Как говорится, начну сначала. Ну, хотя бы, попытаюсь. Я не буду рисовать линию старта от момента полного ничто. Начну с наших дней, ну или, последних десятилетий, когда жизнь современного человека стала довольно сильно опираться на понятие «счастье».
В самой идее «счастья», казалось бы, нет ничего предосудительного и, если я правильно помню, в конституции США даже записано право на счастье. Каждый человек имеет право на счастье, но что это, черт возьми, значит: быть счастливым!?
Наверное, мой вопрос звучит для вас глупо. Ведь, даже ребенку ясно, что быть счастливым – это чувствовать радость, удовольствие, всегда быть довольным и добрым, любить себя, мир, иметь в достатке еды, денег, чтобы были живы и здоровы близкие и родные, чтобы было дело по душе, а ещё много интересных увлечений, чтобы был дом, комфортная машина и…
Вам не кажется, что список условий довольно широкий и если уж подходить к этому делу качественно, то он до сих пор не полный. А как же: быть в подтянутой форме, иметь всегда самый высококлассный секс, всегда быть молодым. Ммм, и ещё, чтобы не было войны.
Простите мне мой цинизм. Я всего лишь хочу обратить ваше внимание на то, что «счастье», как концепция, постепенно выдавливает из реальной жизни все, из-за чего она становится реальной и наполняет таким количеством идеализаций, что, в конце концов, превращается в отличный повод для раздражения и злости, но не для радости.
Современный человек, возвел идею счастья на невероятную высоту. В этом ему помогли и гуру психологии и маркетологи-рекламисты, который отлично используют идеалистический «невроз» счастья в целях повышения товарооборота во всех сферах бизнеса: от детских игрушек и до лекарственных препаратов. Посмотрите на рекламу: там всегда звучит история про счастье.
Впитав эту историю с молоком мамы-рекламы, человек постоянно находится в поиске счастья, гонимый чувством вечной неудовлетворенности, дискомфорта, желанием покоя, удовольствия, успеха, реализованности. Почему человек неудовлетворен? Все просто: ему постоянно напоминают, что его жизнь далека от идеала. Он все время видит каких-то людей на обложке журналов, экране телевизора или ПК, которые кивают и говорят: «Чувак, ты живешь отстой! Смотри на нас – мы в шоколаде!»
В этом есть свой плюс. Импульс неудовлетворенности заставляет человека развиваться, учиться чему-то новому, выходить из зоны комфорта, двигаться к высоким целям. Но достигая чего-то, обретая тот или иной уровень, человек забывает испытать чувство удовлетворения. Он, словно конь барона Мюнхгаузена, пьет и не может напиться, а его жажда обречена на вечное неудовлетворение. Почему? Потому что для совершенства нет предела и если эта идея вами не осознанна, вы останетесь в процессе вечной погоне того, что нельзя догнать.
Посмотрите на схему внизу. Человек испытывает неудовлетворение и двигается к счастью. Для счастья всегда есть объект, с которым оно отождествлено. Например, дом. «Вот будет у меня дом – будет у меня счастье!» - говорит человек и отправляется в долгое путешествие. Неважно чем оно закончится. Будет дом или нет, следом придет разочарование, потому что всегда найдется что-то, что разрушит розовую картинку счастья. И это вернет человека на стартовые позиции. Он снова выберет объект (другой человек (жена/муж) или автомобиль – это неважно) или уже субъект (какое-то личное качество или состояние – например: нирвана), к которому снова начнет движение.
Таков Сизифов круг и его нельзя разорвать, если только не прекратить невротическое идеализирование комфорта.
Вы скажете: «И что тогда делать? На диване лежать!?» Вовсе нет – отвечу я вам. Вы можете делать все то же самое, но только уже без идеи счастья, которое где-то там и всегда не здесь. Жизнь – это не результат, а процесс. Если в этом процессе вы не находите места быть удовлетворенным здесь и сейчас, вы не найдете этого места нигде и никогда.
Расстаться с идеей «счастья» - это «нулевой» уровень, с которого начинается движение к жизни «без невроза». Замените идею о тотальном и безграничном счастье понятием простой радости, тепла, комфорта, для которых в вашей жизни не должно быть «ВСЕ» хорошо, а достаточно, чтобы были какие-то простые явления, ситуации и люди.
Этот тот самый момент, когда вы расстаетесь с инфантильными идеями «мирового господства» и, наконец, начинаете просто жить. Жить.