Долгосрочный творческий проект «Мы помним – мы гордимся!» для детей дошкольного возраста
Проблема: Современные дети не знают, что такое война, не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей (ветеранов) в Великой Отечественной войне. Недостаточное внимание родителей к празднику. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 гг.
Идея: В преддверии празднования 70 — летия Дня Победы познакомить детей с героическим прошлым нашей страны, осознание детьми значимости таких ценностей, как Родина, семья, история.
Тип проекта: по методу – информационно — исследовательский; по содержанию — социально-творческий; детско — взрослый; открытый (в контакте с семьей).
Актуальность: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.
Скачать: Долгосрочный творческий проект «Мы помним – мы гордимся!» для детей дошкольного возраста (материалы к проекту)
Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина — он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда — никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...». В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.
Обратив внимание на то, что дошкольники страдают дефицитом знаний о войне, об освобождении родного города от немецко-фашистских захватчиков, участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне, был составлен проект «Мы помним – мы гордимся!», где главным примером служит педагог, семья, семейные традиции, условия, в которых живёт и развивается ребёнок, взаимодействие с социальными партнерами.
Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию дошкольников важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу.
Время неумолимо. С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны, но воспоминания об этих людях должны сохраниться.
Деятельность не предъявляет требований к содержанию и объёму стартовых знаний, к уровню развития ребёнка, но предполагает активное участие детей, родителей и педагогов.
По времени проведения: с января 2015 года по май 2015 года, объём в часах индивидуален для каждой возрастной группы, в зависимости от восприятия данной темы воспитанниками.
Доминирующая образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное развитие.
Образовательные области интеграции: речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Место реализации – детский сад, семья.
Цель:
- Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепление нравственно – патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов, социальных партнёров.
Задачи:
- Формирование элементарных знаний детей о событиях в Великую Отечественную войну на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
- Ознакомление детей с городами-героями, разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой.
- Обогащение и развитие словарного запаса детей, ознакомление с произведениями художественной литературы, живописи, музыки.
- Расширение представлений детей о Российской армии; о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.
- Расширение гендерных представлений, формирование у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание у девочек уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.
- Формирование толерантности, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны, любви к Родине на основе изучения военной истории Отечества в тесном сотрудничестве с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.
Ожидаемый результат:
- Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России, уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла; бережного отношения к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты, ордена и т. д.)
- Повышение эффективности взаимодействия МАДОУ «Детский сад № 5» с социальными партнёрами, родителями по вопросам расширения знаний дошкольников о героях Великой Отечественной войны, о празднике – День Победы, о 70 – ти летнем юбилее Победы нашей страны в войне.
- Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне; понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
- Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
- Сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
- Обеспечение преемственности в работе ДОУ, родителей воспитанников, социальных партнеров.
- Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания у детей дошкольного возраста гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
- В процессе реализации проекта у дошкольников будут сформированы:
- знания о Российской армии; о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы Великой Отечественной войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы;
- о городах-героях, разных родах войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой технике;
- гендерные представления у мальчиков (стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины) и девочек (уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины).
9) Повысится интерес к проектной деятельности у детей, педагогов и родителей.
1 этап: Подготовительный этап.
- Обсуждение, постановка цели и задач проекта.
- Выбор группы участников, распределение обязанностей.
- Составление плана мероприятий для реализации проекта.
- Подбор методической литературы, определение источников информации для реализации проекта.
- Создание условий для реализации данного проекта в ДОУ и реализации групповых проектов, посвященных 70-летию Великой Отечественной войне.
- Выбор критериев и показателей оценки результативности и эффективности реализации проекта.
- Сотрудничество с родителями;
- Подбор литературных произведений о войне;
- Подбор музыкальных произведений на военную тему;
- Подготовка цикла бесед, НОД, фильмов, клипов о ВОВ;
- Блиц – опрос детей о ВОВ;
- Подготовка проектов, посвящённых 70 – летию ВОВ и реализация их в группах.
- этап: Основной (организационно — практический) этап.
Содержание практической деятельности по реализации проекта
3 этап: заключительный.
- Публикация на сайте МАДОУ, в СМИ материалов проведения мероприятий, посвященных празднованию 70-ти летию Великой Победы;
- Создание фильма «Мы помним – мы гордимся!»;
- Организация мини – музея «Поклонимся великим тем годам» в музыкальном зале;
- Презентация групповых проектов по реализации темы, посвящённой 70 – летию окончания Великой Отечественной войны;
- Оценка и анализ выполнения задач проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).
- Блиц – опрос «Что нового вы узнали о дне Победы.
в МАДОУ «Детский сад № 5» г. Соликамска
|