Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | 847020 Я И ЭГО Из кн.: 847020. Элементы



ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990)

- Оглавление -




№20

Я И ЭГО

Из кн.: №20. Элементы Садханы. К.: Самиздат, 1983


Йогическая психология различает я и эго, Пурушу и Аханкару. Я – свидетель, эго – обладатель. Я пассивен и неизменен, и лишь свидетельствую любые действия и состояния; но эти действия и состояния – не мои. С йогической точки зрения я не могу употреблять слово "мое". Я не могу сказать, например, что эго – это не я, но лишь один из объектов МОЕГО свидетельствования. Более того, я не могу сказать даже, что любые действия и состояния НЕ МОИ, – ведь говоря так я неявно противопоставил бы их чему-то "моему". С йогической точки зрения говорить о себе самом в строгом смысле слова практически невозможно. Я могу только быть собой, но это бытие неизреченно; к тому же речь – это тоже одна из форм деятельности.

Когда мы говорим о "себе", мы говорим фактически об эго, и говорит это эго. Определять нечто как "мое" и "не мое" – вот основная задача и обязанность эго, обладателя многообразных ролей, функций и состояний. Эго отождествлено со своими богатствами. Его девиз – "я есть то, что у меня есть". А есть у меня ум, чувственность, тело. Есть у меня также и определенное место в мире. Я мужчина, голландец, холост, служащий, беспартийный, просветленный, – такими и многими другими способами определяет себя эго.

Программа-минимум йогического развития (Садханы) состоит в самореализации, – самопостижении, самоосознании, – то есть в нахождении и высвобождении себя из-под тех внешних ролей и внутренних функций, с которыми отождествляет себя эго. Самореализация – это прежде всего работа с эго, нацеленная на изменение "нас", а не "наших" способностей. На данном этапе Садханы важно то, чем мы становимся, а не то, до чего мы додумываемся, в какие состояния входим и т.д. Не прожекты, теории, откровения и пророчества, но выявление внутренней логики процесса эволюции сознания, а также поиск путей разрешения проблемных ситуаций, возникающих в ходе развертывания этого процесса, – вот что важно.

Самореализация – это именно работа с эго, а не избавление от эго. По словам Шри Ауробиндо, если бы задача эволюции состояла в том, чтобы избавиться от эго, совершенно необъяснимой становится та колоссальная работа, которая была затрачена эволюцией для его обретения. И действительно, от эго можно избавиться лишь на время – в состоянии транса; тот, кто говорит, что он избавился от эго, если не самообманывается, то недостаточно корректно использует язык. Подобно тому как в ходе Садханы необходимо последовательно освободить себя от диктата тела, эмоций и интеллекта (а не избавиться от них), необходимо в конечном счете освободить себя и от эго. Но эго никуда не исчезает.

Йогический процесс в тех его формах, с которыми сегодня имеет дело человек, это один из этапов значительно более широкого процесса эволюции сознания, который, в свою очередь, составляет один из этапов еще более грандиозного процесса эволюции материи (последовательного осуществления потенциальных возможностей отражения и взаимодействия). Фактическая цель этого актуального в настоящее время для значительной части человечества этапа эволюции сознания – выведение хорошо сформированного зрелого эго из сознательной области, переведение его на внесознательный режим функционирования, режим, в котором работает преобладающая часть эволюционно более древних, чем эго, систем организма и психики. Эго представляет собой вершину предшествовавшего данному этапа эволюции сознания (процесса своеобразной анти-Йоги) и вовсе не отбрасывается за ненадобностью. Разоблаченное как не-я, эго попросту занимает надлежащее ему подчиненное положение.

Эго продолжает играть свою инструментальную организующую роль, но теперь сознательная личность освобождается от множества уродств, производимых самодовлеющим эго, а также обретает восприимчивость к некоторым явлениям и процессам, к которым она, будучи причастной, неспособна была пробиться через баррикады эго.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 865
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение Йога 150 это прикладная психологическая дисциплина,система
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | 847020 ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ В ПОИСКАХ МЕХАНИЗМА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Рожденная в незапамятные времена и выжившаяблагодаря заключенной
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ЙОГА И СОВРЕМЕННОСТЬ Йога 150 это
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Я И ЭГО Йогическая психология различает
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. ПОСТИЖЕНИЕ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ Понятие трансмутации или
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. ПАРАДОКСЫ ЙОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Покидая духовный микроклимат
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. ЭВОЛЮЦИОННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ Шри Ауробиндо выявляет не
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ И КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭФФЕКТ ПРАКТИКИ Выход
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 8. ПУТЬ СВЕРХУ И ПУТЬ СНИЗУ Чтобы
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 9. ПУТЬ ВОИНА И ПУТЬ МАРИОНЕТКИ Мы
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 10. МЕХАНИЗМЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | Примечания См. Циборан Л. Философия Йоги:попытка новой интерпретации.
  • Ньянапоника. ЧЕТЫРЕ ВОЗВЫШЕННЫХ СОСТОЯНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧЕТЫРЬМЯ ВОЗВЫШЕННЫМИ СОСТОЯНИЯМИ Тогда как
  • Ньянапоника. ЧЕТЫРЕ ВОЗВЫШЕННЫХ СОСТОЯНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЧЕТЫРЕХ ВОЗВЫШЕННЫХ СОСТОЯНИЯХ 1. ЛЮБОВЬ
  • Ньянапоника. ЧЕТЫРЕ ВОЗВЫШЕННЫХ СОСТОЯНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ВВЕДЕНИЕ В поучениях Будды были установлены четыре
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь