Как правильно реагировать на критику

В психологических перечнях того, что должен уметь ребенок к 9-10 годам можно встретить пункт "правильно воспринимает критику". А как мы, взрослые, сами понимаем это выражение?

Критика - это обратная связь от человека, которая подразумевает помощь критикуемому в улучшении поведения, навыков, способов проявления и т.д. 

На мой взгляд, правильное отношение к критике означает:

  1. Уметь оценивать ее качество. Для этого нужно проверить:

- Разбирается ли человек, который критикует, в том вопросе, о котором он высказывается?

- Насколько он объективен в своей оценке? Говорит ли он действительно про ваше поведение или его реакция больше относится к тому, как он воспринял ваши слова. Иногда другой человек может слышать или видеть что-то свое, очень далекое от того, какой смысл закладываете вы. 

- Принадлежит ли этот человек к вашей референтной группе, то есть кругу лиц, чье мнение вас, в принципе, интересует. Общество неоднородно, поэтому лучше всего нас понимают и принимают те, с кем наши ценности совпадают. И именно от них обратная связь наиболее ценна.

- Из какого мотива действует этот человек. Действительно ли он хочет вам помочь стать лучше или отыгрывает свои эмоции (возникшие с другими и по другому поводу). То есть, не сливает ли он таким образом свой негатив, пытаясь самореабелитироваться за ваш счет?

- В корректной ли форме эта критика выражена? Есть ли в ней уважение к вам, как к личности? А право иметь свое мнение по этому вопросу?

- Учитывает ли автор критики контекст? Или его высказывания не относятся к делу?

2. Определив таким образом, кто сейчас вас критикует и с какой целью, вы можете принять решение - стоит ли прислушиваться к этой критике и брать ее на вооружение для работы над собой. Или оставить ее адресату.

3. Также, к умению правильно воспринимать критику я отношу умение не разрушаться от нее, устанавливать и защищать свои границы, если она была подана в некорректной форме. Уметь не пропускать в себя то чужеродное и вредное, что пытается навязать вам человек, действующий вовсе не ради вашего блага.

Если опираться на определение критики, данное выше, ее смысл в том, чтобы помочь человеку увидеть то, что он, возможно, не замечает, подсказать какой-то новый путь, расширить его понимание и картину происходящего.

Поэтому правильный формат критики должен содержать в себе:

  1. Уважение к личности критикуемого.

  2. Вариант решения или предложение вариантов действия.

Критика может быть выражена, также, в формате "поделиться своим опытом" или "поделиться своими чувствами" через Я-сообщение и не обесценивая опыт другого. Формат "поделиться чувствами" может не предполагать советов и вариантов выхода, он ценен тем, что человек смотрит на ситуацию немного под другим углом, а это расширяет картину мира говорящего и может натолкнуть на новые решения или понимания.

Чтобы не разрушаться от критики, нужно научиться определять людей, чье мнение вам действительно может быть полезным и развивающим. 

И обращать внимание на то, соблюдает ли человек формат уважения к личности собеседника. Потому что если уважения нет, то в подавляющем большинстве случае это отыгрыш собственных негативных эмоций. А при чем здесь тогда вы? Получается история из разряда "Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать,"

Что нам мешает правильно воспринимать критику?

1. Убеждение, идущее из глубокого детства "я плохой/плохая и мне нужно становиться лучше". В этом случае каждый "тычок" в вашу сторону воспринимается примерно как: "Этот человек увидел, какой я плохой, значит, это и правда так. И мне очень стыдно за это свое несовершенство. А еще я боюсь отвержения и осуждения, которое последует за обнаружением изъяна."

Критика подтверждает когда-то принятое на веру  мнение о себе, какое-то детское решение, которое не было пересмотрено с тех пор. А соответствует ли оно истине?

2. Привычка собирать мнение у всех подряд, думая, что со стороны виднее. Правда в том, что людей, которые поймут вас правильно не так много. И далеко не каждое мнение стоит принимать во внимание.

3. Выдача права критиковать вас на основании статуса человека, а не после проверки качества критики. Например, родителям, начальникам, старшим родственникам, лицам, обличенным какой-то властью. Есть большой соблазн поставить их на позицию Родителя, а самому стать в этот момент Ребенком, который не может себя защитить. Важно помнить в такие моменты, что вы уже не ребенок, а взрослый человек и у вас есть сила за себя постоять. Вы можете выбирать, к чьим словам прислушиваться, а чьи пропускать мимо ушей. 

К сожалению, искусством критиковать конструктивно и для пользы дела обладает не так много людей в нашем обществе. Поэтому так важно научиться очень избирательно выбирать людей и мнения для принятия обратной связи. А, также, развить устойчивость к тем, кто действует неконструктивно.

В этом тексте я акцентировала внимание именно на восприятии критики и способе ее отбора для себя. В одной из следующих статей, планирую рассмотреть, как можно реагировать, когда вас критикуют.

Надеюсь, эта информация была для вас полезной.



Просмотров: 373
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нужен ли мне этот мужчина!? Или как понять что возле вас недостойный мудак?
  • Как понять, что человек возле вас - ЖЕРТВА!
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Как удостовериться в том, что вы хороший человек!?
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Несколько аргументов о том, что вы абсолютно нормальный человек, если ходите к психологу
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Как стать лидером, что действительно нужно знать и уметь (часть1)
  • Как стать лидером, что действительно нужно знать и уметь (часть 2)
  • Как созависимый человек может осознать, что он созависимый?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Хотите быть счастливым? Тогда вам придется отказаться от всего, что делает вас несчастным.
  • Зачем вам чужое мнение, или как оценить свои отношения с партнером
  • Стать серым камнем, или Что делать, чтобы психопат оставил вас в покое.
  • «У вас это психосоматическое!». Что за этим стоит – подскажет дневник.
  • Важно не то, что человек говорит – а то, как он говорит
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Как перестать себя критиковать и начать поддерживать? И почему психотерапевт не может сказать, как быстро он сможет вам помочь?
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • “Химия” любви и влечения: какой Вы тип и кто привлекателен для Вас?
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • ЧТО СО МНОЙ НЕ ТАК? МНЕНИЕ ПРО ОТНОШЕНИЯ С НАРЦИССОМ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь