Психологическое развитие младенца

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
 
Фаза нормального аутизма (первые несколько недель). Это период, когда стимульный барьер - врожденное отсутствие реактивности маленького ребенка на внешние стимулы – является наиболее высоким. Маленький ребенок проводит большую часть дня в полуспящем-полубодрствующем состоянии: он просыпается, в основном когда голод или другие потребности вызывают его плач и погружается или впадает в сон снова, когда наступает удовлетворение, т. е. избавление от избыточных напряжений;
 
Фаза симбиотическая  (начиная со второго месяца до 4-5 месяцев) то состояние недифференцированности, или слияния, с матерью, в котором Я пока что не отделяется от не-Я и в котором только начинают ощущаться различия между внешним и внутренним;
 
Фаза сепарации-индивидуация (от 4-5 месяцев до 30-36 месяца) представляет собой два комплементарных процесса развития: сепарация включает выход ребенка из симбиотического слияния с матерью, а индивидуация состоит из тех детских достижений, которые убеждают ребенка в наличии у него его собственных индивидуальных характеристик.
 
I cубфаза : дефференциации и формирование образа тела. Мы можем наблюдать, как ребенок льнет к материнскому телу и дистанцируется от него всем своим корпусом, мы видим, как он чувствует свое и материнское тело. Примерно в шесть месяцев начинается пробное экспериментирование с сепарацией-индивидуацией. Это можно наблюдать в таких поведенческих проявлениях со стороны ребенка как хватание матери за волосы, уши или нос, попытки запихнуть еду ей в рот и отстранения от нее всем телом с целью получше разглядеть ее и то, что находится вокруг. Это не похоже на прежнюю манеру ребенка прижиматься к матери, когда та держит его на руках. Все дети стараются улизнуть из материнских объятий и побыть хотя бы немного вдали от нее; как только им позволяет моторное развитие, они жаждут соскользнуть с коленей матери,
но в то же время стремятся оставаться или приползать обратно и играть как можно ближе к ее ногам.
 
II cубфаза : практикование.
(1)фаза раннего практикования, наступление которой обусловливается появлением у ребенка зачатков способности удаляться от матери физически при помощи ползания, карабканья, попыток выпрямляться и ходить, все еще держась за что-нибудь; и (2) собственно период практикования, феноменологически характеризующийся свободным передвижением в вертикальном положении(в возрасте от 10-12 до 16-18 месяцев) Ребенок сосредоточивается на упражнении и совершенствовании своих навыков и автономных (независимых от других или матери) способностей. Он сам себя развлекает, находясь в постоянном восторге от открытий, совершаемых им в расширяющемся окружающем мире.
 
III cубфаза: воссоединение. Можно подразделить субфазу воссоединения на три периода: (1) начало воссоединения; (2) кризис воссоединения(от 18-20 месяцев) и (3) индивидуальное разрешение этого кризиса, проявляющееся в формировании паттернов и личностных характеристик.Относительно безразличное отношение к присутствию матери, характерное для субфазы практикования, теперь сменяется постоянной озабоченностью по поводу ее местонахождения и активными обращениями к ней. По мере того как возрастает осознание тоддлером своей отдельности, у него появляется сильное желание разделить с матерью каждое свое новое переживание и приобретение, а также огромная потребность в любви объекта. Как бы то ни было, чем менее эмоционально доступна мать во время воссоединения, тем более настойчиво и отчаянно тоддлер пытается добиться ее внимания.
 
Паттерн следования тенью и паттерн побегов. Два характерных паттерна поведения ребенка - следовать
тенью за матерью или убегать от нее, ожидая погони и подхватывания на руки, - указывают на желание воссоединения с объектом любви и страх поглощения им.
 
Можно часто наблюдать феномен отгораживания, направленный на предотвращение покушения на его недавно обретенную автономию.
 
Некоторые дети в возрасте воссоединения уже кажутся довольно-таки восприимчивыми к неодобрению; в то же время автономия защищается с помощью слова «нет». Мать не понимает, почему ребенок постоянно требует от нее участия и вовлеченности. Притом что он уже не такой зависимый и беспомощный, каким был всего полгода назад, и явно стремится к все большей независимости, он тем не менее настойчиво демонстрирует, что ожидает от матери участия в каждом аспекте его жизни. На стадии воссоединения, индивидуация стремительно прогрессирует, и ребенок упражняется в ней при каждой возможности. В то же время он все больше и больше осознает свою отделенность от матери и использует всевозможные механизмы с целью противостоять этому чувству. 
 
Младший тоддлер постепенно осознает, что объекты его любви (его родители) являются независимыми индивидуумами со своими личными интересами. Он должен постепенно и не без страданий отказаться от иллюзии своего величия, часто посредством яростных сражений.
 
В зависимости от своей способности приспособиться к ситуации матери могут реагировать на требования ребенка либо продолжительной эмоциональной доступностью и радостным участием, либо гаммой менее желательных установок. Как бы то ни было, именно продолжительная эмоциональная доступность матери, является базой для достижения автономным Эго ребенка оптимального развития. Предсказуемая эмоциональная вовлеченность со стороны матери как будто способствует развитию у тоддлера процессов мышления, тестирования реальности и адаптивного поведения к концу второго года жизни и к началу третьего года. С другой стороны, как мы выяснили на более поздних этапах нашего исследования, эмоциональное развитие женщины в ее материнской роли, ее стремление отпустить тоддлера - мягко подтолкнуть его, как делает птичка-мать, и вдохновить к достижению независимости – играет огромную вспомогательную роль.
 
IV фаза Консолидация индивидуальности и начало формирования эмоциоанльной константности объекта. (третий год жизни).
Главная задача четвертой субфазы включает два аспекта: (1) становление четко очерченной, в некоторых аспектах уже неизменной индивидуальности и (2) достижение начальной константности объекта. Но константность объекта включает в себя больше,чем поддержание репрезентации отсутствующего объекта любви . Она также подразумевает объединение хорошего и плохого объекта в одну целостную репрезентацию.
 
 По материалам книги «Психологическое рождение человеческого младенца.» Маргарет Малер. Фред Пайн. Анни Бергман. Автор: Павлова Мария.


Просмотров: 187
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Здесь и теперь в контакте матери и ребенка. Как быть плохой матерью
  • Отцы и дети, или Как запрет матери на отношения с отцом формирует судьбу ребенка.
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • ПОКИНУТОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • ПСИХОСОМАТИКА В РАМКАХ РАННИХ ОТНОШЕНИЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • Как я стал стесняться своей матери: случай из практики
  • Как дочь вышла замуж за маму. Сепарация женщины от матери.
  • Как роли женщины, жены, матери... убили в тебе личность.
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • “Не игрушка”: как игрушки влияют на развитие ребенка
  • Как дочь становится для матери соперницей?
  • Как родители влияют на личную жизнь? Часть 1. Фигура Матери
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду.
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Дочки-матери, или Почему мама не всегда права
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Установки, которые управляют нашей жизнью или Как научить ребенка жить счастливо?
  • Драйвера, которые управляют нашей жизнью или Как научить ребенка жить счастливо?
  • Дочки-матери: так ли все просто?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Психотравма у ребенка. Как понять? Что делать?
  • Я не знаю, что хочу: как разбудить Естественного Ребенка
  • Плохие и ужасные матери: Как выжить и начать жить?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь