НОД по ФЭМП средняя группа образовательная ситуация «Где живут гномы?»
воспитатель: Добрякова И.В.
Цели:
- определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий);
- воспроизведение счета и называния чисел по порядку до 5-6;
- использование эталонов с целью определения свойств предметов (форма, толщина, ширина, длина, размер, цвет);
- развитие комбинаторных способностей.
Материал и оборудование:
раздаточный материал: объемные геометрические тела (пирамида, цилиндр, конус, шар, куб, призма восьмиугольная, призма с треугольным основанием, четырехугольная призма); блоки Дьенеша и карточки с заданием – определение свойства предметов (толщина, цвет, размер, форма); палочки Кюизенера; план-схема (на каждого ребенка);
демонстрационный: палочки Кюизенера; план-схема (для интерактивной доски);
оборудование: телефон; интерактивная доска; проектор; магнитная доска; 5 скамеек.
Ход занятия Звонок по телефону (ложный вызов).
Воспитатель: Ребята, это звонят наши друзья – цветные человечки. Я сейчас включу громкую связь и мы узнаем, зачем они нам звонят.
Воспитатель включает запись на телефоне.
Аудиозапись: Гномы – здравствуйте ребята! (дети здороваются)
Воспитатель: Здравствуйте гномы!
Аудиозапись: Гномы – помогите нам, пожалуйста!
Воспитатель: Что у вас случилось?
Аудиозапись: Гномы – злой колдун разломал наши домики и нам негде жить, помогите нам построить новые.
Воспитатель: Ребята, поможем нашим друзьям? (ответы детей)
Аудиозапись: Гномы – только постарайтесь их построить до вечера, а то нам страшно в лесу, когда становиться темно.
Воспитатель: Хорошо, гномы. Мы с ребятами очень постараемся вам помочь.
Воспитатель: Предлагаю времени не терять и отправиться в дорогу.
Дети подходят к столу, вокруг перевернуты 8 стульчиков, под которыми спрятаны геометрические тела.
Воспитатель: Ребята, давайте поищем подходящие предметы на этой поляне.
Дети находят объемные геометрические фигуры: конус, цилиндр, куб, шар, призму треугольную, призму четырехугольную, призму восьмиугольную. И переворачивают стульчики.
Индивидуальная работа: — Маша, ты что нашла? (ответ Маши)
- Артем, а ты что нашел? (ответ Артема) и т. д.
Воспитатель: Ребята, а чтобы подняться в дом, что надо построить? (ответы детей) Правильно, лестницу. Я знаю, где можно взять разноцветные ступеньки.
Дети отправляются на ковер, где стоят три скамейки. На них лежат коробки с палочками Кюизенера на каждого ребенка. Стоит мольберт и демонстрационный набор палочек Кюизенера.
Воспитатель: Ребята, кто из вас первый построит ступеньки, может построить самую большую лестницу на мольберте.
Дети выкладывают из палочек Кюизенера лестницу. Воспитатель раскладывает на перевернутые стулья коробки с блоками Дьенеша (на каждого ребенка).
Воспитатель: Ребята, какая у нас первая ступенька? (ответы детей) Правильно – оранжевая. Следующая – синяя. А какая она по счету? И т. д.
Дети перечисляют палочки по счету и называют цвета.
Воспитатель: Домики мы построили и лестницы, а что еще есть в домах? (ответы детей) Правильно – окна. Я подготовила вам «проекты окон», а вы постарайтесь их правильно «прочитать» и найти подходящее «окно» из предложенных фигур.
Воспитатель раздает карточки с заданием каждому ребенку. Дети находят фигуры по четырем признакам: форма, цвет, размер, толщина. Те дети, которые первые справились с заданием, рассказывают про своё «окно» — какое оно: круглое, маленькое, синие, узкое и т.п.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вечер скоро наступит? (ответы детей) Наводящие вопросы: А какое время суток сейчас? А что наступит потом? А после «дня» что наступит? (ответы детей)
Вы такие молодцы, быстро справились с трудной работой. Предлагаю вам посмотреть, чем заняты наши друзья – гномы. Чтобы к ним попасть, надо перейти по мосту.
Дети подходят к скамейкам. Одна скамейка широкая, другая – узкая.
Воспитатель: Ой, тут два моста. Они одинаковые? (ответы детей) А чем они отличаются? (ответы детей). Правильно, один из них широкий, другой – узкий. Предлагаю девочкам пройти по широкому мосту, а мальчикам — по узкому.
Дети проходят по скамейкам и садятся за столы. На столах план-схема, задание, фломастеры, тряпочка (на каждого ребенка). На интерактивной доске план-схема.
Воспитатель: Ребята, наши гномы живут дружно, теперь у них новые домики и они, как и прежде любят ходить к друг другу в гости. У вас лежат карточки, где можно узнать, к кому и по какой дорожке любит ходить каждый гномик. Давайте узнаем.
Дети выполняют задание на своих карточках. Один из детей выполняет задание на доске. После каждого задания, дети стирают нарисованную «дорожку» тряпочкой.
Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, какие гномики дружат друг с другом.
Итог Воспитатель: Ребят, кому мы сегодня помогли? Что мы сегодня строили? Кому было сложно справиться с постройкой (ступеньками, окошками)? А что вам больше всего понравилось?
|