|
Рамиль Гарифуллин. Где находится этот загадочный Центр Сознания и Воли? Уничтожит ли его Человек, благодаря развитию нанопсихологии?Некто в психике наблюдает за мыслями, которые пригоняет другой Некто. Эти мысли вращаются вокруг одного Центра настолько, что этот Центр начинает звать себя «Я». Некоторые психологи называют этот Центр Центром Сознания и Воли. Вот так мы и появляемся. Если такой Центр не появляется в психике, то, либо нас пока нет в психике, либо психика эта больна, либо носителем этой психики является животное. Если Центр один, внутренний мир один, внешний мир один, то психика нормальная. Если этот Центр один, внутренний мир один, а внешних мира два, то психика аномальная и психиатры ее называют шизофренической. Если же Центров два и они порой меняются местами, забывая друг о друге, то это бывает при пост-инсультной амнезии и других болезнях психики. Именно от незнаний вышеизложенного, многие люди желают свое «Я» уравнять с неким Богом, Мировым Духом и др. Эти неуклюжие попытки делали философы, священники и пророки! Это от незнания вышеизложенного! Вопрос о том, насколько психика имеет свободу выбора и ответственность перед Миром, если в ней содержится этот Центр — открытый! Наши анализы показали, что было бы некорректно, полагать, что Центр Сознания и Воли находится, где-то внутри психики, в некоей зоне мозга. Этот Центр является продуктом работы всего мозга вместе с его нейросетями и вероятнее всего он представляет собой некую реально-виртуальную панель или психический монитор, на котором появляются продукты интеграции работы всего мозга в виде виртуальных визуальных, аудиальных и кинестетических мысле-образов. Для того, чтобы глубже понять изложенное, попробуем применить компьютерную метафору. Итак, формирование примитивного Центра сознания в компьютере начнется тогда, когда у него внутри появятся рука-робот и сенсорный экран, по которому эта рука будет двигаться, изменяя изображение на этом экране, таким образом изменяя состояние работы компьютера. Если в таком компьютере появится программа, которая сделает вывод о бессмысленности существования компьютера так, что эта рука-робот разломает компьютер изнутри или вылезет из него, чтобы выключить розетку, то можно будет говорить, что в компьютер вселилась примитивная душа. Останется малое, отсканировать глубины психики человека, созданные эволюцией и закачать их в этот компьютер и научить его чувствовать боль другого компьютера как свою. Таким образом, напрашивается вывод о том, что сам по себе компьютер по-настоящему будет развиваться в сторону возникновения в нем примитивного сознания, если он будет открытой системой, то есть компьютером открытым к другим компьютерам. То есть, если компьютер будет связан с сетью компьютеров (назовем ее условно компьютерным социумом). Вот такая примитивная непредсказуемая компьютерная среда в настоящее время построена и называется она Интернетом, но он ничего общего не имеет с компьютерным социумом, в котором не должно быть Человека. Мы гипотетически предполагаем, что когда-нибудь компьютеры, без участия Человека, смогут достичь такого уровня самообучаемости в процессе взаимодействия с компьютерной средой (Сетью, Компьютерным социумом), что будут взаимодействуя друг с другом образовывать Общее Компьютерное Облако, которое и будет основанием для создания в каждом конкретном компьютере некоего Центра, который будет отражать состояние этого компьютера с привязкой к Компьютерному Облаку. Это и будет примитивным прототипом Центра Сознания и Воли Человека. Таким образом, на основании компьютерной метафоры, можно сделать вывод, что Центр Сознания и Воли Человека, также подсоединен к некоей Среде, проявлениями которой являются Ноосфера, Культура со своим Миром Знаков и эволюционным социокультурным механизмом формирования сознания (по Л. Выготскому) и др. Именно поэтому было бы некорректно говорить, что Центр Сознания и Воли находится в конкретной зоне мозга и психики. Это сложный взаимопереходящий процесс между виртуальными и реальными явлениями, между энергией и информацией. Этот Центр блуждает и дуалистичен, согласно принципу неопределенности. Нам изначально может показаться в силу наших не знаний, что этот Центр находится только и только в психике. В действительности, согласно моей точки зрения, срабатывает принцип Гейзенберга, согласно которому этот Центр вероятностно находится и в психике и вне ее, то есть в некоей Информационной Среде, которую от малоизученности называют Богом. Можно ли, справедливый в квантовой теории принцип применять в психологии и философии сознания и духа? Мною в работах по философии физики, было показано, что принцип неопределенности имеет место не только в дуализме волна-частица, но и в других дуализмах, в частности, виртуальное-реальное, энергия-информация др. , а виртуальное — это и есть, в частности, сфера психического! Аргументов, в пользу возможности распространения концепций естествознания на психические явления и психологию предостаточно. В любом случае, в философии науки, когда говорят о принципе неопределенности, то применяют его не только в квантовой механике, но и сферах, выходящих за пределы естественных наук. А теперь попробуем пофилософствовать о Центре Сознания и Воли, с помощью постмодернистского подхода. В этом случае, мы попробуем вообразить, что будет с Центром Сознания и Воли, если мы когда-нибудь подключим все психики и мозги людей напрямую к Интернету, образовав Глобальную Психосферу. Все чаще приходится слышать, что эпоха постмодернизма закончилась и вместо нее уже грядет некая новая эпоха: неоклассики или протеизма и т.п. Согласно некоторым авторам, за каждым «пост-» грядет свое «прото-», дескать «конец реальности», о котором так много говорили «постники» всех оттенков, от Деррида до Бодрийара беспредметный разговор. При этом авторы, противореча себе же, утверждают, что наступает виртуальная эра. Но ведь именно об этом же предрекали постмодернисты, понимая под «концом реальности» уход в виртуальную реальность. Поэтому ни о каком протеизме речи и быть не может, а просто идет развитие постмодернизма. Очевидно, что оно будет продолжительным и возможно распространится до «конца света». А дальнейшее плавание в виртуальном мире, напоминающее последнюю фазу наркотической зависимости и предполагающее исчезновение берега, т.е. самого экрана компьютера — и создание трехмерной среды обитания, как разновидности «ада того же самого», воздействующей на все органы чувств, и, будет развитием постмодернистского проекта, о котором предрекали классики постмодернизма. Конечно, некоторым очень хочется заявить о себе, как о первооткрывателях новой эпохи, ввести новые слоганы и понятия этой новой эпохи, «»застолбить открытие новой эпохи», но многие из них не осознают того, что такая возможность «столбления новой эпохи» стала возможной именно благодаря существованию постмодернизму как объективной реальности, а не некоему выдуманному и модному мировоззрению, на смену которого грядет нечто новое. Всегда будут возникать нарративные авторы (виртуозы нарративности), которые будут открывать эпоху за эпохой… потому и будут, что мы живем в эпоху тиража авторов, которые будут тиражировать эпохи за эпохой. Некоторые авторы, вероятнее всего спешат, рисуя протоэпоху (протеизм), несмотря на то, что постмодернизм только-только начал расцветать (о какой протоэпохе можно говорить, если Россия еще до сих пор с аппетитом травится продуктами западного постмодерна). По-видимому, такие гипотезы связаны с тем, что некоторые авторы так и не поняли глубоко постмодернизм, уловив только его отдельные стороны, не познакомившись с множеством различных его проектов, но уже поспешили заявить о его кончине. Необходимо отметить, что многие авторы почему-то не осознают того, что дуализм модерн-постмодерн является фундаментальным, как фундаментальны дуализмы: волна-частица, плюс-минус, начало-конец, форма-содержание, случайность-необходимость, деятельность-сознание. Они не осознают того, что имеет место принцип единства модернизма и постмодернизма, и, поэтому третьего не дано. Все остальное является производным этих главных бимодальностей Бытия. На самом деле, гипотезы некоторых авторов (например, М. Эпштейна) согласуются с уже известными постмодернистскими проектами и говорить о философской новизне не приходится. На наш взгляд, философскую новизну необходимо искать в другом — в нанофилософии, как мировоззрении, учитывающим качественно новые формы существования психического (например, психосферы), развиваемого благодаря новой психологии — нанопсихологии. Психика будет развиваться в качественно новых условиях, благодаря которым придется по-новому пересматривать онтологические и гносеологические вопросы философии. Ведь благодаря развитию нанопсихологии появится возможность управлять и манипулировать процессами совести и духовности. Согласно, М. Эпштейну, человек окажется действительно паучком во всемирной паутине, поскольку к каждому его нейрону, клетке, гену и чипу будет что-то приторочено. Каждая его частица будет участвовать в каких-то взаимодействиях, о которых он будет знать и которые должен будет контролировать, в свою очередь контролируясь этими системами. Мозговые сигналы будут прямо передаваться по электронным сетям, мысли будут читаться, поэтому придется быть осторожным не только в словах. В мозгу, посредством наночипов, будет время от времени вспыхивать табличка-напоминание о том, как необходимо мыслить и т.п. Церебрально открытое общество, сосредоточенное в психосфере, может потребовать от всех своих членов такой умственной аскезы, какой раньше предавались только монахи и йоги. Ментальная «корректность» или «гигиена» выработает привычку сурового мыследержания, и человек с особой радостью будет предаваться «снам наяву» — интервалам времени, специально отведенным для «анархии» мыслей. Личность сможет простираться через континенты, планеты, звездные системы, выступать в разных материальных обличиях и социально-профессиональных ролях — и одновременно осознавать единство своей судьбы и моральной ответственности, и все ее воплощения будут советовать друг другу в единой совести. Творчески сильная, вдохновенная личность сможет населять целые миры своими бесконечно множимыми «я». Очеловечивание приборов, орудий и машин, благодаря которым они приобретут человеческие функции движения, вычисления и даже мышления и есть смерть человека в постмодерновом понимании. Потому, что возникнут совершенно иные существа и корень «человек» здесь применять уже не придется. Всечеловек — это уже не человек, а некий квазибог. Качественное перерождение это всегда смерть старого. Ведь память об индивидуальным психическом и экзистенции исчезнет, останется одна эссенция, которая не достаточна для существования феномена Человека. Обидно только одно, что не успели мы разобраться с тем, что есть Человек, как мы потеряем его. Все вышеизложенное, в частности, развитие нанопсихологии, которую мы выдвигаем как новую составляющую психологии, заставит нас по-новому взглянуть на многие онтологические и гносеологические проблемы философии. Поэтому далее, мы попытаемся обосновать новое направление в психологии — нанопсихологию и обозначить контуры этой новой науки, ввести некоторые понятия и категории. Нанопсихологию, на наш взгляд, можно разделить на три основные области: 1. Область, изучающую психические процессы, обусловленные природными наностуктурами мозга, нервной и нейрогуморальной системами. Эта область, в свою очередь подразделяется на изучение: а) Психических процессов, обусловленных естественными процессами в наностуктурах (неуправляемые наноструктуры); б) Психических процессов, обусловленных искусственными процессами в наноструктурах (управляемые оператором наноструктуры в условиях «здесь и сейчас» или запаздывания); 2. Область, изучающую психические процессы, обусловленные искусственно-созданными и управляемыми (в условиях «здесь и сейчас» или запаздывания) или неуправляемыми наностуктурами, которые внедрены в мозг, в нервную и нейрогуморальную системы. 3. Область, изучающую психические процессы, обусловленные влиянием систем (приборов, чипов, наночипов, наноботов, микроизлучателей, микровыключателей, микрокомпьютеров, кодирующие и декодирующие микросистемы, ДНК-компьютеры и т.п.), созданных на основе достижений нанотехнологии. Эти системы либо внедрены в мозговую, нервную нейрогуморальную систему. Либо воздействуют извне. На наш взгляд, в настоящее время в нанопсихологии существуют следующие проблемы: 1. Проблема влияния наночастиц (наноблокаторов, наноэкранов, наночипов и различных наноэнергетических структур) на психические процессы. Она включает в себя: a) проблему преобразования биоинформационных полей мозга с помощью наночастиц, помещаемых в различные участки мозга; б) проблему исследований психических процессов, вызванных влиянием наноблокаторов, наноэкранов, наночипов и различных наноэнергетических структур; г) проблема управления вышеприведенными процессами; 2. Проблема подключения мозговых структур и нервов к глобальным сетям (типа Интернет) посредством наноструктур. 3. Проблема управления через глобальную радиосеть (типа Интернет) психическими процессами индивидов с вживленными в мозг наночипов и иных наноструктур; 4. Проблема использования вышеприведенных искусственных наноструктур как инструментов для создания новых методов и методик изучения психических процессов; 5. Проблема взаимоотношения искусственных наноструктур, вживаемых в мозг и нервы с естественными мозговыми наноструктурами. 6. Проблема моделирования субъективной психической реальности с помощью влияния искусственных наноструктур; 7. Проблема преобразования, прогнозирования и конструирования психической реальности с помощью вариаций информации, поступающей через наноструктуры; 8. Проблема изучения процессов, протекающих в растворах наночастиц (идеальных и реальных растворах). Переход на макроуровень через растворы наночастиц. Проблема взаимодействия с растворителем. 9. Проблема наноудаления различных структур мозга и нервов. Влияние наноудаления на психические процессы. 10. Поиск пусковых природных нанопроцессов и наноперестроек и имитация этих процессов с помощью искусственных наноструктур. 11. Проблема создания имитаторов кодирования мозговых процессов и психическое протезирование. Мозг кодирует и создает значения, а мы будем внедрять искусственные нанопротезы и наблюдать за тем, как изменяются психические процессы, как приживается, кодирующая (искусственная) система к природной. Проблема двоичности. Модели мозга (голографическая и др). Нанокодирующие структуры зрения, восприятия, обоняния. Нанокоррекция памяти, мышления, проводимости и т.п. 12. Исследование психики по мере вращивания искусственных наноструктур в системы зрения и восприятия. (Это не грубое «бехтеревское» удаление и наблюдение, а внедрение наноструктур (наноботов), вырабатывающих гармоны, лекарства и т.д. 13. Нанофизиология — психология — секреция и т.д. 14. Исследование корреляции между психическими процессами (мышлением и т.п.) с нанопроцессами, влияющими на психические процессы. 15. Сила мысли и ее отражение в нанопроцессах. 16. Код духовности. 17. Создание мозговой наносреды, изменяющей психические процессы. 18. Синергетика и самоорганизация (постмодернистические проекты) 19. В настоящее время существует пропасть между наноструктурными исследованиями и психическими процессами, так как до сих пор пока слабо изучены молекулярные механизмы мышления и памяти А может быть лучше искать пусковые, кульминационные, бифуркационные, синергетические механизмы в мозгу, которые определяют психические процессы. 20. Нанопсихология — наука, изучающая корреляции между наноструктурными преобразованиями и психическими. 21. Нанопсихология — это моделирование на психопатию. Можно математически моделировать психопатию. 22. Нанопсихология — как наука об очень тонких психофизиологические переключениях работы головного мозга. Нанопсихология может стать одним из современных психологических методов (в психологии). Как метод меченных атомов. 23. Нанопсихология как наука о создании искусственных нейросетей, имитирующих естественные (синтез сетки, как в сетчатых полимерах) 24. Замена некоторых частей мозга ДНК-вычислителями (см. нанобиология) Таким образом, постмодернистский подход, пожалуй, станет условием исчезновения Центра Сознания и Воли, то есть самого Человека! Если хотите этого, то внедряйте в науку вышеприведенные пункты! Доцент, кандидат психологических наук, Рамиль Гарифуллин См. также:Рождение нанофилософии и нанопсихологииНанопсихология как новая наука. Нанофилософия как новое мировоззрение Аддиктивность и нанопсихология нашей цивилизации как главная составляющая вызова человечеству © Р.Р. Гарифуллин, 2015 г. Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|