Тело как мишень женской нарциссической активности. Часть 1

Наращивание нарциссической экспансии в современном цивилизационном пространстве аффирмировано Г. Валь «Эрой нарциссизма», Ж. Липовецки «Эрой пустоты и временем нарцисса». К. Леш  объявляет современную культуру нарциссической по своей сути и проявлениям.
 
Имидж, отмечает Н. Мак-Вильямс, заменяет сущность, и то, что К. Юнг называл персоной, становится более живым и надежным, чем действительная личность. Ю. Кристева так описывает проблему нарциссической трансформации: «Современный человек теряет свою душу, но не знает об этом, ведь психический аппарат является тем, что регистрирует представления и их значимые ценности для субъекта. К сожалению, эта темная комната требует ремонта ».
Культ телесного совершенства в мощной детерминанте нарциссизма прочно занимает одну из ведущих позиций средства ее реализации. В традициях неоклассической модернистской и постмодернистской философии развита идея о культурно обусловленном качественном изменением всех социальных институтов, практическое воплощение которого связано с развитием у человека особой способности - способности перманентного самосовершенствования (Homo perfectus), что предполагает готовность к освоению новых видов деятельности, направленных на смену внешнего мира и самого себя.
В этой связи исходным материалом для определения «бодицентризма» в современной культуре становится идея «неонарциссизма», в фокусе которого оказывается декретирования модного тела (Р. Барт). Тело становится объектом перфекционно-нарциссических манипуляций.

 Стремление конвертировать свое тело становится нарциссическим преследованием, а рынок престижных телесных практик, позволяет моделировать и трансформировать свое тело, социально одобрительным и принятым культурой нарциссизма образом.
Происходит конвергенция тела с успехом, удовлетворенностью собой и счастьем.
Исчезает интимная тональность в сексуальной репрезентации, тело становится инструментом и аттестацией социального успеха. Происходит редукция мотивационной сферы, флуктация, или тотальный беспорядок ценностных ориентаций, отражающий одну из характеристик нарцисса - конформизм, который обусловливает потребления широкого круга предлагаемых инновационных услуг, представляющих угрозу личностному функционированию и представляет угрозу здоровой женской идентичности.

Представляется, что нарциссическая активность по отношению к собственному телу является одной из форм отчуждения, результатом которых является фальсифицированное Я. Зависимость от узаконенных культурой и социумом стандартов восприятия телесности и заимствования из-за реального или мнимого несоответствия им превращает образ телесного «Я» в центр индивидуального произвола.
Образ телесного «Я» людей, находящихся под влиянием сильной зависимости итинтрапсихитческих состояний удовольствия / неудовольствия, а также требований и мыслей своего окружения, особенно склонен к патологическим колебаниям.

Известны образы тела при основных типах организации личности: расчлененное, опустошенное и всемогущее тело психотика; мозаичное тело при пограничных состояниях; раздетое и разгружено тело при деперсонализации; автономное сектор-тело при психосоматических расстройствах; экспрессивное тело, тело фантазм при истерии; и тело-фаллос при нарциссической организации.
 
Обновленное тело представляет собой изменение состояний одиночества и забот, которыми отныне окружено женское тело, которое становится настоящим объектом поклонения.

Свойственное нарциссам обожание собственного тела, ежедневно проявляется в переживаниях, связанных с возрастом и появлением морщин, заботе о здоровье, фигуре, гигиене и уходе за собой (массаж, сауна, спорт, соблюдение режима, салоны красоты), что стало культовым.

К. Леш отслеживает составляющие элементы неонарциссизма в существующем страхе перед старостью, равнодушии к будущим поколениям, что усиливает страх смерти. Оказавшись в персонализированных системах, пишет Ж. Липовецки, отныне приходится терпеть и поддерживать себя в соответствующей форме, усиливать надежность тела, выигрывать время и соперничать с ним.
 
Р. Барт обозначил три средства осуществления идеального тела. Первый из них - тело манекенщицы, фотомодели, которое в структурном плане представляет собой парадокс: с одной стороны, тело имеет абстрактно-институциональную ценность, а с другой - оно индивидуально. К другим средствам отнесены: ежегодное декретирование того, какие тела модные, а какие нет; решение об устройстве одежды, чтобы оно трасформировало реальное тело, придавая ему значение идеального тела: удлиняя, утолщая, уменьшая, увеличивая и т.д.
 
Современная мода, по мнению Ж. Липовецки, в области одежды становится менее настоятельной, а критерии красоты тела заявляют о себе сильнее. Эстетические методы направлены уже не столько на то, чтобы создавать обманчивую иллюзию красоты, сколько на то, чтобы сохранить тело молодым и стройным; их конечная цель не в искусственном украшении вида кожи, а в ее омоложении, придании упругости и свежести.
 
С одной стороны, женское тело в значительной степени сбросило с себя бремя притеснений в области половых отношений, продолжения рода или манеры одеваться; однако, с другой, оно попало отныне в кабалу эстетических требований, куда более властных, чем когда либо, и в дополнение, порождающие небывало сильное состояние тревоги.
 
Итак, изменение телесного образа становится мишенью женской нарциссической активности и отражает кризис женской идентичности. Ж. Бодрийяр так объясняет парадокс нашего времени: происходит одновременно «эмансипация» женщин и мощная тревога моды. Дело в том, по мнению философа, мода имеет дело не с женщинами, а с женственностью; современная женщины заживо отторгнутые от себя и собственного тела под знаком красоты и принципа удовольствия.
Женщина окружает свое тело сложными манипуляциями, и эта интенсивная, безупречная нарциссическая дисциплина превращает его в парадигму соблазна. Женщинам свойственен фетишизм, потому, что они постоянно осуществляют работу фетишизации над самими собой, превращаясь в кукол.
Манекенщица, пишет Ж. Липовецки не воспроизводит образ зловещей красавицы: она создает лишенный страсти и полностью искусственный симулякр роковой женщины, модный тип красоты, заколдованную женственность, которая сводится к ее внешнему виду. Роковая красота уступила место торжеству эстетических и только эстетических качеств женского пола, торжеству обаяния, нарциссическому удовлетворению быть прекрасной, давать себе в этом отчет и всем предоставлять возможность это увидеть.
Культура нарциссизма заставляет женщин к самооценке и постоянной рефлексивной активности в отношении собственного тела. Поэтому Ж. Липовецки вводит понятие психологического тела, которое заменяет тело объективное и становится конечной целью нарциссизма.
 
З. Фрейд рассматривал нарциссизм не только, как расстройство характера, но и как культурное предписание. С 1914 года он придерживался мнения, что в качестве исходного состояния следует рассматривать первичный нарциссизм, в котором, согласно модели амебы, образуется объектный катексис, который превращается со временем во вторичный нарциссизм - на самого индивида. При вторичном нарциссизме тело инвестируется как нечто отличное, как Я зеркало. Схема нарциссизма Ж. Бодрийяра развиваеться от первичной стадии, на которой субъект и объект нарциссической любви не различаются, к вторичной, где происходит интеграция субъекта путем самопознания, невозможного без другого. «Синтетический» нарциссизм - это третичный нарциссизм в схеме французского философа; на этой стадии нарциссизм становится общеобязательным и выступает в качестве средства репрессии тела. Именно репрессивность по отношению к телу представляется его «раскрепощением», сущность которого содержится не в освобождении телесного от внешних запретов, а в интериоризации их из-за необходимости «заботы о себе». Итак, логика «раскрепощения» телесности ведет к состоянию «синтетического» нарциссизма, в котором тело превращается в однородную знаковую систему, полностью растворенную в символическом обмене.
 
Определение нового нарциссизма, или неонарцисизма Ж. Липовецки  дает следующее:
«Неонарцисизму недостаточно нейтрализовать социальный мир, освобождая социальные институты их эмоциональных вкладов; на этот раз обеспечивается именно «Я», которое теряет идентичность, при этом, как это ни парадоксально, благодаря его сверхобогащению ... Наше «Я» теряет ориентиры и собственную целостность, благодаря избытку внимания: «Я» становится расплывчатым ».
 
По мнению А. Лоуэна мы живем в нарциссической культуре, в которой тело рассматривается как объект, а основная характеристика нарцисса заключается в том, что человек теряет возможность чувствовать и не мотивируется чувствами. В процессе строительства и поддержки собственного образа подлинность непременно исчезает, теряется возможность чувствовать, ведь для этого нужно быть собой, а не образом.


Просмотров: 609
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ТЕЛО КАК МИШЕНЬ ЖЕНСКОЙ НАРЦИССИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ. ЧАСТЬ 2
  • ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА: КОГДА ТЕЛО СХОДИТ С УМА…
  • Предательство тела. Когда тело "сходит с ума..."
  • Слушая себя и свое тело. Часть 2.
  • Слушая себя и свое тело
  • Тело, которое принадлежит не мне.
  • Тело и дух - возможность встречи
  • Я ненавижу свое тело!
  • Яд, который разлагает не тело…
  • Рисунок как форма познания себя через тело
  • Тело – место, где живет наше прошлое
  • Тело. Быстрые методы в психотерапии
  • Тело боли
  • Тело как ресурс.
  • Тело - враг или друг?
  • Тело как проявление Тени
  • КАК ОЖИВИТЬ СВОЁ ТЕЛО?
  • Для чего болеет тело ?
  • ТЕЛО СТРАДАНИЯ: МАЗОХИЗМ
  • Символ, Душа, Тело.
  • ТЕЛО ДЕФИЦИТА: ОРАЛЬНОСТЬ
  • Тело помнит все: где спрятались переживания
  • Энурез – как еще плачет тело ребенка?
  • О чем кричит тело, когда молчат губы. Что такое психосоматика?
  • Психосоматические игры или Не прячьтесь за собственное тело
  • О чем болит ваше тело и что оно хочет вам сказать?
  • Как определяет Ваше тело кто Вам подходит. (отношения)
  • Образ тела
  • Наследие детства: Бессознательный образ тела
  • ЛОЖНЫЕ ТЕЛА, СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь