Интегрированная образовательная деятельность «Бескрайний космос»
(старшая группа)
Воспитатель Малаева Елена Анатольевна
Программное содержание:
Вызвать интерес к космическому пространству; расширять представления детей о профессии летчика – космонавта; развивать воображение, фантазию; познакомить с конструктором С.П. Королевым, стоявшим у истоков развития русской космонавтики; закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин; воспитывать гордость за свою страну и уважение к профессии космонавта.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, магнитофон, стенд с набором картинок о космосе, летное снаряжение, набор геометрических фигур.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Дома за книжкой и в детском саду, Мечтают мальчишки, мечтают девчонки Лететь на Луну. Упорно мечтают они о Луне.
И даже летают, но только во сне.
Воспитатель: Скажите ребята, о чем я прочла сейчас стихотворение?
Дети: О космонавтах, о луне.
Воспитатель: Скоро наша страна отмечает «День космонавтики». Исполняется 54 года с момента полета в космос первого человека. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. А вы ребята хотели бы стать космонавтами?
Дети: Да!
Воспитатель: Кто такие космонавты?
Дети: Это люди, которые летают в космос на ракете.
Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
Дети: Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т.д.
Воспитатель: Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?
Дети: Чтобы узнать, что там, в космосе, как выглядит Земля из космоса.
Воспитатель: Ребята вы любите смотреть на небо ночью?
Дети: Да!
Воспитатель: А что можно увидеть на небе?
Дети: Звезды, Луну, самолеты, и т.д.
Воспитатель: Сколько звезд на небе?
Дети: Несчетное количество.
Воспитатель: В безоблачный ясный вечер, небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие.
(слайд — «Звездное небо»).
И вот однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы (слайд — телескоп), наблюдали и узнали, что еще есть и другие планеты.
Воспитатель: Дети, какие планеты вы знаете?
Дети: Юпитер, Сатурн, Плутон, Венера, и др.
Воспитатель: А какая самая большая звезда?
Дети: Солнце.
слайды — планеты «Солнечной системы».
Показ видеофильма «Планеты Солнечной системы».
Воспитатель: Но люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему?
Дети: Потому что до планет очень далеко.
Воспитатель: И вот ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева (слайд С.П. Королев) изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство. На борту его были две собаки – Белка и Стрелка (слайд — собаки), они удачно вернулись на Землю. А потом 1961 году впервые в космос отправился человек. Его звали Юрий Алексеевич Гагарин. (слайд — Ю.А. Гагарин).
Воспитатель: Ребята назовите фамилию конструктора, который изобрел ракету?
Дети: Сергей Павлович Королев
Воспитатель: Ребята, а как звали собак, которые отправились в космос?
Дети: Белка и Стрелка
Воспитатель: А кто же был первым космонавтом на Земле?
Дети: Юрий Гагарин
(слайд — старт ракеты)
Подвижная игра «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети улетаем на ракете (маршируют по кругу).
На носки поднимись, а потом руки вниз (поднимаются на носки, руки вверх, сложив ладошки, руки вниз).
Раз, два – потянись, вот летит ракета ввысь (поднимаются на носки, руки вверх, сложив ладошки, бегут на носочках в разные стороны).
Воспитатель: Хотите ребята, узнать об испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле. Об этом нам расскажет наш гость — летчик Военно-воздушных сил, полковник запаса Владимир Александрович Малаев.
Гость: 1). Представьте, если бы вас посадили в большой шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом? Ответы детей.
2). А вот еще одно испытание – представьте, что вас посадили в кресло, пристегнули ремнями и машина со страшной силой закружила бы это кресло: вверх, вниз, туда-сюда. (сажает ребёнка на кресло и крутит вокруг своей оси)
3). А еще ребята, когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в вибромашину, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадешь.
Гость показывает летный шлем и высотный компрессионный костюм.
Воспитатель: Испытания серьезные. А почему же все космонавты справляются с ними? Как вы думаете?
Дети: Тренированные, занимаются спортом.
Воспитатель: Космонавт должен быть бесстрашным, почему?
Дети: Люди не знают, с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета.
Воспитатель: Чем занимаются космонавты в космосе?
Дети: Проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь.
Воспитатель: Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордимся, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос.
(слайд — «Встреча Ю.А. Гагарина на Красной площади)
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы поступить в отряд космонавтов? Чтобы быть готовым к полету, мы тоже проведем тренировку.
Дидактическая игра «Семейка слов»
Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».
Воспитатель: Как можно ласково назвать Звезду?
Дети: Звездочка
Воспитатель: Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно?
Дети: Звездное.
Воспитатель: Как называется корабль, который летит к звездам?
Дети: Звездолет
Воспитатель: Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам?
Дети: Звездочет.
Воспитатель: Молодцы, с этим испытанием вы справились!
Итак, мы прошли тренировку. Чего же у нас еще не хватает?
Дети: Ракеты
Воспитатель: Давайте построим свою ракету.
Дети строят ракету, используя набор кубиков, цилиндров и конуса.
Воспитатель: Дети, усаживайтесь, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом. Командиру приготовить ключ «на старт»!
Ребенок: Есть на старт!
Воспитатель: Ключ на пуск!
Ребенок: Есть «ключ на пуск»!
Воспитатель: Начать обратный отсчет!
Дети: 10, 9, 8, 7,… 1
Воспитатель: Пуск!
Ребенок: Есть пуск! Поехали! Одна минута – полет нормальный.
Ребёнок: Взвилась ракета в небеса И в тот же миг умчалась Лишь в синем небе полоса Как снег белеть осталась.
Воспитатель: До свидания, счастливого вам пути!
Показ видеофильма «Наш космодром»
|