|
Социофобия - взгляд изнутри.
Социофобия - взгляд изнутри. Сначала снаружи. Что мы видим как сторонние наблюдатели? В компанию друзей/знакомых заходит молодой человек, здоровается (…а иногда и нет) и распологается с краю, немного поодаль от всех, как будто придерживаясь наиболее приемлемого отдаления от центра взглядов, общения, каких – то взаимодействий. Он вроде бы здесь, и в то же время его здесь нет. Как будто он стремится уйти отсюда, оставаясь здесь же... Он молчит, и разговаривает только тогда, когда к нему обращаются, при этом, если это привлекает всеобщее внимание - смущается. Его фразы коротки, лаконичны и монотонны. Он практически не проявляет эмоций и всячески избегает привлечения внимания. Мы видим его в другой ситуации – он идет по многолюдной улице, в его походке прослеживается некая скованность, иногда он прихрамывает из-за повышенного тонуса мышц ног. На его лице выражена напряженность. Все меняется, когда он находится в месте, где отсутствует взор другого человека. В этом месте наступает спокойствие и расслабление. Что происходит внутри – внутренние события. Чем же наполнена внутренняя среда этого человека в эпизод проявления социофобии. Как только он осознает, что он видим для других – запускается определенная модель мышления (которая, в сущности, является токсичной и дезадаптивной), сопровождаемая активацией симпатоадреналовой системы. Предлагаю рассмотреть модель мышления этого человека. Человек входит в помещение, в котором присутствует несколько людей. Наличие людей (внешний триггер) и осознание того, что он в данный момент становиться объектом внимания и оценки (внутренний триггер), запускает режим тревожного ожидания. С точки зрения метакогнитивного подхода, основу социофобии составляет когнитивно-аттентивный синдром (КАС), который состоит из беспокойства и руминации, негибкого контроля внимания и фиксации его на угрозах, непродуктивных копинг-стратегий, таких как избегание. На нашем примере это выглядит следующим образом. После того как молодой человек с социофобией попал в ситуацию потенциальной социальной оценки, активизируется КАС. Он здоровается с присутствующими (тем самым попадая в ситуацию самопредъявления), уже при этом действии возможна избыточная концептуальная переработка в форме беспокойства, которая сопровождается цепочкой вербальных мыслей «Что, если они не хотят со мной здороваться», «Что, если я им не приятен», «Что, если от меня неприятно пахнет», «Что если я выгляжу неуклюжим». Внимание замыкается на этих интрузивных мыслях и ощущениях, кроме того молодой человек постоянно фокусируется на образе того, как он выглядит в глазах других, и на угрозах в виде оценки, которую ему могут дать. Его мониторинг угроз так же включает отслеживание интонации в речи других, если она направлена к нему. В целом, мониторинг угроз представляет собой проблему, так как усиливает чувство субъективной опасности, тем самым повышая либо поддерживая эмоциональное возбуждение. Несмотря на осознание преувеличения опасности, тревога может усиливаться из-за этих процессов. В процессе разговора у него начинает дрожать голос и пересыхает во рту, у него возникают мысли, что другие замечают все это и начинают смеяться с него, что они осуждают его. Реагируя на эти мысли тревогой или страхом, у него усиливаются физиологические реакции, такие как тремор, ощущение жара, обильное потоотделение и др. Все это лавинообразно усиливает переживание тревоги. Не в силах контролировать страх, он находит предлог покинуть это место, после чего тревога спадает. КАС возникает из знаний и убеждений, которые являются метакогнитивными по своей природе. Важны позитивные метакогнитивные убеждения о беспокойстве, мониторинге угроз и других стратегиях (которые подразумевают полезность беспокойства, или мониторинга угроз как реакции на внутренние стимулы), а так же негативные метакогнитивные убеждения о неконтролируемости, важности и опасности мыслей и чувств. У молодого человека позитивными метакогнициями о беспокойстве являются утверждения «Я должен беспокоиться, что бы избежать еще бо̀льших проблем», «Я должен беспокоится, чтобы быть готовым к нападению/отвержению». Негативные убеждения звучат как «Беспокойство - неконтролируемо», «Чувство тревоги означает, что я в опасности». Как следствие, позитивные метакогниции поддерживают модель КАС, а негативные – вынуждают отказываться от попыток контроля, а так же дают негативные и угрожающие интерпретации внутренним событиям. Поскольку молодой человек использовал избегание для совладания с дискомфортными ощущениями, это препятствовало нормальному процессу саморегуляции и адаптивному процессу научения. Образовался замкнутый круг в типичных ситуациях: беспокойство – избегание – облегчение – беспокойство. Повторяющееся беспокойство укрепляет привычный способ реагирования, так что молодой человек мало осознает эту активность. А сила привычки и отсутствие осознания способствуют чувству неподконтрольности этих ментальных процессов. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|