В. Стояние в чувствах, доведших до решимости
Но все это есть только приготовление, условие и средства
к возгреванию ревности. Восстановление ревнования самого
решительного и усердия крепкого совершается чрез
воспроизведение тех чувств и помышлений, чрез кои
первоначально, вслед за пробуждением от греховного
усыпления, взойдено до него.
По пробуждении видел ты себя в крайней опасности,
гибнущим, был в великой нужде и туге, и теперь восставляй
это же чувство опасности и крайности, ибо они есть на самом
деле. Бывай в боязни и не допускай думать и успокаиваться
тем, что все будто миновалось.
Тогда ты, отрешаясь от всего, все оплевал и презрел,
избрав иные блага нечувственные, невидимые,
духовные: отрешайся и теперь, все отревай и склоняйся к
невидимому, духовному; его зри и напрягайся возлюбить.
Отрешался ты тогда от человекоугодия: почитай и теперь
себя ниже всех; имей готовность на презрение и поношение
всякое.
Все вменил ты тогда ни во что: не дорожи и теперь ничем;
носи готовность, повергши все, остаться голому.
Попрано было тобою тогда саможаление: возвышайся и
теперь до готовности к самым крутым крестам и продолжай
самоозлобление.
Тогда разбирал свою жизнь: продолжай и теперь возрастать
в самопознании; вникай в заповеди Евангельские и смотри,
чего нет в тебе; там положено семя теперь расти его.
Тогда, по познании греховного жития, видел ты себя
безответным и сокрушался: не переставай и теперь стоять
безответным пред лицом правды Божией; осуждай себя всегда и
во всем без всякого оправдания и уклонения льстивого,
ненавидь свою волю, и хотение, и разумение; поражай себя
стыдом и страхом безнадежности; зри себя висящим над
бездною и недостойным пощадения. Тогда возник ты духовно и,
по вере в Господа и в надежде на помощь Его, дал обет
усердно работать Ему во все дни жизни, до умучения себя
самого безжалостного, и теперь взывай: "Достоин я всякого
осуждения и муки, но, ради беспредельного желания Божия
нашего спасения, по коему и Единородный Сын не пощаден, не
отчаяваюсь в своем спасении. Не знаю, когда и как, но
верую, что буду спасен. Только, Сам Господи, дай Ты мне
биться все время жизни, ища спасения у Тебя в
надежде, что не оставишь помощию, ради милости Твоей и
ходатайства угодников Твоих. Имиже веси судьбами, спаси мя!"
Вот чувства! Все их прилично назвать
жизнедеятельностию духовною. И действительно, когда
они есть, значит, духовная жизнь в действии; и когда
нужно возжечь ослабевающую жизнь, надобно стать в
какое-либо из этих чувств. Святые отцы все говорят о них то
о всех в совокупности, то по частям. И это общий совет и
заповедь непременно стоять в каком-нибудь чувстве.
Кто выступил из них, не ищет их, не жалеет об отсутствии
их, тот есть охладелый и потому состоит в опасности
замер, может быть, и навсегда останется таким, то есть в смерти.
Итак, вошедши внутрь, утвердись в зрении духовного мира
и начинай возгревать деятельность жизни духовной, или
переходи сначала к помышлению, чтобы потом возыметь и в
чувстве показанные состояния, все это есть спасенное
устроение ума и сердца. Существенное и неизбежное
приготовление к сему суть внутрь-пребывание и зрение
духовного мира. Первое вводит, а последнее поставляет
человека в некоторой духовной атмосфере, благоприятствующей
горению жизни. Потому, можно сказать, только производи эти
два приготовительные делания и последнее пойдет само
собою. Жалуются часто: ожестело сердце... Не дивно. Не
собирается внутрь и не навык тому, не установляется, где
должно, и не знает сердечного места, как же быть
исправной жизнедеятельности? Это то же, что сдвинуть
сердце с места и требовать жизни. Кто воздвигнет веру,
зрящую мир духовный, и себя в нем, тот не может не прийти в
тревожное состояние, не размягчиться, а когда это есть, то
после не так трудно печатлеть и другие чувства.
В пособие для сего, так же как и в зрении духовного
мира, берут места Писания, кратко и сильно выражающие то
или другое состояние, например: пощади Твое создание,
Владыко; возсмердеша и согниша раны моя... (Пс. 37, 6);
аще Сына Своего не пощаде... (Рим. 8, 32); имиже
веси судьбами, спаси мя... и прочее, и действуют
ими, часто повторяя одно и то же до напечатления.
Не всякое всегда легко чувство, но иногда одно, а иногда
другое, и пользоваться должно такими предрасположениями для
скорейшего стяжания сих чувств. Оно легко открывается во
время утреннее или должно так делать, чтобы в это время
открылось, дабы потом целый день быть с ним. Разверзи
сердце и совершай молитвование, и что подвигнется в сердце,
при том неотступно и будь вниманием. Облеки это чувство
Писанием и повторяй его. Действуя так, будешь все в чувстве
и скоро навыкнешь деланию духовному. Должно, впрочем,
помнить, что не всегда полезно ожидать предрасположения:
иногда должно действовать, хотя ничего нет на душе, а
иногда, когда есть одно, надобно вытеснить его другими,
ибо, судя по состоянию духа, иногда надобно наклониться на
одно, а иногда преимущественно на другое чувство. Само
собою, что это будет самое счастливое строение духа, если
кто может все их проходить разом. Такое совершенство
духовной жизнедеятельности должно поставить целью и искать
его. Для того всякий раз, когда становится кто на молитву,
по собрании внутрь и вступлении в мир духовный, начинать
воспроизводить их по порядку, одно за другим, сначала хоть
в помышлениях, пока даст Господь и в чувствах. Хорошо для
этого избрать какую-либо молитву, в которой были бы они
все, затвердить и перечитывать часто со вниманием. Молитв
множество в Псалтири, и всякий может найти по себе, ибо не
для всякого одна молитва. Они кратко содержатся в
двенадцати дневных и двенадцати ночных прошениях святого
Златоуста. Но то несомненно, что нет надежнейшего средства
к их напечатлению, как пребывание в церкви на богослужении.
Как эти чувства способствуют горению духа ревности,
очевидно само собою: будь хоть одно, и он уже теплится,
потому что каждое из них входит в его состав и имеет в нем
свою частичку. Дух ревности прост и единичен, но
всеобъемлющ. Начальным чувством всегда должен быть страх
Божий, а заключительным самоуничиженное предание
себя в волю Божию, благую, нас спасающую. Первое выносится
из зрения духовного мира, последнее же рождается из всех
последующих по вере. Впрочем, какие чувства из каких и как
вырождаются, определить нет возможности, у всякого
это бывает своим образом. Оттого у святых отцов и разные на
то указания, или разные объяснения. Большею же частью они
предлагаются в раздробленных наставлениях: имей страх
Божий, вся вмени уметы (все почитай за сор
Ред.), не люби мира, имей себя под всеми и во всем
себя осуждай, зри грехи свои, к Богу единому прибегай.
Совокупность всех в болезненном, со страхом Божиим,
припадании к Богу с словами: "Господи, имиже веси судьбами,
спаси мя, я же буду трудиться по силе". Тут все. Кто
навыкнет поставлять себя в духе в такое чувство, тот имеет
готовое и безопасное пристанище.
Быть в каком-нибудь чувстве очень многозначительно в
духовной жизни. В ком есть оно, тот уже внутрь себя
у сердца, ибо мы всегда вниманием в действующей части, и
если это сердце, то в сердце. Кто внутрь себя, тому
и мир духовный открыт. Отсюда видно, что как
внутрь-пребывание, с зрением иного мира, есть условие к
возгреванию духовных чувств, так и обратно последние
предполагают первые и своим рождением вызывают их.
Совокупным же взаимодействием тех и других спеется духовная
жизнь. Кто в чувстве, того дух связан и привязан, а у кого
нет его, тот парит. Потому, чтоб успешнее пребывать внутрь,
спеши до чувства, хотя тоже чрез напряженное самовнедрение.
Оттого кто хочет остаться с одним собиранием умовым, тот
трудится напрасно: одна минута и все разлетается. Не
дивно после сего, что ученые, при всем образовании,
непрестанно мечтают: это оттого, что работают одною
головою.
Нет нужды в частности излагать правила и свойства
каждого чувства это должно быть предметом частных
наставлений, размышлений, чтений. У святых отцов они
большею частию излагаются отрывочно, в виде изречений.
Главное, чего они искали и что советовали, это понять
духовное строение и уметь держать его. Кто достигнет сего,
тому остается одно правило: будь внутрь, имей тайное
поучение в сердце. Тайным поучением они называли зрение
какого-нибудь предмета из духовного мира или возбуждение
духовного чувства посредством какого-либо слова Священного
Писания, или слова отеческого, или молитвенного. Так у них:
поучайся в памяти Божией, в памяти смертной, в памяти
грехов, самоукорении, то есть сознай сей предмет и говори о
нем внутрь безпрестанно, например: Камо пойду? (Пс.
138, 7) или: червь, а не человек (Пс. 21, 7). Это и
подобное, во внимании и чувстве творимое, есть тайное поучение.
Отсюда следует, что сокращенно все способы или приемы к
возгреванию и содержанию духа ревности можно сократить так:
вслед за пробуждением войди в себя, стань в место свое у
сердца, пройди всю жизненную деятельность духовную и,
остановившись на одном чем-нибудь, будь в нем неисходно.
Или еще короче: соберись и твори в сердце тайное поучение.
Этим средством, при помощи благодати Господней, дух
ревности, в истинном его строении, будет поддерживатьсяи то
теплиться, то пламенеть. И это внутренним путем.
Надобно знать, что это есть самый прямой путь к устроению
спасительному. Можно все оставить и заняться только этим
деланием и все будет идти успешно. Напротив того,
хоть и все будем делать, но без внимания к сему не будем
видеть плода.
Тот, кто обращается не внутрь и не к сему духовному
деланию, только проволакивает дело. Правда, делание это
чрезвычайно трудно, особенно вначале, но зато прямо и
плодно. Потому священнику руководствующему надлежит как
можно скорее вводить своих питомцев в это делание и
утверждать в нем. Можно даже вводить в него прежде всего
внешнего, но всячески совместно с ним, и не можно
только, но и должно. Это потому, что семя этому деланию
положено в обращении, в коем все оно проходится. Следует
только разъяснить его, натолковать, как важно, и
руководствовать. Тогда и внешнее все пойдет охотно, спешно
и зрело. Напротив, без сего оно одно, как гнилые нитки, все
будет рваться. Заметь то правило, что надо не вдруг, а
исподволь; оно должно иметь великие ограничения, ибо оно
вести может не к сему внутреннему деланию, в коем существо
дела, а ко внешним правилам. Потому, несмотря даже на то,
что есть люди и такие, кои восходят отвне внутрь, должно
остаться неизменным правилом входить скорее внутрь и
здесь разогревать дух ревности.
Кажется, простая вещь; но, не узнав о ней, можно долго
пропотеть и все малоплодно. И это по свойству
телесной делательности. Она легче, потому и привлекает;
внутренняя же трудна, потому и отталкивает. Но
привязавшийся к первому, как вещественному, и сам в духе
постепенно овеществляется, потому хладеет, становится
неподвижнее и, следовательно, все более и более удаляется
от внутреннего. И выходит, что сначала оставит иной
внутреннее, будто до времени созрения, придет-де
срок, но после, оглянувшись, находит, что срок
пропущен и, вместо подготовления, он вовсе стал к нему
неспособным. Опять и внешнее не должно оставлять: оно
опора внутреннего, а то и другое должно идти
совместно. Очевидно только, что преимущество за
первым, ибо служить Богу должно духом и кланяться Ему в
духе и истине достоит (надлежит Ред.). То и другое
должно быть во взаимном подчинении, по достоинству их
удельному, без насилий друг другу и насильственного разделения.