Как можно повысить эмоциональное здоровье, практикуя эмоциональную гигиену?
Сначала поясним, что подразумевается под эмоциональной гигиеной. Гай Уинч, известный современный психолог, разрабатывающий эту тему, определяет понятие эмоциональной гигиены так:
осознанное отношение к своим эмоциям и формирование привычек, способствующих поддержанию психологического здоровья на ежедневной основе.
Как психолог, я не могу не отметить, что когда появляется осознанность своих эмоций и чувств, то жить становится намного проще – то есть собственные эмоции уже практически перестают быть губительными, как это часто бывает. В консультировании/терапии клиент часто слышит вопрос «Что Вы сейчас чувствуете?» и в большинстве случаев этот вопрос вызывает у него затруднение.
А ведь осознание своих эмоций – это первостепенное правило эмоциональной гигиены! На самом деле, этот навык приходит быстро, стоит только начать тренироваться в нём. Эмоциональная гигиена очень помогает улучшить собственное эмоциональное здоровье как за счет разбора «хаоса» чувств внутри себя, так и за счет оптимизации того, какими эмоциями насыщена атмосфера вокруг и что из этого человек присваивает себе, уносит с собой.
***
Чтобы лучше понимать других людей, надо лучше знать и понимать себя. А как это сделать? Какие есть инструменты?
Эти навыки заключает в себе эмоциональный интеллект.
Он не дан нам от рождения (разве что если мы не говорим о патологиях), а нарабатывается прижизненно. Ввиду того что в детстве на ребенка часто накладываются эмоциональные запреты, когда прямом смысле запрещают чувствовать и выражать эмоции («нельзя плакать!» «тише будь!» и т.д.), во взрослом возрасте человек может испытывать большие затруднения в понимании не то что чувств окружающих, а даже своих собственных!
Людям, которым сложно ориентироваться в собственных эмоциях, очень рекомендуется учиться рефлексии, ежедневно заполняя «дневник чувств», стараясь отслеживать не только саму эмоцию/чувство, но и их природу – чем эта эмоция вызвана.
Кроме осознания и называния эмоций не менее важен навык их выражения и контроля. От многих людей, которые желают научиться управлять своими эмоциями, можно услышать «Как мне все эти чувства отключить? Реагировать бы мне без эмоций!» И в этом - огромное заблуждение. Управлять эмоциями – это не значит не чувствовать их!
Управлять эмоциями – это осознавать их и то, что стоит за ними, выражать их экологичным для себя и окружающих образом. Выражение эмоций и чувств – большая тема. Как минимум, можно вспомнить о «Я-высказываниях»: в вербальном выражении вашей эмоции не должно быть претензии и обвинения! Это – ваша эмоция и ваша ответственность. Поэтому свои реплики «ты меня злишь», «ты меня раздражаешь» заменяем на «я злюсь, когда..», «я раздражаюсь, когда...».
Так, через эти процессы - осознание, называние, выражение, контроль эмоций мы и научаемся понимать себя и других.
***
Почему многие талантливые люди, подававшие большие надежды в детстве, не смогли реализоваться во взрослой жизни? Что помешало? Речь не о лени. Можно ли исправить эту ошибку?
У части одаренных, талантливых детей отмечается ярко-выраженная неравномерность психического развития. Одна сфера, в которой они талантливы (чаще, интеллектуальная) развивается крайне быстро, в то время как другие сферы (социальная, эмоциональная, физическая) запаздывают в развитии – это называется «диссинхрония». Вследствие чего возникают огромные трудности, в более взрослом, самостоятельном возрасте смочь «вписать» себя и свой талант в социум. Часто начинают появляться проблемы волевой регуляции, самоорганизации, так как интерес составляет только лишь одно занятие/увлечение.
Психологи и психотерапевты работают с этой проблемой во взрослом возрасте, но всё же намного проще её минимизировать, насколько это возможно, в детстве. Огромную ошибку здесь очень часто допускают родители этих самых талантливых детей, когда организуют всю жизнь ребенка вокруг его таланта, обращаясь с ним, как с взрослым. Им следует помнить: у ребенка обязательно должно быть детство! С игрушками, а не только с гимнастическими снарядами и стопой иностранных словарей. К тому же, намного важнее развивать слабые стороны ребенка, а не закреплять и устраивать всю жизнь вокруг таланта.
***
Как наши эмоции нам помогают и мешают в достижении наших целей?
На самом деле, как любое психическое явление, эмоции наделены определенными функциями. И буквально все они призваны помогать в достижении целей! Но каждый из нас без труда вспомнит ситуацию, когда эмоции, напротив, помешали. Как же так получается?
Дональд Хебб экспериментальным путем выяснил зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его деятельности. Эта зависимость криволинейная и показывает, что для достижения наивысшего результата нежелательны ни слишком слабые, ни излишне сильные эмоции. Слабая эмоциональная вовлеченность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает и дезорганизует её. Причем для каждого человека имеется собственный оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий эффективность в работе, это связано и с индивидуальными особенностями человека, и с особенностями той деятельности, которую он выполняет.
***
Можно ли быть успешным в команде неудачников?
Наверное, многие помнят, как в своё время люди просто зачитывались книгами Дэйла Карнеги, который предлагал именно такой вариант для того чтобы стать стать успешным, популярным, коммуникабельно востребованным, «выбиться в люди». Первый шаг был как раз такой - окружить себя людьми менее популярными и успешными, чем ты сам и стать лидером среди них.
Стать успешным в команде неудачников можно, если есть такая цель и если человек не идентифицирует себя с этой командой, а позиционирует себя отдельно, самостоятельно: рисует свои планы и свои способы их достижения, отделяет свои личные успехи и неудачи от успехов и неудач своего окружения. Здесь дело в другом – скорее всего, человек активный, энергичный, нацеленный на результат, надолго не задержится в такой команде.
Для продолжительного, устойчивого, настоящего успеха маловато быть фигурой на блеклом фоне неудачников. Успешное ведение дел в подобном коллективе возможно только для людей, которые не напитываются настроениями, эмоциями, атмосферой коллектива, а у которых свои собственные источники вдохновения.
|