Взгляд психолога: соцсети, компьютерные игры, интернет.

На этой неделе на радио должна была выйти передача с моим участием на тему интернета, соцсетей и компьютерных игр. Передачу отменили, но наработки остались, и я решила поделиться ими в виде блога в формате «вопрос-ответ».
 
В наши дни роль интернета и социальных сетей очень высока. Почему они так популярны?
 
У интернета есть важное свойство – доступность.  Доступность информации, тематического общения, впечатлений, эмоций, контактов. Гораздо проще найти нужный форум в сети и задать там нужный вопрос, чем искать среди своих реальных знакомых эксперта в какой-то области. Чтобы узнать, что нового происходит, достаточно бегло просмотреть ленту новостей, без интернета на получение такой же информации потребовалось бы несколько часов чтения разных источников и просмотра телевизора.
А у социальных сетей, помимо доступности, есть и еще одно немаловажное достоинство: они позволяют человеку существенно расширить и поддерживать свой круг общения, активно интересоваться другими людьми и испытывать интерес к себе. В наше время реальная жизнь характеризуется ослаблением контактов с другими. По сравнению с прошлым веком, например, мы далеко не так близки с соседями, с дальними родственниками, у нас меньше знакомых и приятелей. И соцсети в какой-то мере компенсируют этот дефицит.
 
Получается, общение в интернете «вытесняет» нормальное человеческое общение?
Не думаю. Я пока не встречалась со случаями, когда любовь или крепкая дружба перешли исключительно в сетевой формат просто потому, что стал доступен интернет. Для поддержки по-настоящему значимых отношений виртуального общения всегда будет недостаточно. Зато соцсети дают легкую и экономную по времени возможность «дружить по интересам», интересоваться, как дела у дальних знакомых, делиться чем-то, что показалось интересным.
 
С точки зрения психолога, в чем польза и в чем вред сетевого общения?
Польза прежде всего в том, что интернет делает людей менее одинокими. А в наше время ослабления человеческих контактов это чрезвычайно важно. Кто-то находит в сети друзей, кто-то единомышленников, кто-то группу, к которой он может принадлежать. Некоторые виртуальные знакомства переходят «в реал», некоторые - нет, но все равно факт общения, факт самовыражения состоялся. К тому же, нельзя недооценивать роль сети для романтических знакомств. Сейчас все больше пар создается через сайты знакомств и соцсети, и у многих из этих людей не было бы шанса встретиться, если бы не интернет.
Стоит также сказать о роли соцсетей в поддержке креативности человека. Те кто пишет, рисует, лепит, поет, танцует и так далее имеют теперь возможность познакомить публику со своим творчеством и пообщаться с единомышленниками.
Что касается вредных аспектов сетевого общения, то, наверное, стоит отметить, что общение в сети в некоторых людях провоцирует инфантильные черты. Доступность и, порой, анонимность контакта порой снижают чувство ответственности, вызывают довольно детское, легкомысленное отношение к своему поведению в сети и чувство веселой безнаказанности. Так возникают некоммерческие тролли, флудильщики, патологические лгуны. Однако, стоит помнить, что причины такого поведения кроются вовсе не в сети, они в психике этих людей. И, если бы эти черты не проявились бы в сети, они обязательно проявились бы где-то еще.
Еще одно последствие использования соцсетей менее заметно, но не менее значимо. Есть определенные типы личности, которые не могут не сравнивать себя с другими, причем навязчиво и постоянно, и соцсети дают отличную возможность для таких сравнений. Но профили в соцсетях – это своего рода витрины, на которые человек выкладывает лишь то, что готов представить всем: свои достижения, удачные фото, красивые моменты своей жизни. Чаще всего весь «негатив», все проблемы остаются «за кадром». И навязчивое сравнение осуществляется не с реальной жизнью других, а с этой витриной, что с большой вероятностью приводит к недовольству собой, свой жизнью, своим уровнем достижений. Но опять же, корень проблемы не в сети как таковой. Корень в самой потребности человека сравнивать себя и ставить себе оценки. А это уже серьезная проблема, с которой лучше обратиться к психологу.
 
Кому стоит ограничить нахождение в сетях? И наоборот, кому стоит быть активнее?
Мне не кажется, что кому-то стоит накладывать на себя какие-то особые ограничения. Однако, если человек начинает замечать, что вся его жизнь потихоньку становится виртуальной, это повод задуматься. Но не о том, чтобы запретить себе что-то, а о том, какие занятия в реальной жизни кажутся ему привлекательными, интересными, стоящими. И добавить их в свою жизнь. Все решает интерес, а не запреты.
А вот стать поактивнее в интернете определенно стоило бы старшему поколению. Многие люди старшего возраста считают, что интернет это «для молодых», а некоторые просто ленятся освоить что-то новое. И совершенно напрасно. Интернет мог бы сделать их жизнь более интересной и разнообразной. К тому же, родительский авторитет держится сейчас не на «испокон веку так делали», а на искреннем уважении молодого поколения. А такое уважение трудно заслужить, если не умеешь отправлять электронную почту.  Не стоит отставать от времени, в любом возрасте.

Правда ли, что увлечение компьютерными играми переходит в зависимость?
Переходит – это не совсем верная формулировка. Зависимые черты личности могут проявиться в виде погружения в игры. А могут в чем-то еще. Первичны сами зависимые черты, а не формы их проявления.  Так что, если подозреваете в себе или в ком-то из близких зависимость от игр, начинать надо не с обвинений в адрес создателей игр, а с консультации у психолога на предмет зависимого поведения вообще. Предмет зависимости может меняться. А вот зависимые черты в личности остаются и требуют серьезного внимания.
 
Часто компьютерные игры называют формой эскейпизма, ухода от реальности. Так ли это?
Строго говоря, не совсем и не для всех. Понятие эскейпизма означает уход в некий воображаемый мир в целью защититься от слишком тяжелой, неприятной или скучной реальности. Да, игры подразумевают уход в воображаемый мир, но вовсе не факт, что туда уходят потому, что реальность слишком тяжела. Кто-то просто «меняет обстановку», кто-то отдыхает, кто-то безопасно выплескивают накопившуюся агрессию. Еще Фрейд писал о том, что человеку вообще мало реальности, ему нужны мысленные вспомогательные конструкции в виде фантазий, чтобы чувствовать себя хорошо. Игры – один из видов таких конструкций.
Да, есть и те, у кому виртуальный мир подменяет реальный, но все же большинство компьютерных игроков – люди, вполне нормально справляющиеся с повседневной жизнью, так что далеко не все геймеры – эскейписты в полном смысле слова.
К тому же, стоит задать вопрос: а чем отличается уход в игры от, например, ухода в книги или фильмы? Мне кажется, говоря о компьютерных играх, мы зачастую проявляем некоторую стереотипность мышления. Почему читать всю ночь Толстого – хорошо, а просидеть за компьютером – плохо? Можно, конечно, здесь начать говорить о культуре, но с точки зрения психологии, в общем-то, это один и тот же процесс – мысленное перенесение в фантазийный мир. Просто вкусы и потребности у всех разные. Но разве это плохо?
 
Компьютер и дети. Некоторые родители настроены резко против компьютеров. Правы ли они в своей позиции?
Наверное, офтальмологи и педиатры скажут, что правы. А вот с точки зрения психолога не все так однозначно. Конечно, плохо, если ребенок целыми днями портит глаза и осанку перед компьютером, мало двигается, не бывает на свежем воздухе. Но в этом случае мы говорим о крайности, когда пребывание за компьютером вообще никак не контролируется.
Мне кажется, другая крайность – «никаких компьютеров, пусть играет в деревянные кубики и в лапту» – тоже вредна. Во-первых, потому, что для детей крайне важна социализация в группе, гораздо важнее, чем для взрослых. Если родители насильственно отключают ребенка от того, что в наше время составляет значительную часть детской и подростковой субкультуры, ребенок будет испытывать и трудности с общением, и трудности внутренние, от сознания своей некомпетентности (которую не стоит путать с самостоятельностью и оригинальностью. Самостоятельность и оригинальность – это собственный выбор. А если непохожесть навязали, она переживается как недостаток).
К тому же, давайте вспомним, какие задачи мы ставим перед собой, обучая и воспитывая ребенка? Одна из таких задач – максимально хорошо подготовить его к будущей самостоятельной жизни. Но ведь уже сейчас понятно, что в жизни следующего поколения компьютеры будут играть еще более важную роль, чем сейчас. Тем детям, кто будет с компьютером «на вы», придется трудно.
Так что, наверное, в вопросе «компьютер и ребенок» лучше придерживаться золотой середины: это важная, хоть далеко не единственная часть детской жизни.


Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Так что же такое эмпатия и чем она так сильно отличается от сочувствия?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Так что мы все-таки вытесняем из своего сознания?
  • Мы с вами такие потому, что выучили, кто мы и что должны хотеть
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • «У вас это психосоматическое!». Что за этим стоит – подскажет дневник.
  • ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ. ЧТО ЭТО И ПОЧЕМУ ОНИ ВОЗНИКАЮТ.
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Исследования. Что же все-таки не так?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • То, что я думаю о себе не равно то, что другие думают обо мне
  • Гендерные роли. Или, кто кому что должен?
  • Несколько аргументов о том, что вы абсолютно нормальный человек, если ходите к психологу
  • СТРАДАНИЯ КАК ФОН ЖИЗНИ. ПОЧЕМУ ТАК И ЧТО ДЕЛАТЬ.
  • Вот так и едут они в метро: он сидит, она стоит. Поколение с «инстинктом смерти».
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Мы – то что мы есть, или то, что нам навязали?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь