Александр Жмыриков. Предсказуемость выбора: причины внутри нас

Завершились очередные выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Много было прогнозов. Много споров. Однако результат оказался на редкость предсказуемым. Кто-то будет объяснять это доминантой административно-командного ресурса. Кто-то — слабостью оппозиционных политических партий. Кто-то — отчужденностью потенциальных избирателей от политического процесса в стране. Правы, в известной мере, будут и первые, и вторые, и третьи. Однако если сложить все точки зрения воедино, то сумма не будет исчерпывать даже малой толики причин полученного результата. Почему? Да потому, что голосует не кто иной, как его ВЕЛИЧЕСТВО ИЗБИРАТЕЛЬ. И это не бестелесное и бездуховное существо. Это «человек-политический» во всех его ипостасях: индивида, субъекта, личности, индивидуальности.

российские выборыИзвестный французский писатель-романист и политический деятель Виктор Гюго любил повторять: «У будущего есть несколько имен. Для слабого человека имя будущего — невозможность. Для малодушного — неизвестность. Для глубокомысленного и доблестного — идеал». Этими словами, автор подчеркивал основу всех основ политического поведения человека — психологическую включенность человека в информационно-деятельностную среду. Выборы являются, как известно, разновидностью политической деятельности.

Исследованиями ведущей в России Санкт-Петербургской научной школы политической психологии доказано, что каждый потенциальный избиратель, желает он того или нет, включен с момента старта избирательной кампании в информационно-деятельностную среду (ИДС). При этом он может взаимодействовать с этой средой на разных уровнях.

«Лень — это мать. У нее сын — воровство и дочь — голод» (Виктор Гюго)

Самым начальным уровнем взаимодействия потенциального избирателя с ИДС является эгоцентрический уровень.

На этом уровне потенциальный избиратель взаимодействует со средой как биологический индивид. Задачей взаимодействия на данном уровне является сохранение относительного благополучия организма. Психическая регуляция активности человека осуществляется преимущественно бессознательно на основе выделенных еще З. Фрейдом принципов: «удовольствия» и «разгрузки здесь-и-теперь».

На эгоцентрическом уровне реализуется так называемая ИНТРАкоммуникативная стратегия взаимодействия избирателя и среды. При такой стратегии потенциальный избиратель инстинктивно противопоставляет себя информационно-деятельностной среде. Процесс общения сводится к манипулятивному воздействию среды на избирателя и стремлению избирателя уклониться от этого воздействия. Среда пытается перехитрить, подкупить, надавить, обмануть. Избиратель же, в свою очередь, либо переключает телеканалы, отказывается читать газеты, либо отвечает словесной агрессией (посылает всех на…).

Половина всех потенциальных избирателей России находится на эгоцентрическом уровне включенности в ИДС. В процессе выборов примерно треть представителей этой группы закрывает себя в «скорлупу неучастия». Они на выборы не ходят и слышать ничего о выборах не желают. Таким способом они сохраняют привычный для себя внутренний комфорт. Оставшаяся часть этой группы пытается приспособиться к ситуации, получив по возможности максимум удовольствия. В этой группе есть и бедные и богатые. Бедные действуют по принципу лагерной психологии: «лучше подчиниться власти и испытать удовольствие от того, что не отняли последний кусок и чашку супа». Богатые «ловят кайф» от того, что они сохранили свое положение в обществе. И те, и другие являются основной электоральной базой партии власти, как бы последняя ни называлась. В условиях продолжающейся поляризации общества по доходам, электоральная база для партии власти продолжает оставаться самой многочисленной. Подчеркиваю еще раз — потенциальным избирателям этой группы не надо думать. Они осуществляют свой выбор на уровне инстинктов. Поэтому бессмысленно объяснять электоральный успех партии власти удачными управленческими действиями.

«Когда человеку лежать на одном боку неудобно — он перевертывается на другой, а когда ему жить неудобно — он только жалуется» (Максим Горький)

Более глубоким уровнем включенности потенциального избирателя в информационно-деятельностную среду является функционально-ролевой или группоцентрический уровень. На этом уровне потенциальный избиратель по большей части осознает нормы, правила и ценности, вбрасываемые конкретными представителями политических партий в информационную среду. Потенциальный избиратель эмоционально соотносит полученную информацию с собственными потребностями и формирует мотив сопричастности с идеями, высказанными представителями конкретной партии. Этот мотив называют иногда «мотивом для других», поскольку он подталкивает избирателя к поддержке представителей той или иной партии, а не к сохранению своего внутреннего благополучия. Однако такое углубление уровня включенности избирателя в ИДС ограничено теми нормами, ценностями, правилами морали, которые специфичны для представителей партии, получивших у избирателя позитивный эмоциональный отклик. Например, те избиратели, которые заворожены коммуникативными умениями В.В. Жириновского или В.В. Путина, никогда не будут выяснять степень истины в их высказываниях. Избиратели, которые ориентированы во времени и направленности поведения на партии КПРФ или «Яблоко», не будут обращать внимания на коммуникативные огрехи Г.А. Зюганова или Г.А. Явлинского.

Психическими механизмами формирования эмоционального отклика избирателя на группоцентрическом уровне включенности являются механизмы подражания и отождествления. Психическая регуляция поведения избирателя на этом уровне осуществляется на основе принципов «терпения» и «ценности», описанных российским ученым В.Е. Василюком. Принцип «терпения» позволяет отсрочить во времени процесс получения удовлетворения. Иными словами потенциальный избиратель готов ждать итоговых результатов голосования с надеждой на победу своей партии, а не требовать эмоциональной разрядки «здесь-и-теперь», как было на эгоцентрическом уровне включенности. Принцип «ценности» показывает, что ориентировочно-познавательная активность избирателя направлена на поиск информации о нормах, ценностях, моральных установках политической партии адекватных внутренним нормам и ценностям личности избирателя.

На функционально-ролевом уровне осуществляется ЭКСТРАкоммуникативное взаимодействие личности избирателя с представителями информационно-деятельностной среды. При таком взаимодействии и избиратель, и представитель политической партии решают внешние по отношению к себе задачи. Представитель партии транслирует нормы, ценности и моральные установки не своей личности, а своей партии. Избиратель пытается отыскать среди информационного потока, исходящего от представителей разных партий, нормы, ценности и моральные установки, близкие тем, что входят в структуру его личности, но не идентичные им.

На этом уровне действуют потенциальные избиратели, относимые к конъюнктурно-приспособительной группе. Если им выгодно, они критикуют власть, если не выгодно — поддерживают ее. Эти избиратели составляют электоральную базу ЛДПР и «Справедливой России». Разница в результатах между этими партиями объясняется ситуативными причинами (технологическими приемами, индивидуальной формой лидеров, финансовыми возможностями и т.п.).

Еще более высоким уровнем включенности избирателя в информационно-деятельностную среду является уровень равноправия. Его также называют иногда уровнем самоактуализации.

На этом уровне потенциальный избиратель ведет равноправный диалог с представителями разных политических партий. Этот диалог совсем не обязательно должен быть прямым. Он вполне может быть опосредован программно-рекламными текстами партий, которые избиратель анализирует и к которым высказывает свое отношение, это может быть диалог в сетях Интернет и т.п. В ходе такого диалога происходит не простое усвоение избирателем агитационно-рекламного материала, а формирование личностных установок избирателя по отношению ко всему политическому спектру партий. Причем формирование установок происходит не бессознательно, а осознается личностью. Происходит перестройка внутренней структуры мотивации личности. Избиратель начинает лучше понимать самого себя, свои ресурсные возможности, свои претензии и планы поведения. Появляется стремление избирателя быть «самим собой», без всяких опасений потерпеть фиаско.

Основными принципами включенности избирателя в информационно-деятельностную среду на уровне равноправия являются принципы творчества, свободы и ответственности.

На этом уровне находятся избиратели «идеологических» партий: КПРФ и правых либералов. И если сегодня партия «Правое дело» гораздо хуже выражает идеалы либералов, чем это было в бытность «Союза правых сил», это не означает, что «Правое дело» перестало быть «идеологической» партией. Сторонники указанных партий находятся на разных полюсах одного и того уровня включенности в избирательную деятельность. И численно примерно равны (по 10-15%). КПРФ получает больше этого, поскольку помимо своего ядерного электората, добавляет частичку конъюнктурно-протестного электората избирателей более низкого уровня включенности (избирателей «Справедливой России»).

Высшим уровнем включенности потенциального избирателя в информационно-деятельностную среду является духовный или ноэтический уровень, от древнегреческого философского термина «нус» (Nous). Доктор психологических наук, профессор В.И. Кабрин, глубоко изучавший механизмы этого уровня общения, называет этот термин смысловым символом, перевести который можно лишь синтезом: «интуиция-мысль-разум,сознание-мудрость-дух». При этом акцент делается не на рациональном, а на интуитивном, духовном компоненте.

Этот уровень включенности характеризуется снятием всех границ, разделений и противоположностей между избирателем (как «человеком политическим») и социальной средой. Избиратель становится одновременно и максимально дифференцированным, имея в виду тонкое отношение к нюансам политического процесса, и в то же время — максимально интегрированным, слитым с самим политическим процессом. Он проявляет себя всеми гранями своей индивидуальности, и в то же время чувствует все индивидуальные изменения политической среды. Он выходит не только за рамки личного интереса, рамки интересов социальной группы, но и за рамки умопереживаний своего этноса. Он как бы отождествляет себя с дальними перспективами развития человечества.

На духовном уровне цель становится равной способу и принципам существования. Внешне это выражается в безусловном принятии себя, других, ситуации, мира вообще. Человек видит всех людей, объединенных единой целью развития. Он отличается альтруизмом, желанием помочь другому на пути продвижения к развитию.

В России сегодня нет политической партии, которая бы выбирала потенциальных избирателей данного уровня включенности. Более-менее приближена — партия «Яблоко». Однако, во-первых, потому, что просвещенного, избирателя в России вообще мало (около 10%), а, во-вторых, потому что партия «Яблоко» не изжила в себе до конца элементы манипулятивного вождизма, названная партия не может получить значимого числа голосов.

Александр Жмыриков, Вице-президент Международной академии психологических наук.

Источник: polit.nnov.ru

Просмотров: 803
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • Владината Петрова. Почему российский избиратель любит «сильную руку»?
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Роксолана Гнатюк. Как защитить себя от других и самого себя?
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Виктор Логвинец. Эпоха информационно-психологических операций: Ливия
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Георгий Почепцов. Информационно-коммуникативные процессы в современном обществе
  • Кто врет лучше всех: стратегии эффективных лжецов
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • А.И. Юрьев. Баланс биологического и социального в политической психологии. - А. Юрьев
  • Владината Петрова. Может ли женщина быть гением?
  • Сергей Макаренко. Информационно-психологические воздействия
  • Рамиль Гарифуллин. Где находится этот загадочный Центр Сознания и Воли? Уничтожит ли его Человек, благодаря развитию нанопсихологии?
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Роберт Энтони. Искусство принимать себя. Секреты уверенности в себе
  • Когда бедные и богатые сотрудничают
  • Кинопропаганда. Роль кинематографа в информационно-психологической войне
  • Кто больше всех врет на работе?
  • Александр Федоров. Григорий Распутин как западный кинообраз варварской России
  • А.В. Манойло. Модель информационно-психологической операции в международных конфликтах
  • Вячеслав Гусаров. Информационно-психологические операции в Ираке: война пропаганд
  • Вячеслав Гусаров. Информационно-психологические операции ВС Украины в Республике Ирак
  • В.Вепринцев, А.Манойло, А.Петренко, Д.Фролов. Операции информационно-психологической войны
  • Тит Нат Хан. Медитация: как найти гармонию внутри себя
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Сексуальность женщин и мужчин, отношение к сексу у разных полов
  • А. В. Федоров. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010) (А. Федоров)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь