Тело как ресурс.

Тело – это какая-то удивительная субстанция, благодаря которой мы прибываем в мире, ощущаем его реальность, чувствуем радость, удовольствие, переживаем красоту, но в тоже время чувствуем боль, свои ограничения, усталость, грусть.
Тело – это то, что дает нам возможность быть в контакте с самим собой и в контакте с миром. Но очень часто мы относимся к нему как к чему-то очень внешнему, как к клетке, в которой временно заключена душа. Мы не хотим замечать его изменений, не хотим заботиться о нем как о чем-то важном и ценном, а скорее начинаем что-то делать, когда изменения  и боль нельзя игнорировать, когда от них не удается прятаться.

Почему так происходит? Ведь именно благодаря телу мы получаем самый первый опыт переживания себя, опыт того, что именно я ощущаю эти потребности, именно я хочу есть, спать, ощущаю удовлетворение и радость. Открываю, что я заканчиваюсь там, где проходит моя кожа, а дальше идет большой мир. Понимаю, что именно я делаю эти движения, хожу, что-то притягиваю руками или наоборот отталкиваю. Гораздо позже появиться осознание, что мое «Я» имеет и другие формы проявления, кроме как через тело. Проявления моего «Я» это то, что я нарисовала, то, как навела порядок в комнате, и т.д. Но сначала мое «Я» очень сильно связано с телом.
Что же происходит потом? Почему контакт с собой через тело теряется или обесценивается?
Это преимущественно связано с социально обусловленным отношением к телу и тем, как оно транслируется нам в детстве от родителей или других взрослых. Наша культура придает особую ценность и важность больше разуму или интеллекту. Развитие интеллектуальных способностей является определяющим, а тело скорее воспринимается как инструмент. Мы можем видеть, как сейчас повально очень маленьких детей водят на занятия по интеллектуальному развитию. Развитие тела осмысляется преимущественно как развитие в спорте — тренировка инструмента для достижения определенных рекордов.
Ребенка не научают смотреть на тело как важную составляющую его личности, как то, на что можно опираться при понимании себя. Скорее наоборот отучают слушать, что говорит тело, что ребенок ощущает внутри себя на самом деле. Ребенок очень часто получает послание, что «то, что ты чувствуешь — это не правда, ты не должен доверять своим ощущениям, а верить тому, что говорят твои родители» или в лучшем случае «верить тому, что подсказывает твой разум». Так постепенно мы отказываемся от того опыта, который переживаем на уровне тела или почти не осознаем его, а значит в очень малой степени можем на него опираться.

«Нельзя ощущать когда я голоден, потому что это бесполезно. Еду все равно дадут по расписанию».
«Я не могу доверять ощущению в теле — холодно мне или жарко, бабушка в любом случае заставит одеть свитер».
«Я не могу чувствовать в теле дискомфорт, еще хлеще злость, когда родители отчитывают меня. Я должна не проявлять чувств и дослушать до конца».  Этот список можно продолжать...

Это бесконечное количество примеров, когда ребенком неосознанно принимается решение об отказе от тех ощущений, которые он испытывает на уровне тела. Через какое-то время он научается доверять только разуму и логике. Вырастает. Начинает обесценивать то, что чувствует через тело. Ведь если я предам ценность эти переживаниям и ощущениям, то я не понимаю, что делать со всеми этими ощущениями. Чему верить — разуму или телу? Как относиться к тому, чему меня учили столько лет? Как эти ощущения могут мне помочь? О чем они сообщают?
Ребенка не научили обходиться с телесным опытом, при принятии решений опираться не только на разум, но и на ощущения и чувства, мочь быть в контакте с телесными ощущениями (и чувствами тоже).

Я совсем не хочу сказать, что опираться на разум и логику плохо и не нужно, нет. Важно опираться и на то, и на другое. Иметь голову, но придавать ценность телесным ощущениям и своим чувствам.

Важно иметь ввиду, что наши ощущения и чувства могут быть не связанными с тем, что происходит с нами сейчас, а больше с прошлым опытом. Именно поэтому важно «иметь голову» или включать разум, чтобы смочь это увидеть. Например, в детстве ребенка наказывали, когда он пытался действовать самостоятельно, не спросив взрослых. В тот момент ребенок мог истытывать страх, тревогу, чувство беспомощности и бессилия. Этот опыт и переживания остались в памяти тела. И почти всякий раз когда уже будучи взрослым человеком он начинает действовать самостоятельно, не спрашивая целую кучу советов у коллег и начальства, он  испытывает тревогу, бессилие, начинает оправдываться за свои действия, не доводит их до конца и получает негативный результат. Но это не значит, что тело плохое, что его не надо слушать. Наоборот это телесное переживание детского опыта важно уловить, и отделить от того, что происходит сейчас во взрослой жизни. Что сейчас у этого человека гораздо больше ресурсов, чтобы действовать самостоятельно. Важно быть в контакте с этими телесными ощущениями и позволить себе создать новый опыт, когда он может действовать самостоятельно и быть успешным.
Чтобы отделить свой детский опыт от того, что происходит сейчас важно услышать свои переживания, ухватить их, а значит надалить контакт с телом, развить телесную осознанность.
Для этого есть ряд упражнений и практик. Одно из таких упражнений — это пешие прогулки.

Во время таких прогулок важно позволить себе двигаться в том темпе, который вам комфортен. Прислушиваться к тому, что вы ощущаете в теле — где присутствует усталость, где легкость, подвижность или гибкость?

Какие части тела двигаются синхронно, а какие сами по себе? Какие ощущения, когда я опираюсь на стопу, больше вес на пятку или носок? Как я дышу — прерывисто, с паузами, глубоко или быстро? Холодно мне или тепло? Какой части тела более холодно? Как изменилось мое состояние к концу прогулки?

Иногда это можно делать по дороге домой, иногда специально выделив время. Попробуйте! Интересно, что тогда еще вы начнете замечать в своей жизни?

У меня в последнее время появилась большая потребность создать группу, где участники могли бы получить опыт внимательно контакта со своим телом, увидеть в нем ресурс, важную часть себя, научиться бережнее относиться к телу, а значит к себе. И вот мы с коллегой набираем такую группу ;) И вы можете присоединиться к нам! Более подробную информацию о группе можно найти странице группы. 
Ценных открытий вам в контакте со своим телом!

Ваша Наталья Фрид



Просмотров: 578
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Хочу быть идеальным психологом. Что это значит?
  • О чем кричит тело, когда молчат губы. Что такое психосоматика?
  • Что такое психосоматика, или какие послания несут нам болезни тела
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Как трудно увидеть то, что на самом деле происходит вокруг меня…
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Мы – то что мы есть, или то, что нам навязали?
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • Центрироваться, быть в своем центре: что это значит?
  • Временное родительство, или что мы чувствуем, когда нам говорят: "Я тебе не мать!"
  • О чем болит ваше тело и что оно хочет вам сказать?
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Как "отползти", когда понял, что "попал"! Или еще раз о синдроме эмоционального выгорания.
  • То, что я думаю о себе не равно то, что другие думают обо мне



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь