Тело как ресурс.

Тело – это какая-то удивительная субстанция, благодаря которой мы прибываем в мире, ощущаем его реальность, чувствуем радость, удовольствие, переживаем красоту, но в тоже время чувствуем боль, свои ограничения, усталость, грусть.
Тело – это то, что дает нам возможность быть в контакте с самим собой и в контакте с миром. Но очень часто мы относимся к нему как к чему-то очень внешнему, как к клетке, в которой временно заключена душа. Мы не хотим замечать его изменений, не хотим заботиться о нем как о чем-то важном и ценном, а скорее начинаем что-то делать, когда изменения  и боль нельзя игнорировать, когда от них не удается прятаться.

Почему так происходит? Ведь именно благодаря телу мы получаем самый первый опыт переживания себя, опыт того, что именно я ощущаю эти потребности, именно я хочу есть, спать, ощущаю удовлетворение и радость. Открываю, что я заканчиваюсь там, где проходит моя кожа, а дальше идет большой мир. Понимаю, что именно я делаю эти движения, хожу, что-то притягиваю руками или наоборот отталкиваю. Гораздо позже появиться осознание, что мое «Я» имеет и другие формы проявления, кроме как через тело. Проявления моего «Я» это то, что я нарисовала, то, как навела порядок в комнате, и т.д. Но сначала мое «Я» очень сильно связано с телом.
Что же происходит потом? Почему контакт с собой через тело теряется или обесценивается?
Это преимущественно связано с социально обусловленным отношением к телу и тем, как оно транслируется нам в детстве от родителей или других взрослых. Наша культура придает особую ценность и важность больше разуму или интеллекту. Развитие интеллектуальных способностей является определяющим, а тело скорее воспринимается как инструмент. Мы можем видеть, как сейчас повально очень маленьких детей водят на занятия по интеллектуальному развитию. Развитие тела осмысляется преимущественно как развитие в спорте — тренировка инструмента для достижения определенных рекордов.
Ребенка не научают смотреть на тело как важную составляющую его личности, как то, на что можно опираться при понимании себя. Скорее наоборот отучают слушать, что говорит тело, что ребенок ощущает внутри себя на самом деле. Ребенок очень часто получает послание, что «то, что ты чувствуешь — это не правда, ты не должен доверять своим ощущениям, а верить тому, что говорят твои родители» или в лучшем случае «верить тому, что подсказывает твой разум». Так постепенно мы отказываемся от того опыта, который переживаем на уровне тела или почти не осознаем его, а значит в очень малой степени можем на него опираться.

«Нельзя ощущать когда я голоден, потому что это бесполезно. Еду все равно дадут по расписанию».
«Я не могу доверять ощущению в теле — холодно мне или жарко, бабушка в любом случае заставит одеть свитер».
«Я не могу чувствовать в теле дискомфорт, еще хлеще злость, когда родители отчитывают меня. Я должна не проявлять чувств и дослушать до конца».  Этот список можно продолжать...

Это бесконечное количество примеров, когда ребенком неосознанно принимается решение об отказе от тех ощущений, которые он испытывает на уровне тела. Через какое-то время он научается доверять только разуму и логике. Вырастает. Начинает обесценивать то, что чувствует через тело. Ведь если я предам ценность эти переживаниям и ощущениям, то я не понимаю, что делать со всеми этими ощущениями. Чему верить — разуму или телу? Как относиться к тому, чему меня учили столько лет? Как эти ощущения могут мне помочь? О чем они сообщают?
Ребенка не научили обходиться с телесным опытом, при принятии решений опираться не только на разум, но и на ощущения и чувства, мочь быть в контакте с телесными ощущениями (и чувствами тоже).

Я совсем не хочу сказать, что опираться на разум и логику плохо и не нужно, нет. Важно опираться и на то, и на другое. Иметь голову, но придавать ценность телесным ощущениям и своим чувствам.

Важно иметь ввиду, что наши ощущения и чувства могут быть не связанными с тем, что происходит с нами сейчас, а больше с прошлым опытом. Именно поэтому важно «иметь голову» или включать разум, чтобы смочь это увидеть. Например, в детстве ребенка наказывали, когда он пытался действовать самостоятельно, не спросив взрослых. В тот момент ребенок мог истытывать страх, тревогу, чувство беспомощности и бессилия. Этот опыт и переживания остались в памяти тела. И почти всякий раз когда уже будучи взрослым человеком он начинает действовать самостоятельно, не спрашивая целую кучу советов у коллег и начальства, он  испытывает тревогу, бессилие, начинает оправдываться за свои действия, не доводит их до конца и получает негативный результат. Но это не значит, что тело плохое, что его не надо слушать. Наоборот это телесное переживание детского опыта важно уловить, и отделить от того, что происходит сейчас во взрослой жизни. Что сейчас у этого человека гораздо больше ресурсов, чтобы действовать самостоятельно. Важно быть в контакте с этими телесными ощущениями и позволить себе создать новый опыт, когда он может действовать самостоятельно и быть успешным.
Чтобы отделить свой детский опыт от того, что происходит сейчас важно услышать свои переживания, ухватить их, а значит надалить контакт с телом, развить телесную осознанность.
Для этого есть ряд упражнений и практик. Одно из таких упражнений — это пешие прогулки.

Во время таких прогулок важно позволить себе двигаться в том темпе, который вам комфортен. Прислушиваться к тому, что вы ощущаете в теле — где присутствует усталость, где легкость, подвижность или гибкость?

Какие части тела двигаются синхронно, а какие сами по себе? Какие ощущения, когда я опираюсь на стопу, больше вес на пятку или носок? Как я дышу — прерывисто, с паузами, глубоко или быстро? Холодно мне или тепло? Какой части тела более холодно? Как изменилось мое состояние к концу прогулки?

Иногда это можно делать по дороге домой, иногда специально выделив время. Попробуйте! Интересно, что тогда еще вы начнете замечать в своей жизни?

У меня в последнее время появилась большая потребность создать группу, где участники могли бы получить опыт внимательно контакта со своим телом, увидеть в нем ресурс, важную часть себя, научиться бережнее относиться к телу, а значит к себе. И вот мы с коллегой набираем такую группу ;) И вы можете присоединиться к нам! Более подробную информацию о группе можно найти странице группы. 
Ценных открытий вам в контакте со своим телом!

Ваша Наталья Фрид



Просмотров: 619
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА: КОГДА ТЕЛО СХОДИТ С УМА…
  • 3 жизненных качества, которые важно в себе развить вопреки тому, чему нас учили в школе
  • Предательство тела. Когда тело "сходит с ума..."
  • Мы меняемся лишь тогда, когда покидаем контакт с другими. В самом контакте нет опыта.
  • Рисунок как форма познания себя через тело
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Почему детям важно, когда родители смеются, или как научить детей импровизации.
  • О чем кричит тело, когда молчат губы. Что такое психосоматика?
  • Запрет на чувства или когда нельзя чувствовать и быть собой.
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Когда ум за разум заходит: почему сложно быть вместе умным и глубоким людям.
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Когда в душе мятеж - важно глубоко дышать... 
  • Как научиться опираться на себя? Стать себе доброй мамой.
  • Тело помнит все: где спрятались переживания
  • Почему важно быть заботливым родителем самому себе
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Когда нужно Думать? Когда нужно Делать? И когда нужно Быть?
  • Слушая себя и свое тело. Часть 2.
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • Когда я родилась, мои родители были моложе, чем я сейчас.
  • Почему важно рано распознать, что происходит с питанием?
  • Слушая себя и свое тело
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Энурез – как еще плачет тело ребенка?
  • Яд, который разлагает не тело…
  • Что происходит в Вашем мозгу, когда Вы поставили перед собой цель
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь