|
Последствия «моббинга» в детских коллективах.Моббинг (mob – толпа) - «травля», психологическое давление, прессинг, моральное насилие и угнетение группой лиц какой-либо личности в коллективе. С целью причинения этой личности эмоционального, а порой и физического вреда, ущерба. В каждом коллективе или группе людей происходят различные психологические взаимодействия, симпатии-антипатии… Кто-то кого-то может раздражать, а кому-то симпатизировать при этом. Проявления моббинга сродни агрессивному отношению, которое может выражаться в игнорировании, прямом или косвенном эмоциональном издевательстве, негативном физическом воздействии… Есть мнение, что истоки зарождения моббинга – в семье. Там, где естественным считается моральное давление и практически все спорные вопросы разрешаются с позиции силы, криков, угроз… Ребенок, как губка впитывает в себя энергетику и «запах» подобных взаимоотношений. И потом, впоследствии, применяет полученные «навыки», как в своей будущей семье (по сценарию), так и в социальных отношениях. Ибо ребенок, перегруженный страхом, виной, стыдом, чрезмерным внутренним напряжением и тревогой из-за конфликтов в семье - не может ощущать себя в безопасности. Ему необходимо практически постоянно защищаться… Он ведь внутренне очень напуган. И в этом смысле он всегда готов к самообороне и внешнее его поведение показывает, что «лучшая форма защиты – нападение»… Такие дети «задирают» других, конфликтуют с ними – и таким образом самоутверждаются, становясь как бы смелее и увереннее в себе. А на деле – наглее внешне и запутаннее внутри… Где же проявляется подобное явление в социуме? Моббинг, как социальное явление, существует практически всегда. Там, где собираются люди и есть межличностные отношения друг с другом. Начинается все еще с детского сада, когда воспитательница, например, проявляет свой негатив к какому-либо определенному ребенку. И, соответственно, угождая ей, другие дети продолжают поддерживать ее отношение… Они могут доносить на него, не играть с ним, всячески пытаются обидеть его и сделать ему плохо, больно… Так может развиваться самоутверждение за чей-то счет: кому-то плохо - значит он «слабый», а я – «сильный». Позднее в школе это явление продолжает расцветать «буйным цветом». Если педагогу безразличен психологический климат в классе, его интересуют, в первую очередь, лишь красивая благополучная внешняя картинка-оболочка и «показательные» результаты учеников, то моббинг развивается, в этом случае, очень активно. Поражая психическое состояние тех учеников, кто попадает под его удары. Ведь именно авторитетные взрослые задают моральные ориентиры детям… В подобном случае над ребенком в классе могут психологически издеваться, унижать его, оскорблять, дистанцироваться от него, не включать в общие дела и попросту не дружить с ним… И делать его же - виноватым… В таком случае, ребенок чувствует себя в социальной и психологической изоляции, одиноким и отверженным... Если такое явление в классе уже имеет место быть, то его необходимо «лечить» экстренно и незамедлительно, выращивая, при этом, здоровые, уважительные и доброжелательные отношения между детьми. Это прямая обязанность педагога – соблюдать эмоционально комфортную обстановку в классе. Только в такой благоприятной среде у детей появляется желание учиться и познавать нечто новое. А это качество потенциально заложено природой в каждом ребенке и нужно только поддержать и направить его… И тогда, практически, любой ребенок сможет учиться с интересом и положительным для него эффектом. Негативное влияние моббинга может сказываться отрицательным образом на личности ребенка, его самооценке и восприятии себя в целом, подрывать веру в себя, свои способности и возможности. И даже доводить до нервного срыва и психосоматических проявлений: уход в себя, депрессивное состояние, проявление зависимого поведения: чрезмерное увлечение компьютером, играми… Способствовать появлению деструктивного поведения. Моббинг может быть горизонтальным и вертикальным. Горизонтальный моббинг – это, когда члены одного коллектива/группы занимаются психологической «травлей» своего же коллеги/соученика. А вертикальный, когда руководитель/педагог унижает и эмоционально подавляет всячески того, кто каким-либо образом зависит от него - своего подчиненного/ученика. И тогда уместно вспомнить о мудром изречении: «рыба гниет с головы», т.е. именно от вышестоящего зависит в большей мере психологический климат в коллективе. Причины выгоды такого явления для руководителя могут быть разными: от принципа «разделяй и властвуй» - до банальной личностной неуверенности в себе. И свидетельствовать о наличии внутренних конфликтов… Ведь легче руководить там, где все тебе слепо подчиняются, доносят друг на друга и выполняют твои однозначные приказы… Чем пытаться понять психологические причины тех или иных противоречий, которые неизбежно возникают в коллективах – местах, где люди объединены каким-либо общим делом. Проще отдавать приказы, чем договариваться и вести конструктивный диалог со своими подчиненными. Иногда и такая тактика уместна, возможно. Но в целом, если это имеет место быть постоянно, то в коллективе постепенно появляется «больной психологический нарыв», который со временем заражает и инфицирует всех участников этого процесса. И тогда эффективной работы нет - и коллектив постепенно распадается… Но это - «игры» взрослого мира, а т.к. все мы родом из детства, то истоки следует искать именно там. В коллективе детей обязательно нужно учитывать личностные особенности каждого ребенка и обеспечивать детям психологически комфортные условия для их развития и обучения. Тогда ученики будут не просто с желанием ходить в школу, а с любопытством и интересом познавать новое и изучать то, что им может реально и практически пригодиться в жизни. А впоследствии с уважением, теплотой и благодарностью вспоминать «школьные годы чудесные»... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|