаенной и либо постепенно проходит, либо приводит к разработке плана мести обидчику. Может переживаться остро в виде гнева и трансформироваться в агрессивные действия [6]. 3. При раздражении к переживаемому состоянию добавляются видимые реакции, особенно невербальные: резкость движений, высокий голос, вегетатика (например, хлопанье дверью в случае недовольства). 4. Возмущение, негодование – более кратковременные по длительности чувства. Интенсивность их выше. На этом этапе выражения злости к невербальным проявлениям добавляется вербальные (начинается проговаривание переживаний). 5. Гнев – тело начинает «требовать своего», появляется желание стукнуть, бросить, оттолкнуть, ударить. Контроль сознания еще велик, но человек начинает выходить за рамки дозволенного. 6. Ярость – кратковременное чувство, обладающее большой разрушительной силой. Мобилизация энергии и возбуждение столь велики, что возникает ощущение возможного «взрыва», если «не открыть клапан и не выпустить пар». Появляется склонность к импульсивным поступкам, готовность атаковать источник гнева или проявить агрессию в вербальной форме. По нашим наблюдениям, переживание ярости присутствует в жизненном опыте любого человека. Большинство людей, дойдя до этого состояния хотя бы один раз, так пугается последствий, что в последствие отказывается от любых проявлений злости вообще. Таким образом, процесс трансформации различных по интенсивности и длительности течения проявлений злости можно представить в виде цепочки: не замечаем недовольства, не проявляем обиду, сдерживаем возмущение, гнев, накапливаем агрессию, проявляем агрессию в виде гнева и ярости с разрушительно-деструктивными последствиями. Способы выражения злости могут варьироваться от социально не приемлемых (например, – застрелить обидчика) до социально приемлемых и безопасных. Для удобства их использования на практике расположим способы выражения злости на некоторой условной лестнице. На трех верхних ее ступеньках находятся социально разрешенные способы выражения злости (отработать, сказать, показать), на остальных, начиная с четвертой, - агрессивные, неприемлемые проявления агрессии. 1. Отработать злость. Осознав, что разозлились, но не проявили злость, найдите безопасное место и отработаете это чувство, используя интенсивные физические усилия, прогулку, крик, секс и др. 2. Поделитесь своими чувствами. Объяснитесь и проясните отношения в виде, например, следующих фраз: «…ты ведь знаешь, что меня это злит», или «когда ты молчишь, я начинаю злиться». 3. «Похлопотать» лицом и выразить переживаемые чувства (например, состояние раздражения) с помощью мимики, жестов, демонстрируя свое недовольство. 4. Игнорировать (отказаться разговаривать с обидчиком, отвечать на его вопросы и т. д.). 5. Отомстить. Месть – особая форма враждебной агрессивности, для которой характерна задержка в непосредственном проявлении агрессии. Ее цель – отплатить за причиненную обиду, страдание. Часто совершается неосознанно, в момент слабости обидчика. Актуализируется вдруг, невзначай, не осознается и вербализуется фразой «так получилось». Например, муж вегетарианец возвращается из командировки. Жена, постоянно говорящая о своей любви к нему, в день приезда мужа покупает и готовит на ужин именно мясо, выражая тем самым скрываемое в бессознательном истинное негативное отношение к нему [4]. 6. Сплетни – относительно безопасная форма проявления злости, позволяющая «сливать» негативную энергию, чтобы она не накапливалась и не направлялась в нежелательное русло. Желание посплетничать время от времени свойственно многим людям. Тем не менее, необходимо понимать, что трансформация негативной энергии в сплетню может в последствие сублимироваться в конфликт. 7. К самым социально-неприемлемым способам проявления злости относится ярость в виде оскорблений, ударов, убийств. Как известно, накопленные и непроработанные злость и раздражение могут не осознаваться и в дальнейшем проявляться телесными и психосоматическими симптомами. В целях профилактики таких последствий в процессе психотерапии важно обучать клиента умению: 1. Замечать и проявлять недовольство сразу же, как только оно появилось (рисунок 1) с целью разрядки напряжения и недопущения трансформации первого уровня проявления злости (недовольство) в пятый (гнев) и шестой (ярость). 2. Осознавать ситуации, вызывающие злость и профилактировать их возникновение. 3. Научиться принимать жизнь такой, как она есть, и признавать наличие в ней несправедливости. 4. Научиться искать компромисс, вести диалог, уметь взглянуть на ситуацию со стороны. 5. В случае отсутствия возможности разрешить ситуацию, уметь уходить от нее, руководствуясь принципом «лучший бой – тот, которого не было»; искать другие способы решения проблемы; трансформировать злость в действие. 6. Не прояснять отношения на пике злости. Невозможно быть в гневе, злиться и при этом рационально мыслить. Аргументы во время ссоры не воспринимаются. Дайте возможность «отгреметь эмоциональной буре, выпустить пар», а уже потом проясняйте ситуацию. Высказывайте претензии не к личности партнера, а к его поведению, событиям, ошибкам в понимании. 7. Злость не нужно скрывать, она должна находить конгруэнтное выражение в социально приемлемых способах, без агрессивных проявлений. 8. Избегать чрезмерных извинений за испытываемые чувства и обобщений (вообще, всегда, никогда и т. п.), постоянно оживляя в памяти рациональное суждение «я имею право испытывать любые чувства», «я даю себе право на ошибки». 9. Точно описать собственное восприятие ситуации, обстоятельств, слов, которые вызвали злость, признавая при этом право собеседника противопоставить вашему отношению собственное восприятие. Практика показывает, что успех психотерапии злости и ярости зависит от учета психогенеза этих состояний, причин их появления, вариантов неадекватного отреагирования и знания о различных по интенсивности и степени проявления социально приемлемых способах их выражения. Список литературы: 1. Блейлер Э. Аффективность, внушаемость и паранойя. Одесса, 1929. 2. Дмитриева Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности. Автореферат диссертации на соиск.уч. степени доктора психол.наук. Новосибирск. Изд-во НГПУ. 1996. 38 с. 3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Homo Postmodernicus. Психологические и психические нарушения постмодернистского мира /монография/. Новосибирск: изд-во НГПУ, 2009. 230 с. 4. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Сексуальность в постсовременном мире /монография/. М.: Академический проект; Культура, 2011. 406 с. 5. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. Перевод с немецкого С.С. Панкова. СПб.: Б.С.К., 2004. 115 с. 6. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьника. М., 1961. Информация об авторах: Дмитриева Наталья Витальевна – доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, Короленко Цезарь Петрович – доктор медицинских наук, профессор Новосибирского государственного медицинского университета, Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|