Семейное пространство: определение и структура (Ч.1)

Семья является местом наиболее тесных и значимых взаимодействий между индивидами. Поэтому семья и оказывает наибольшее влияние на функционирование ее членов, в том числе, на личностное становление и формирование идентичности каждого. Это подтверждает исследовательница А.Шутценбергер, которая доказывает, что в семье психические функции одного члена семьи обусловливают психические функции другого ее члена.
 
Для того, чтобы всесторонне исследовать, подробно рассмотреть и проанализировать понятие «семейного пространства», определить его смысловое наполнение и структуру, обратимся к концепции символического интеракционизма, что берет свое начало от социально-психологической системы Дж.Г.Мида и «психодраматической» теории Дж. Морено.
 
Концепция символического интеракционизма основывается на убеждении о том, что жизнь человека является продуктом социальной коммуникации, повседневного взаимодействия людей, постоянного взаимного приспособления.
 
Социальное взаимодействие (интеракцию) при этом рассматривают как то, что опосредуется определенными символическими средствами, которым каждый участник предоставляет собственную интерпретацию. И символическими посредниками взаимодействия могут быть как слова, так и действия и предметы.
 
В своей модели Дж.Морено опирается на теорию взаимодействия в контексте игры, автор исследует человека, который «ведет игру» вместе с другими индивидами. Символическими посредниками взаимодействия в этом контексте можно рассматривать такие отождествления как «сценарий», «аудитория», «актер», «маска» и т.д.
Ключевыми понятиями в концепции символического интеракционизма и «психодраматической» концепции является понятие «интеракции» (взаимодействия) и «символа».
 
В свою очередь, возникновение символически опосредованного взаимодействия Дж.Г.Мид объясняет необходимостью координации поведения людей (из-за отсутствия надежных инстинктов), а также способностью человека к образованию и использованию символов. Значимые символы могут выполнять свою координирующую функцию только в том случае, если они приняты и интерпретированы группой. Понятие «мать», «отец», «хорошо», «плохо» и др. в своем уникальном звучании и специфическом смысле это результат интегральной интерпретации группой, откуда отдельный индивид эти значения и усваивает. Человек становится членом общества в силу усвоения им образцов и норм группового действия.
 
Таким образом, все взаимодействия (интеракция) индивида происходит на пяти уровнях:
1) внутриличностный уровень;
2) уровень индивид-индивид;
3) уровень индивид-группа (в этом контексте возможно взаимодействие с группой через отдельного индивида);
4) уровень индивид-общество (здесь также взможно взаимодействие с обществом через отдельного индивида и/или через определенную группу);
5) уровень индивид-«вселенная».
 
Таким образом, семейное пространство – это объективные условия (среда) существования семьи, именно оно обеспечивает осуществление процесса интеракций внутри первого, второго и третьего уровней.
 
Семейное пространство (как среда) включает в себя внутренние и внешние условия, которые служат своеобразными его «наполнителями». Внутренние наполнители – это особенности семьи, внешние – это влияние социума, культурно-исторические условия (четвертый уровень). Разнообразные условия и влияния не только обеспечивают функционирование конкретной семьи, но и определяют ее особенности.
 
Критериям функционирования семейного пространства будет посвящена вторая часть этой темы.



Просмотров: 307
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Полезная методика «Содружество государств». Переход на уровень дипломатических диалогов. Взаимодействие с позиции «взрослый – взрослый».
  • Депрессия как проблема взаимодействия с другими
  • СТАРЕЮЩИЕ РОДСТВЕННИКИ: ЗАПОВЕДИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ОБЛЕГЧАЮТ ЖИЗНЬ
  • Еще немного о контактных способах взаимодействия
  • Семейное пространство: критерии функционирования (Ч.ІІ)
  • Этапы взросления на примере взаимодействия с кружкой с чаем
  • Как избавиться от страха и снизить уровень тревоги?
  • Социальная компетентность или как снизить уровень тревожности?
  • ВИВАТ, КОРОЛЬ, ВИВАТ! Правила взаимодействия с нарциссом
  • Рождение символического через молчание.
  • Героиня м/ф «Летучий корабль» и уровень дифференциации личности, как пример счастливого женского выбора.
  • Личное пространство в семье. Плюсы и минусы личного пространства в семье
  • Мужья уходят из семьи. Почему? Лучшие советы, которые вы можете получить от семейного психолога
  • Что создает семью? Три типа современной семьи от семейного психолога Зберовского
  • Понятие, функции и виды убеждений
  • Невозможно быть сексуально привлекательной только для одного человека
  • ДВА УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ
  • Мысли и Я. Почему моя жизнь сложилась таким образом?
  • Условия эффективности психотерапевтических интервенций
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Стань таким, как я хочу. Как переделать человека.
  • Заниженная и завышенная самооценка: причины, признаки, влияние на жизнь человека. Что делать в сложившейся ситуации?
  • Как концепции из процесса формируют реальность?
  • Откуда берется у каждого человека модель получения секса?
  • Влияние цвета на психику человека.
  • Стыд и его влияние на поведение человека.
  • Несправедливое отношение к ребенку как фактор невротизации индивида
  • Мир внутри и мир снаружи. Чтобы понять, что с тобой происходит, посмотри на людей вокруг.
  • Развитие через страх или через интерес?
  • Влияние ключевых посланий на качество жизни человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь