КАК ОЖИВИТЬ СВОЁ ТЕЛО?

Автор: Валерия Тимощук   Источник: 

ПРИНЦИПЫ И ОСНОВАНИЯ ТЕЛЕСНОЙ ТЕРАПИИ

Тело - фундаментальная ценность человека, поскольку оно является изначальной данностью бытия в материальной Вселенной. Тело - основа личности и сознания, и воспринимается как «Я».

Телесно-чувственный опыт является фундаментом психического развития, самопознания и познания окружающего мира. 

Каждый ребёнок обладает колоссальными возможностями чувствовать и ощущать различные проявления жизни. Далее, в процессе развития, тело формируется как универсальный общечеловеческий язык, передающий чувства, эмоции и отношение другим существам.

Однако социальная цензура часто провоцирует подавление естественных чувств. Это издержки авторитарного общества, воспитания в авторитарных семьях, сложности коммуникаций в период взросления, переживаемые стрессы и многое другое, приводящее к подавлению чувств и ощущений в теле, к утрате глубины переживаний, к оскудению изначально широкого диапазона эмоций или к неконтролируемой хаотичности и деструктивной интенсивности эмоций.

Вильгем Райх определил психологические проблемы и невротические состояния как следствие застоя в организме биологической или сексуальной энергии.

Хроническое психологическое напряжение является основанием для застойных явлений, что приводит к появлению соответствующих энергетических блоков в мышцах различных сегментов тела.

Это напряжение, становясь хроническим, препятствует свободному течению энергетических потоков. Рано или поздно оно приводит к образованию "мышечного панциря" или «брони», что создает благоприятную почву для развития невротического характера. Следствие - подавление естественной эмоциональной, физиологической и чувственной деятельности человека.

Тело запечатлевает маски и роли, избранные как способ защиты от травмирующих или неприятных переживаний. Эти маски как бы «врастают в память тела». Результат –«мышечный панцирь» - узлы и зоны хронического напряжения и зажимов.

Человек скован тем грузом неотреагированных эмоций и психологических защит, ставших «бронёй» на все случаи жизни. «Броня» характера проявляется на всех уровнях человеческого поведения: в речи, жестах, позах, телесных привычках, мимике лица, стереотипах поведения, способах общения и пр. Ограничиваются ресурсы жизненности и подвижности тела, снижается качество коммуникаций с миром и целостность самой личности, ограничиваются проявления творчества и потенциальных способностей.

«Броня» блокирует тревогу и ненашедшую выход энергию, цена этого — обеднение личности, потеря естественной чувствительности и эмоциональности, невозможность получать наслаждение от жизни и работы…»

Вильгельм Райх

Со временем человек привыкает и отождествляется с состоянием хронического напряжения и перестает замечать свою скованность и безжизненность, теряет живой интерес к жизни. Личностные проявления практически полностью управляется логическим умом и набором моделей стереотипного поведения.

Жизнь становится бедной из-за отсутствия спонтанности в восприятия мира.

Попытки удержать выброс энергии (будь то гнев или желание чего-либо) происходят в связи с нашими обусловленностями как с раннего детства, так и в связи навязанными социальными стереотипами в зрелом возрасте. Ведь у каждого индивида есть нужда адаптироваться к окружающей действительности и не быть в этой среде изгоем.

Человек, который растет в семье, где непосредственного выражения чувств или эмоций (гнева, агрессии, шумной радости или огорчения и др.) не терпят, учится не выражать свои эмоции.

Ребёнок быстро понимает, что если он хочет любви и расположения своих родителей, он должен найти способ не выказывать «неугодную» эмоцию или чувство. Прятать всё внутри. Как следствие, человек становится скованным, напряженным и неестественным.

Подавляя чувство, человек рождает внутренние конфликты – эмоции «отсекаются» от внешнего реагирования и восприятия, производимые действия – от настоящих желаний и чувств, понимание и мышление - от поведения.

Блокируя чувства, сдерживая жизненность, энергию, бьющую ключом, и эмоции, ребенок постепенно становится энергетическим и эмоциональным калекой. 

В семьях, где у родителей существует конфликт, неважно внутриличностный или межличностный, приводит к возникновению в ребёнке связи эмоций «страх-вина», которая может существовать всю жизнь. Этот человек поневоле будет большую часть времени находиться в тревожном состоянии или страхе. Страх создает сильный стресс, как психологический, так и физиологический. Возникает необходимость найти способы блокировать сильное переживание и регулярный стресс, чтобы обеспечить выживание и сохранить относительно здоровую психику.

Таким образом мы учимся с детства блокировать и вытеснять неугодные переживания, и к более-менее зрелому возрасту многие из нас уже в совершенстве владеют этой технологией.

Вильгельм Райх смог объединить психику и соматику, использовав для этого понятие энергии. Он понял, что конфликт возникает одновременно на двух уровнях: психическом и соматическом (телесном). Он подошёл к психике и соматике, как к двум аспектам – мыслительному и физическому – одного неделимого процесса.

Подходящей метафорой может послужить реверс и аверс монеты, ведь, чтобы мы не делали с монетой, это касается обеих её сторон.

Точно так же сознание и тело составляют две разные функции, взаимозависимые и взаимовлияющие друг на друга.

Райх сформулировал свою концепцию, как принцип психосоматического единства и противоположности. Общность существует на глубинном энергетическом уровне организма, в то время как на уровне наблюдаемых явлений существует противоположность.


КАКОВА ЖЕ ПРИРОДА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ?

В. Райх представлял этот процесс как пульсацию. Как возбуждение и расслабление, которые можно почувствовать в виде энергетических потоков в теле.

Пульсация является одной из причин возникновения живых организмов. Принцип энергетического возбуждения и расслабления (высвобождения), это та энергетическая "помпа", которая позволяет жизни вновь и вновь создавать себя заново. Естественный феномен биоэлектрической или биоэнергетической пульсации можно наблюдать на всех уровнях биологической организации, как в клетках, системах тела и органах, так и во всем организме целиком, на примере сексуальной и эмоциональной реакций.

Фундаментальным свойством действующих сил материального и энергетического миров является полярность или дуальность, которая состоит из двух полюсов – положительного и отрицательного.Пульсация - это движение между этими полюсами. Это колебание от одного полюса к другому и обратно, цикличными и ритмичными движениями. Простейшую пульсацию в неорганическом мире можно видеть в обращении планет вокруг Солнца и спутников вокруг планет. Как отражение этого планетарного движения мы можем наблюдать ежегодно повторяющиеся циклы смены времен года, смену дня и ночи, а так же ритмичные приливы и отливы мирового океана.

В органическом мире пульсация - это тот основополагающий феномен, который является фундаментом для физического и энергетического функционирования живых организмов.Каждая из микроскопических клеток пульсирует, когда она всасывает в себя пищу извне и выбрасывает отходы наружу. Одноклеточные микроорганизмы сокращаются и расширяются в постоянном ритме, а плазма или жидкое содержимое клетки течет, пульсируя, внутри клетки. Наше сердцебиение, которое направляет кровь по нашим венам, так же жизнеобеспечивающая пульсация, которую мы можем почувствовать в любой момент.

Дыхание, одна из наиболее сильных и осознаваемых ритмичных пульсаций в нашем теле, основа пульсации жизненной силы в теле.

Именно дыхание является связующим звеном между физическим телом, энергией и эмоциональным телом, вот почему глубокое дыхание стимулирует как телесные ощущения, так и эмоции, и способно вызывать энергетический выброс, выраженный и физически и эмоционально.

Любопытно, но несмотря на всю сложность химия метаболизма похожа на процесс, где горючее становится энергией, по общей формуле:

P (топливо или продукты питания) + Q2 (кислород или воздух) = E (энергия)

Живые организмы от неживой природы отлича­ет тот факт, что в организмах этот процесс проис­ходит внутри мембраны клетки.

Именно благодаря этому произве­денная организмом энергия не теряется во вне - окружающую среду, а используется организмом внутри системы, для выполнения своих жизненных функций.

Одна из главных функций - это получение из окружающей среды необходимых элементов для производства жизнеобеспечивающей энергии. Мембрана должна быть проницаемой для продуктов питания и кислорода, а также для удале­ния продуктов распада. При рассмотрении более сложных систем (организмов), чем бактерии и простые однокле­точные, этот процесс объединен с активным поис­ком необходимых элементов (продуктов). Из чего следует логичный вывод - движения организма не могут быть случайными! Они управляются некой формой чувствительности к окружающей среде.

Как заметил один из ведущих исследователей функционирования протоплазмы, "возможно, у протоплазмы и нет разума, но то, что она делает - разумно". Разум­ным является стремление к пище, любви и приятным кон­тактам, а так же отступление перед опасностью или бо­лью.

Это далеко не механический процесс, поскольку каждый организм (независимо от сложности организации системы) постоянно изучает свое окружение, с целью найти наиболее оптимальные условия для выживания. Это исследование - приближение и отступление - часть пульсационной активности.

Внутри организма она включает в себя:

  • сердцебиение,
  • дыхание,
  • перистальтику кишеч­ника,
  • прочие системы жизнеобеспечения.

Это результат возбуждения каждой клетки и каждого органа тела. Таким образом, можно сказать, что жизнь - это состояние конт­ролируемого внутреннего возбуждения; возбужде­ние производит энергию, необходимую для под­держания внутренних функций, а также для совершения внешних действий, поддерживающих или увеличивающих возбуждение организма.

Мы рождаемся с огромным потенциалом чувстви­тельности к побуждающим факторам, но с возрастом эта чувствительность уменьшается.

Эту утрату чувствительности можно объяснить тем, что с возрастом тело становится более структури­рованным стереотипностью и закрепощённым, человек настолько укореняется в своих стереотипных навыках, что практически не способен спонтанно двигаться, чувствовать и исследовать окружающий мир.

Вы часто встречаете зрелых людей способных радоваться и непосредственно реагировать, как это делают дети?

Процесс построения связи и коммуникаций с внешним миром является энергетическим процессом.

Чтобы представить как происходит процесс построения энергетической связи между двумя людьми, предста­вим себе два камертона, настроенных на одну час­тоту. Когда они находятся рядом, то удар по одно­му из них вызывает вибрацию второго. Подобным образом объясняется сильная энергетическая и чувственная связь между двумя глу­боко влюбленными людьми.

Образ двух сердец, бью­щихся как одно, гораздо больше, чем просто метафора.

У близких людей довольно часто наблюдается спо­собность чувствовать чувства друг друга и своих детей.

Итак, наши сердца и тела - это пульсирующие системы, излучающие волны электромагнитного и биоэнергетического характера и которые могут воздействовать на другие сердца и тела.

Возможно вы также замечали, что испытывая раздражение и злость, но никак не выказывая это внешне, вы тем не менее получаете адекватную реакцию из вне в виде агрессии направленной на вас.

Тоже самое происходит в случае неуверенности или сексуальной подавленности. Как бы вы хорошо не выглядели и не демонстрировали внешние качества, из вне рано или поздно вы получаете адекватную реакцию вашему внутреннему состоянию.

 развившие свою чувствительность, тонко чувствующие движение и качество энергии, и способные преодолевать жёсткие структуры своего эго способны, как камертон, настраиваться практически на любого человека или живое существо. Воспринимать и чувствовать его чувства и другие состояния без словно.

Чувства единения с Вселенной можно достичь, утратив или преодолев границы своего эго.

Эго – способ адаптации к внешнему миру - создаёт грани­цу, сохраняющую индивидуальное сознание. Внутри этой границы содержится самоподдерживающаяся энергетическая система, основной чертой которой является состояние возбуждения.

Без существования границы не могли бы существовать индивидуальное сознание и персональное эго. Именно о преодолении этой границы и достижении состояния нирваны и атмана говорится в космогонических философско-религиозных учениях – индуизме, буддизме и др.


ФАКТОРЫ ВЕДУЩИЕ К СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ

Итак, рассмотрим некоторые факторы, ведущие к снижению уровня энергии в организме и способствующие образованию «брони» или «мышечного панциря».

Организму не­обходимо равновесие между использованием энергии и ее накоплением. Равновесие между на­коплением и выделением энергии контролируется потребностью.

Основное желание для только что рождённого ребёнка - восстановить ту тесную связь с матерью, что у него была, когда он находился в материнском лоне. Родившись, ребёнок пытается снова почувствовать тепло и глубину этого контакта в обьятиях матери. Сохранив в памяти и ощущениях тотальность близости и единства, человек всю жизнь ищет удовлетворения своего основного желания любви - глубокого ощущении сакральности и глубины единения, тотальной телесной и духовной близости.

В случае, если ребёнок не получает необходимой ему глубокой связи, он расценивает это, как потерю любви. Что на физиологическом уровне проявляется затруднённым дыханием и спазмами в груди. Уменьшается доступ кислорода в организм, что приводит к хроническому напряжению и задержке производства энергии.

Одним из поразительных факторов пониженного уровня энергии является возрастание актив­ности, которая, в свою очередь, возникает из по­пытки найти любовь. Большинство детей, переживших чувство потери любви, считают, что эта поте­ря произошла из-за того, что они не смогли заслу­жить эту любовь. Часто в ребёнке закрепля­ется чувство вины из-за неудовольствия родителей и упрёков, что они (дети) слишком много требуют, чересчур эгоцентричны, энер­гичны, строптивы. Ребенок скоро понимает, что если он хочет получить хоть немного любви, он должен приспособиться к требованиям матери.

Это предубеждение, что любовь необходимо заслужить, обычно сохраняется до взрослого возраста. И часто проявляется в стремлении к достижени­ям, к успехам. 

Такое поведение типично для лю­дей, для которых характерно преувеличенное стремление к подтверждению своей ценности вместе с подавле­нием гнева, а также проявляется в частой раздражительности. Это поведение является основным фактором, ведущим человека к депрессиям разной интенсивности и болезням сердца. Также такого рода поведение является причиной хронической ус­талости.

К сожалению, большинство людей не умеет сни­зить темп своей жизни настолько, чтобы почувство­вать, что они устали, находясь под давлением стереотипов и ложных представлений, а также веры в необходимость жить подобным образом дальше, так как они жили до этого. Поскольку они уверены, на основании усвоенной в детстве модели поведения, что именно от этого зависит их выживание. Чувство хронической усталости и неудовлетворённости будит в них трево­гу, порождая невроз. Многие не могут сказать самому себе: «Я очень устал», "Я не могу."

Когда они были детьми, им внушили, что ска­зать: "Я не могу" равносильно признанию пора­жения, а значит, они не заслужат любовь, значит они недостойны любви.

Рассмотрим физическую причину, из-за которой возрастает внешняя активность при понижении общего уровня энер­гии.

Расслабиться невозможно, если уровень энер­гии слишком низок, так как для снятия напряже­ния мышц необходима именно энергия. Этот факт, можно легко объяснить.

Когда мышцы напрягаются, они выполняют ра­боту, которая использует энергию. В состоянии напряжения они не могут выполнить больше ни­какой работы. Чтобы мышцы расслабились и были способны выполнять работу, необходимо, чтобы мышечные клетки произвели необходимую для это­го энергию. Этот процесс, в свою очередь, требует притока кислорода и удаления молочной кислоты.

Рассмотрим растянутую мышцу т.е расслабленную, как натянутую пружину. В этом состоянии она наполнена энергией. Когда мышца сжимается, чтобы выполнить некую рабо­ту, она становится короче и тверже. По мере ис­пользования пружина теряет энергию. Далее после выполнения работы мышца ре­генерируется и расслабляется, увеличивая свой энергетический потенциал, что подобно растяже­нию пружины для того, чтобы она могла выпол­нить дальнейшую работу.

Когда человек переутомлен, а уровень его энер­гии низок, он может легко попасть в состояние сжатия, когда мышцы хронически находятся в состоянии сжатия. Следовательно, они не могут регенерироваться, пополнять и увеличивать свой энергетический потенциал.

Человек с высоким уровнем энергии редко впа­дает в состояние высокого возбуждения, так как его тело, благодаря расслабленным мышцам, мо­жет удержать высокий уровень напряжения. В ре­зультате движения его свободные, спонтанные и полны природной грации.

Зигмунд Фрейд заметил: «наше эго преимущественно телесно».

Избранные роли, маски, модели поведения, травматический опыт и разочарования , накапливаясь и цементируясь в нашем теле, влекут за собой утерю связи между душой и телом, разлад между чувствами, разумом и телом и потерю контакта с чувственной реальностью мира.

В этом случае, человек ,утратив внутреннюю целостность, теряет также душевную гармонию и необусловленность восприятия. Погружается в страдания, «оценочное переживание жизни» и переживание трагичности существования.

Осознанно или неосознанно человек ощущает свою нецелостность. Переживает состояние утери контакта с собой, со своим внутренним миром, или же его не удовлетворяет качество этого контакта.

Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.

К потере контакта с телом приводят:

  • любого рода насилие: физическое, эмоциональное или психологическое;
  • подавление естественной сексуальности;
  • ранние детские болезни, трудные роды, врожденные дефекты, физические травмы, несчастные случаи и хирургические вмешательства;
  • плохие ранние объектные отношения, где родительское «отзеркаливание», столь необходимое ребенку для разви­тия здорового ощущения себя, было неадекватным;
  • неадекватные или нарушенные границы в отношениях членов семьи – семейное насилие и агрессия;
  • критика и чувство стыда, которое родители проецируют на ребенка, когда они сами не в ладах со своим телом; эти чувства могут быть вызваны также отвергающим или чрез­мерно контролирующим родителем;
  • ситуации, когда родители покидают ребенка или игнорируют его;
  • ощущение, что тело или личностные особенности ребенка не соответствует культурному идеалу или семейному стилю.
  • подавление или накопление гнева и обиды.

Воздействуя непосредственно на тело и телесные симптомы, возможно получить доступ к подсознательным структурам, к вытесненному опыту, к неосознаваемым и заблокированным сегментам тела – без участия сознания. Техники телесной терапии открывают доступ к психосоматическому бессознательному, что позволяет устранить выявленные блоки, отреагировать подавленные эмоции, выбросить эмоциональный хлам, отреагировать подавленную агрессию, гнев и обиды, расслабить и разрядить накопленное напряжение (сжатие) в мышечных структурах, тем самым восстановив энергообмен. 

Для расслабления телесной «брони» или «панциря характера» Вильгельм Райх разработал ряд специальных техник, включающих:

  • прямые манипуляции с телом,
  • работу по имитированию и провоцированию эмоциональных состояний,
  • выполнение специальных движений и физических упражнений,
  • дыхательные техники,
  • работу с высвобождением эмоционального и физиологического напряжения через высвобождение звука.

Методы телесной терапии являются мощным психотерапевтическим инструментом, способным вызвать радикальные изменения в чувствах и психике. Сделать доступными осознанию симптомы соматических проявлений, невротических и патологических проявлений, а также соотнести этот материал с индивидуальными представлениями, духовными смыслами и ценностями человека.

Полученный материал при дальнейшем анализе позволяет более предметно выяснить ведущие мотивы и неэффективные модели поведения, приводящие к потере жизненной силы.

А.Лоуэн утверждает, что увеличения базового уровня энергии у человека можно достичь только благодаря оживлению тела посредством выражения чувств.

Отсутствие жизненной энергии всегда является результатом сдерживания чувств!

Телесная терапия отвечает всем требованиям целостного подхода, где человек – единое функционирующее целое, единство материального и духовного, и изменения в одной сфере сопровождают изменения в другой.

Для того чтобы человек смог вернуть себе ощущение целостности и гармонии, мало только интеллектуального понимания, интерпретации и осознания вытесненной информации, необходимо также на физическом уровне восстановить ощущение единства тела и психики, ощущение всего организма, как целостной системы.

В экзистенциальном смысле – тело – это микрокосм, воплощающий в себе глубинную мудрость Вселенной.

Человеческая телесность выражает внутреннюю сущность человеческого естества, воплощает способ его бытия в настоящем времени, а также удовлетворяет потребность человека в осознании и освоении собственной природы.

Однако часто человек расценивает наибольшей угрозой безопасности именно природу. Собственная природа человека и окружающая игра сил природы полны неожиданностей. Конечно человеку не удаётся полностью победить природу, и он ведёт с ней постоянную борьбу.

Эта борьба человека разумного с природой есть отражением борьбы в современных индустриальных сообществах, между эго и телом человека, его естественной природностью.

Необходимо полюбить себя. Своё естество. Это не означает проявления самовлюблённости или нарциссизма - полюбить через понимание и приятие. Принимая с пониманием все проявления себя, мы получаем возможность любить все проявления жизни вокруг, безоценочно.Любить окружающих людей безоценочно, с пониманием сложностей и испытаний, которые человек преодолел, а может и не преодолел.

Через телесную интеграцию личности удаётся раскрыться к пониманию и ощущению духовности тела - осознать проявления божественности в материальной Вселенной.



Просмотров: 614
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Почему они стыдят, или что творится внутри стыдящего? Статья размышление.
  • Любовь - это не боль, или почему мы болеем от любви. И как лечиться.
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Оставаться людьми. Или как конфликтовать так, чтобы всем было хорошо
  • Любовь и Страх в «теории» о четырёх стихиях или «Шторм» как следствие напряжения контакта
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Для чего я живу или Как обрести свой Смысл Жизни?
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Человек для счастья создан… или нет?
  • Человек для счастья создан… или нет?
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека?
  • Давайте выполним это простое упражнение, чтобы проверить, как это происходит в вашей жизни?
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Нужен ли мне этот мужчина!? Или как понять что возле вас недостойный мудак?
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Психология везучих людей: как они это делают?
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Обнуление как способ жить дальше. Или как пройти через НОЛЬ своей жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь