СУТРЫ ФИЛОСОФИИ САНКХЬИ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




РАЗДЕЛ III

Возникновение недифференцированных – из дифференцированных1 (1)

Возникновение дифференцированных – "массивных" элементов из недифференцированных – тонких элементов.

Из них [возникновение] тела (2)

По размышлении о том, что оно состоит из плоти и т.п., [возникает] отвращение к нему.

Сказано о возникновении [тела], но где его разрушение?

От семени того – сансара (3)

Сансара – погибель [тела в воплощениях] вследствие добродетели и не-добродетели, [как] причин того – возникающего из материальных элементов2.

[Оппонент.] Но поскольку причинам материальных элементов присуща производительность, она будет в наличии всегда и, следовательно, освобождение не наступит.

Ответ:

Активность недифференцированных – до различительного знания (4)

Природа танматр [в виде] свойства быть производителями [реализуется] до [появления] различительного знака.

[Оппонент.] Но при [их] производительности в связи с не достигшими различительного знания она сохранится и в [период] "великого растворения".

Ответ:

Поскольку другой "потребил" (5)

Поскольку не достигший различительного знания [уже] "потребил" [плоды своих действий] и не имеет тела [в период] "великого растворения", откуда [у него будет] "вкушение"? Значит, по отношению к нему производительность [танматр] прекращается.

Но если [они] непроизводительное это время], то по какой особой причине [они] вновь станут производительными по отношению к не достигшему знания?

Теперь "охвачен" двумя (6)

[Подразумевается] – добродетелью и не-добродетелью. Возобновление производительности [танматр] относится к тому Атману, который, будучи подвержен "уходу" и "приходу"3, связан с добродетелью и не-добродетелью в период "растворения". В случае же с освобождением [дело обстоит] не так.

Но при вечности освобождения как [оно может быть] зависимо от [чего-то] другого?4

Грубое тело обычно порождается родителями, не так с другим (7)

Обычно – в соответствии с наблюдаемым. С другим – с тонким телом. Не так – ввиду труднопостижимости [его происхождения].

Какому из двух [этих] тел [принадлежит] "вкушение"?

Прежде возникшее производит это – ввиду "вкушения" у одного, не у другого (8)

Прежде возникшее – тонкое тело. Ввиду "вкушения" у одного – у него, не у другого – "массивного" свойство производить [это "вкушение"]. У грубого тела "вкушение" в метафорическом смысле, ибо у мертвого тела "вкушение" не обнаруживается5.

Сколько начал составляют тонкое тело?

Тонкое тело из семнадцати и одного (9)

Семнадцать и один – 18. Из них возникает тонкое тело: [подразумеваются] интеллект, эготизм, ум, 5 тонких элементов, 10 индрий6.

Но если тонкое тело везде одинаково, то как из него возникают [столь] различные [грубые тела], как термит или слон?7

Различие индивидов – от различия дел8 (10)

Понятно.

Если Атман отличен [от тела], то как [возникает] иллюзия, что "л" в теле?

Поскольку [одно] тело есть местонахождение того и так называется, [другое] называется так [тоже] (11)

Поскольку [тонкое] тело как местонахождение Атмана называется [метафорически] Атманом по причине [его связи со] "вкушением", [грубое] тело также обозначается как "л" по причине иллюзии.

На этот [случай] пример:

Не самостоятельно без того, подобно тени и картине (12)

Если бы идея "я" была [присуща] телу без Атмана, тогда она была бы и у мертвого тела. Но это не так. Подобно тому как тени нет без [предмета], задерживающего [свет], а картины без стены, так и в данном случае9.

[Оппонент.] Но пусть тонкое тело и будет Атманом.

В связи с этим сказано:

Даже при [своей] "воплощенности" не [Атман], будучи составным, подобно солнцу (13)

[Тонкое тело] воплощается будучи составным и предназначено для другого будучи воплощенным. Подобно солнцу – подобно тому как солнце, будучи даже светилом, не является Атманом по причине [своей] воплощенности10.

[Оппонент.] Но пусть ум будет Атманом.

В связи с этим сказано:

У него атомарный размер, ибо шрути свидетельствует о его действии (14)

Ум – атомарного размера, поскольку шрути свидетельствует о его активности. Вездесущее и лишенное дифференцирующих факторов не может быть индрией, потому [ум] следует называть дифференцирующим фактором.

[Оппонент.] Если дифференцирующим фактором может быть определенная часть тела, например, ушной канал, то пусть он один функционирует, и ничто другое, следовательно, надо допустить [только одну индрию], например, ухо. Потому все тело может быть названо дифференцирующим фактором.

[Ответ.] Однако восприятие аффектов при таком определении противоречило бы локальным ощущениям типа "У меня болит голова, а с ногами все в порядке".

[Сутракарин] сказал также, что атомарность ума [выводится] из неодновременности ощущений. [Этот] аргумент привлекается в другом месте11.

Другой аргумент:12

Ибо шрути свидетельствует, что он состоит из пищи (15)

Имеется свидетельство шрути о том, что он – ум состоит из пищи. А свойство состоять из пищи указывает на природу Сомы. Иметь же природу Сомы – значит быть луной. Но Атман – не луна. По свидетельству шрути также: "Жизненные ветры поистине пища". Жизненные ветры также следует знать как лунные. Луна ведь порождена умом, потому ум атомарный, не Атман.

Почему Великий и прочие [начала] функционируют – трансмигрируют ради Пуруши?

Трансмиграция тонкого тела ради Пуруши, как в случае с поваром царя (16)

Как функционирование [тонкого тела], так и трансмиграция [осуществляются ради Пуруши]. Поскольку же при трансмиграции [неизбежны] смерть и страдание, это вызывает [к ней] неприязнь. "Как в случае с поваром" означает деятельность ради другого.

Поскольку [здесь] расхождение во взглядах, [сутракарин] определяет свою позицию:

Тело из пяти элементов (17)

[Это] ясно.

В чем же расхождение?

Другие13 считают, что из четырех элементов (18)

Другие считают тело состоящим из четырех элементов – исключают пространство.

Приводится еще одно мнение:

Иные, что из одного элемента (19)

[Считают, что] тело из земли.

Отвергается сознательность тела:

Сознание не присуще [телу], ибо не наблюдается в отдельных [компонентах] (20)

Ввиду ненаблюдаемости сознания в отдельных компонентах [тела, оно] несознательно по природе. А потому и в сумме [компонентов] нельзя предположить [наличие] сознания. [Пример чарваков, что] животные, способные по отдельности "контролировать" малых животных, сообща "контролируют" даже слона, [здесь не применим], ибо материальные элементы не таковы14. Сознания у тела [поэтому] нет.

[Сутракарин] приводит и другой контраргумент:

И не будет прекращения и прочего15 (21)

Если бы тело было сознательным, прекращения – смерти не было бы, ибо сознание вечно. И освобождение было бы смертью сознания.

Приводит и другое опровержение [чарваков]:

Если скажете: "Подобно опьяняющей силе", [возразим], что она появляется в агрегате, когда наблюдается в отдельных [компонентах] в тонком виде (22)

Подобно тому, как опьяняющая сила наблюдается в отдельных людях скрытно, а вместе [они], вследствие "восхождения" великой силы, сдвигают и большую скалу. Но в материальных элементах по отдельности – сознание не наблюдается и скрытно, а потому его нет и в [целом] агрегате тела. Поскольку в сутре "сознание не присуще [телу]..." отвергаемое представлено негативным способом, а в этой сутре позитивным, тавтологии нет16.

Безразличие и прочие [диспозиции сознания] были охарактеризованы как опосредованные способы освобождения. О непосредственном средстве освобождения сказано:

Освобождение – от знания (23)

[Это] понятно.

О противоположном сказано:

Закабаление – от заблуждения (24)

От незнания.

[Мимансак.] Неверно, что освобождение только от знания, так как действие также есть средство достижения знания. Ведь согласно шрути: "Знание и действие "захватывают" его, а также знание прошлых [вещей]17".

Ответ:

Ввиду особой причинности нет ни сочетания, ни альтернативы (25)

Особая причинность [в том, что] от знания освобождение, а от действия "вкушение". Даже когда упоминается [подобное их сочетание] в незаинтересованном действии, то, поскольку оно [осуществляется] ради знания, [реального] сочетания нет. Нет и альтернативы – чтобы когда-то освобождались [посредством] знания, а когда-то посредством действия. И согласно шрути:

Я знаю этого великого Пурушу, солнцецветного, что за тьмою.
Познав его, минуют смерть, и нет другого пути18.

Приводит и другое опровержение [оппонента]:

Освобождение Пуруши не [может происходить] от того и другого – как от сна и бодрствования и от иллюзорного и неиллюзорного (26)

Иллюзорное – сон, неиллюзорное – бодрствование. Действия подобны сну, знание – бодрствованию. [Речь идет] ведь об одновременном сочетании [одного с другим], но сон и бодрствование одновременными не бывают, а потому не может быть также и сочетания знания и действия19.

[Оппонент.] Но и восприятие в бодрствовании обманчиво, подобно восприятию во сне, ибо [и здесь и там] природа восприятия.

В связи с этим сказано:

Даже в другом [состоянии иллюзорность] не абсолютна (27)

Даже в восприятии во сне иллюзорность не абсолютна, в отличие, например, [от случая с] "небесным человеком"20, и нет иллюзорности в связи с собственным Атманом, иначе [само понятие] сна будет призрачным21. Не верно и то, что [объекты] во сне суть совершенно не виданные [вещи, ибо они] были видимы в бодрствовании.

И не все, чего достигают йогины, только по воле, без видимых причин. В связи с этим сказано:

То же [относится] и к созданному волей (28)

У таких, как мы, нет осуществления [всего желаемого] по воле, потому не бывает и "достижений" в результате [одной только] добродетели, рожденной от йоги. Потому и [достигаемое йогинами] не призрачно22.

О том же сказано:

У очищенного вследствие "накопления созерцания" все – как у Пракрити (29)

Если Великий и прочие [начала] обладают [возможностью] производить следствия, опираясь на предшествующие [начала], а Пракрити производит следствия независимо ни от чего [другого], то и йогинам все удается вследствие "накопления созерцания" даже при отсутствии видимых причин23.

О том, что медитация ради созерцания, сказано:

Медитация – это устранение желания (30)

От желания – гуны раджас – подвижность, устранение ее – неподвижность, медитация. Как же это осуществляется?

Осуществляется это в результате подавления функции [менталитета] (31)

Функции [менталитета] – пять начиная с источников знания;24 в результате их подавления осуществляется это – медитация.

Как же осуществляется их подавление?

Осуществление этого – через сосредоточенность, положения тела и собственное дело (32)

Сосредоточенность – удержание сознания в области пупа и т.п. положения тела – свастика и т.п.25 Этими [словами] обозначаются дисциплина, культивирование, упражнение дыхания, удержание чувств. Собственное дело – совершение действий, предписанных в соответствии с кастой. Так осуществляется подавление функционирования [менталитета].

[Теперь сутракарин] называет положение тела, которое он считает предпочтительным:

Положение тела [должно быть] устойчивым и приятным (33)

Следует культивировать то положение тела, посредством которого [достигаются] устойчивость и приятное [ощущение].

О другом средстве подавления [флюктуации менталитета] сказано:

Подавление [флюктуации менталитета] – от выдоха и "задержки" (34)

Выдох – это освобождение легких, "задержка" – это остановка дыхания. Это – эллиптическая конструкция. Подразумевается также и наполнение легких.

А что же [представляет собой] то собственное дело?

Собственное дело – выполнение действий, предписанных своей стадией жизни26 (35)

[Это] ясно.

О другом средстве подавления флюктуации [менталитета] сказано:

Также посредством индифферентности и упражнения (36)

Посредством индифферентности – двух видов: низшей, т.е. мысли "Хватит!" и высшей, [которая есть] не что иное, как ясность познания. Посредством упражнения – посредством постоянно [возобновляемой] медитации. [Слово] "и" – для соединения [двух понятий].

В связи с различением классов функций [менталитета] сказано:

Видов заблуждения – пять (37)

Незнание – ложное знание, "самость" – примысливание-себя, желание – вожделение, ненависть – гнев, привязанность [к жизни] – страх [за нее]. Так посредством объектов обозначен "обладатель объектов" – познание27.

О неспособности сказано:

Неспособность двадцати восьми видов (38)

Об удовлетворенности сказано:

Удовлетворенность девяти видов (39)

О достижениях сказано:

Достижения восьми видов28 (40)

Среди [этих] четырех [видов состояний сознания] описываются [вначале] разновидности заблуждения:

Подразделения [заблуждения] – как ранее (41)

Как ранее – [как] в изложении древних учителей. [Подразумеваются] 62 разновидности заблуждения. [А именно,] "темнота" – незнание, представление о том, что Пракрити, Великий, Эготизм и 5 танматр суть Атман, – восьмерична, ввиду 8 [ее] объектов. [Далее,] боги полагают, что [сверхспособности] начиная с атомарности принадлежат Атману – это "омрачение", что [также] восьмерично ввиду 8 [соответствующих] объектов. [Далее,] "великое омрачение" или желание, ввиду того что 5 танматр, начиная со звука, [распределяются] на божественные и не-божественные, десятерично вследствие наличия [у него] 10 "объектов". [Далее,] "мрак" или ненависть – это когда 10 [объектов], начиная со звука, и 8 сопровождающих их [сверхспособностей], начиная со способности быть невидимым, кем-то портятся, [и мрак] восемнадцатиричен ввиду наличия [здесь] 18 объектов. [Далее,] "мрак кромешный" или привязанность, страх – [когда] боги, услаждающиеся ими, испытывают соперничество асуров – восемнадцатиричен, ввиду наличия [здесь] 18 объектов. Вот 63 [разновидности заблуждения]29.

О разновидностях неспособности сказано:

Столько же – другого (42)

Другого – неспособности столько же. [Всего] 11 дефектов индрий:

Глухота, проказа, слепота, также отсутствие вкуса и запаха,
Немота, паралич, хромота, импотенция, запор и глупость30.

В связи с ними [говорится] об 11 [дефектах] интеллекта. [Далее, имеются] 9 [разновидностей] удовлетворенности, 8 достижений – противоположности им, [они составляют] 17 [разновидностей неспособности] интеллекта. Вот 28 видов. О разновидностях удовлетворенности сказано:

Удовлетворенность десяти видов, ввиду различия "внутренних" [видов] и других (43)

4 "внутренних" [вида] производятся представлением о не-Атмане как об Атмане. Словами "и других" [обозначаются] 5 "внешних".

"Если освобождение от видения Пракрити, то ее именно следует почитать. Что [нам] до Атмана?" – эта [разновидность] удовлетворенности, именуемая "пракрити", называется "вода". "Даже от различительного знания [освобождение] не [наступает] мгновенно, ибо [это] не наблюдается, но требуется соблюдение обетов" – эта вторая [разновидность] удовлетворенности, именуемая "средства", называется "поток". "Но и от обетов [освобождение] не [наступает] мгновенно, но со временем" – эта третья удовлетворенность, именуемая "время", называется "течение". "Но и со временем не все освобождаются", а [кому] посчастливится – эта четвертая удовлетворенность, именуемая "счастье", называется "дождь". [Все они] "внутренние", так как относятся к Атману.

"Внешних" пять вследствие воздержания от пяти объектов. Первая удовлетворенность, [порождаемая] воздержанием при [наблюдении] страданий от приобретения объектов, называется "переводящая". Вторая удовлетворенность, [порождаемая] воздержанием при [наблюдении] страданий от защиты [приобретенного], называется "хорошо переводящая". Третья удовлетворенность, [порождаемая] воздержанием при [наблюдении] страдания, когда постигают преходящий [характер вещей], называется "совершенно переводящая". Четвертая удовлетворенность, [порождаемая] воздержанием при [наблюдении] страдания, когда ["вкушающего"] настигают пороки "вкушения" [объектов], называется "все-превосходная вода". "Не убив живые существа, нельзя достичь "вкушения" – эта пятая удовлетворенность при воздержании [от объектов] называется "высшая вода". Вот 9 видов [удовлетворенности]31.

О разновидностях достижений сказано:

Достижений начиная с размышления – восемь (44)

Размышление – дискурс32, осмысление – это первое достижение – называется "переправляющее". Познание слов [текстов], – второе достижение, – называется "благополучно переправляющее". Изучение, – третье достижение, – называется "совершенно переправляющее". Общение с учителями и учениками, – четвертое достижение, – называется удовольствие. Внешняя и внутренняя чистота, – пятое достижение, – называется "вечная радость". Преодоление страдания от себя, – шестое достижение, – называется "наслаждение". Преодоление страдания от живых существ, – седьмое достижение, – называется "услада". Преодоление страдания от божественных существ, – восьмое достижение, – называется "блаженство". Таким образом [достижения] 8 видов33.

В общем четыре вида [состояния сознания] – заблуждения, неспособности, удовлетворенности, достижения – 50 разновидностей.

[Теперь сутракарин] говорит о том, как достижение [реализуется] через оставление предшествующего [на стадии] последующего:

Нет от другого без отказа от предыдущего (45)

От другого – от неспособности без отказа от предыдущего – без избавления от заблуждения нет достижения. Таким образом, достижение [неосуществимо] после удовлетворенности без избавления от неспособности. Также [оно] невозможно без избавления и от той [удовлетворенности]34.

Индифферентность [может быть только] при наличии миропроявления. Скольких же видов последнее?

Деления на божественное и прочие [виды] (46)

Слова "и прочие" [указывают] на 6 видов. Сказано ведь:

Божественного и прочих видов – 6, сансара – от действия:
Боги, демоны, люди, духи, обитатели ада, также животные.
Неподвижные объекты включаются в [число] обитателей ада35.

[Оппонент.] Поскольку активность – способ бытия Пракрити и миропроявление [должно быть] всегда, освобождения не будет.

В связи с этим сказано:

Миропроявление от Брахмы до травинки36 ради того – до различительного [знания] (47)

Ради того – для Пуруши, т.е. ради освобождения миро-проявления. Этот способ бытия Пракрити до [появления] различительного [знания] – пока различительное знание не явится, ибо собственной природы не одолеть37.

Где и как [осуществляется] миропроявление?

Наверху преобладание саттвы (48)

В божественном мире.

О миропроявлении в мире нагов сказано:

Внизу преобладание тамаса (49)

В [аду] патала.

О миропроявлении в царстве смертных сказано:

В середине преобладание раджаса (50)38

Преобладание – обилие.

Но каким образом разнообразие миропроявления [происходит] от Пракрити через взаимное соединение отдельных гун?

Вследствие разнообразия действий поведение Прадханы подобно [поведению] природного слуги (51)

Подобно тому как разумный природный слуга осуществляет разнообразную работу ради пользы господина, так и Прадхана осуществляет разнообразное миропроявление ради Пуруши. Вследствие разнообразия действий – усвоения [различных] действий39.

Поскольку [человек уже] осуществляет свои цели, восходя ко все более высоким мирам, зачем еще освобождение?

Даже при этом возвращение – даже ввиду обретения все более высоких рождений от [этого] всего следует избавиться (52)

Даже при обретении все более и более высоких рождений [неизбежно] возвращение в сансару. Потому от сансары следует избавиться.

О том же сказано:

Страдание, порождаемое старостью и смертью, одинаково (53)

[Во всех состояниях], начиная с Брахмы и кончая травинкой.

Если цели осуществляются уже через "растворение" в Пракрити – причине [мира], зачем еще освобождение?

Через "погружение" в причину цели не осуществляются – как погрузившийся [в воду вновь] всплывает (54)

Было бы так, [как вы говорите], если бы "погрузившийся" в Пракрити не возвращался вновь [в сансару]. Но [дело обстоит] по-другому, как [о том] свидетельствуют [положения] шрути о повторном возвращении. Сказано ведь:

Десять периодов Ману пребывают здесь размышляющие об индриях,
Полных сто – размышляющие об элементах, тысячу – об Эготизме,
Десять тысяч – размышляющие об Интеллекте, свободные от печали,
Полных сто тысяч – размышляющие о Непроявленном.
Когда же достигается безгунный Пуруша, время останавливается40.

Подобно тому как нырнувший в воду вновь всплывает, то же [происходит] и с "погрузившимся" в Пракрити, таков смысл.

[Оппонент.] Если Атман не причастен закабалению вследствие [своей] вечности, то [это же относится] и к Прадхане.

В связи с этим сказано:

Даже не будучи следствием подвержена этому, ввиду зависимости от другого (55)

То, что [Прадхана] не является следствием [чего-либо иного], несущественно – [существенна] зависимость [ее] от другого. Подвержена этому – связана с закабалением.

Какой природы высший Атман?

Ведь он всезнающий и вседействующий (56)

Такова иллюзия вследствие того, что [Атман] отражается в Пракрити.

[Оппонент.] Но почему бы [его] действенности не быть реальной, а надо измышлять [какое-то] отражение? Ведь таким [действующим] найяики принимают и Ишвару.

В связи с этим сказано:

Существование такого Ишвары подтверждается (57)

Если Ишвара – Атман, как считаем мы, то пусть [он] будет. А то, что считают найяики, неавторитетно. Об этом уже шла речь в сутре "Существование Ишвары..." первого раздела и в сутре "Ради освобождения [уже]освобожденного..." [в начале] второго раздела, где обсуждалось действие Прадханы ради себя и ради другого. В данном случае "ради себя" было [употреблено] в фигуральном смысле.

О предназначенности для другого сказано:

Миропроявление Прадханы ради другого – ввиду того, что сама не может быть "вкусителем", как верблюд, везущий шафран (58)

Даже [в случае] с наделенными сознанием [существами] наблюдается деятельность ради другого, как, например, у верблюда, везущего шафран. У бессознательной же Пракрити, не способной ко "вкушению" [по определению], деятельность [может быть] только ради другого.

[Оппонент.] Наблюдается деятельность сознательного [существа], но не бессознательного.

Ответ:

Даже при бессознательности у Прадханы действие как [в случае] с молоком41 (59)

Как лишенное создания молоко действует ради [выращивания] теленка, так и Прадхана ради Пуруши.

Приводится и другой пример:

Или как труды, – что очевидно, – [зависят] от времени и прочего (60)

Подобно тому как труды, осуществляемые крестьянином, – сеяние зерна и т.д., дают плоды только в свое время, а деревья лишены сознания42. Слова "и прочего" указывают на "невидимое".

[Оппонент.] Но ведь и верблюд, как наблюдается, работает, ожидая битья, а лишенная сознания Пракрити ничего ожидать не может.

В связи с этим сказано:

Активность по природе, не намеренная, как в случае со слугой (61)

Как природный слуга без всяких рассуждений, по собственной природе43 выполняет работу для хозяина, так и Пракрити.

Предлагается и другая постановка вопроса:

Или вследствие "привлечения" действий, которое безначально (62)

Прадхана функционирует вследствие "привлечения" добродетели и не-добродетели по причине безначальности сансары, подобно тому как даже лишенные сознания деревья приносят плоды вследствие кармы людей44.

Благодаря разнообразию аргументов повторение не становится тавтологией. Потому сказано:

Прекращение миропроявления Прадханы – вследствие [появления] обозначения различия, как [в случае] с поваром после [окончания] готовки (63)

Миропроявление [осуществляется] ради Пуруши. Его же прекращение [наступает] вследствие [появления] знания о различии Прадханы и Пуруши, подобно тому как повар устраняется [от своей работы], приготовив еду.

[Оппонент.] Но не наблюдается, чтобы освобождение [наступило] даже после [появления] различительного знания от наставления.

В связи с этим сказано:

Один оставляет другое ввиду его порока (64)

Не так, чтобы освобождение [наступило] вследствие любого знания45, но один – отличный от индрий Атман, другое – Пракрити оставляет – отделяет [от себя] посредством медитации и т.д., ввиду ее порока – вследствие созерцания таких пороков Пракрити, как изменчивость и т.д.

О природе освобождения сказано:

Освобождение – это устраненность того и другого или одного (65)

Того и другого – Пракрити и Пуруши. Устраненность Пракрити – прекращение [ее] деятельности по отношению к [Пуруше, уже] обладающему различительным знанием; устраненность Пуруши – [его] непривязанность к Пракрити. Одного – Атмана, поскольку он главный.

[Оппонент.] Но при устраненности Пракрити, по природе активной, неизбежно освобождение всех.

Ответ:

Не прекращает воздействия на других посредством миропроявления, как в случае со змеей, [прекращающей воздействие только] на того, кто осознал реальность веревки (66)

Активное по природе не может устраниться [от деятельности], иначе [оно] лишится собственной природы. Но и после прекращения действия по отношению к достигшим различения не прекращает воздействия – осуществления миропроявления по отношению к незнающим. Подобно тому как змея – мираж змеи исчезает для того, кто, приняв веревку за змею, осознал реальность веревки, но не для тех, кто эту реальность [еще] не осознал46.

Теперь приводится обоснование [этого]:

И ввиду связи с кармой как действующей причиной (67)

Поскольку по отношению к достигшему различения отсутствует действующая причина, карма, то нет роста без семени. Также согласно шрути:

Развязывается узел сердца, развеиваются все сомнения,
Исчерпываются и его дела, когда [он] видит высшее и низшее47.

Поскольку "невидимое" – следствие Интеллекта, пусть оно соучаствует и в возникновении Эготизма и других [начал], но где соучастие "невидимого", когда Пракрити производит свои следствия?

Даже при независимости неразличение – действующая причина "услуг" Пракрити (68)

Даже при независимости – от "невидимого" – Пракрити имеет помощника [в виде] неразличения.

[Сутракарин] приводит пример в связи с прекращением деятельности Пракрити:

Прекращение деятельности Прадханы вследствие того, что задача выполнена – как [в случае] с танцовщицей48 (69)

Подобно тому как танцовщица уходит со сцены, когда интересы аудитории удовлетворены, так и Пракрити прекращает миропроявление, когда осуществлена цель Пуруши – различение.

[Оппонент.] Но даже прекратившая деятельность Пракрити может по какой-то причине возобновить ее. В связи с этим сказано:

Когда [ее] недостатки обнаружены, Прадхана [более] не приближается, подобно благородной женщине (70)

Когда [Пракрити] познает свои пороки посредством различения49, [она уже] не приближается [к Пуруше], подобно тому как благородная женщина, увиденная чужим мужчиной, скрывается [со словами:] "Больше меня уже не увидят!"50

[Оппонент.] Кто закабален, тот и освобождается. К Пуруше же ни то, ни другое не относится. В связи с этим сказано:

Закабаление и освобождение не [относятся] к Пуруше в абсолютном смысле – помимо неразличения (71)

[Сами понятия] закабаления и освобождения [происходят лишь] от неразличения Пракрити и Пуруши, т.е. суть только иллюзия51.

Поскольку неистинное должно основываться на [чем-то] истинном, то у кого же истинные закабаление и освобождение52?

К Пракрити [они относятся] реально, как связанной – наподобие животного (72)

Реально – истинно. Как связанной – как связанной с Гунами, подобно тому, как животное связывается веревками53. Потому закабаление и освобождение Пракрити реальны. Закабаление – это деятельность по отношению к не достигшему различения, освобождение же – это прекращение деятельности по отношению к достигшему различения. Потому не будет и ошибки лишения [Пракрити] ее природы54.

Какими формами Пракрити связывает Атмана и какими освобождает?

Пракрити связывает себя посредством семи форм, подобно шелковичному червю, и освобождается посредством одной формы (73)

Посредством семи форм – добродетелью, индифферентностью, сверхспособностями, не-добродетелью, не-знанием, неиндифферентностью, не-способностями связывает себя и освобождается посредством одной формы – знания.

[Оппонент. Известно, однако,] что услаждение и освобождение [происходят соответственно] от действий, [сопровождаемых] желанием и отсутствием желания. Если их отбросить, будет потеря "очевидных" [плодов]55.

Ответ:

Неразличение – действующая причина, потому нет потери "очевидного" (74)

"Невидимое" есть причина освобождения опосредованно – через знание. Причина же сансары – отсутствие различения. Потому нет потери "очевидного" [результата].

А как осуществляется различение?

Осуществление различения – в результате осознания и изучения истины: "Не это! Не это!" (75)

[Это] ясно. И согласно шрути: "И он не это, не это, Атман непостижим, ибо не постигается, неразрушим, ибо не разрушается" и т.д.56.

[Оппонент.] Если освобождение [осуществляется] посредством изучения истины и прочего, то освобождение должно наступить у всех адептов непосредственно после наставления, ибо изучение [у всех] одинаково.

В связи с этим сказано:

Ввиду различия адептов нет [общего] правила (76)

Вследствие различия высших, средних и низших по способностям нет правила, [что все освобождаются] одновременно.

Но если освобождение от различения, как же наблюдается "вкушение" и у различающего?

Вследствие возвращения [уже] преодоленного даже у среднего адепта имеет место "вкушение" (77)

У лучших адептов "вкушения" нет. У средних "вкушение" – лишь возвращение прошлых "отпечатков", ибо [реальное "вкушение"] преодолено познанием: "Довольно!" [Средний же адепт] "вкушает" [с мыслью:] "Я "вкушаю", вследствие "потребления", то действие, которое уже начало плодоносить.

О природе среднего адепта сказано:

И освобожден при жизни (78)

[Он] освобожден подобно [окончательно] освобожденному ввиду отсутствия [у него] желания и невозникновения добродетели. И согласно шрути:

Если человек размышляет об Атмане: "Это – я",
То из-за каких желаний или вожделений ему здесь печалиться57?

[Оппонент.] Освобождение при жизни – это бездоказательно.

В связи с этим сказано:

Это следует из наличия наставляемых и наставников (79)

Лучший адепт наставником быть не может, так как [вообще] не замечает внешнего [мира], худший также быть им не может, [но уже] по причине незнания, хотя [может быть] наставляемым. Наставник – это средний адепт. Отсюда это следует – [необходимость] наличия освобожденных при жизни.

Приводится и доказательство [сказанного]:

И шрути свидетельствует [о том же] (80)

Сказано: "Ведь знающий даже при жизни освобождается от радости и печали".

[Оппонент.] Но пусть и "медленно различающий" будет наставником.

В связи с этим сказано:

Иначе слепые будут учить слепых (81)

И учитель незнающий, и ученик такой же!

[Оппонент.] Ведь освобождение от знания при наставлении. Почему же освобождение не наступает сразу после наставления, зачем [еще] отсрочка?

Сохраняющий тело подобен вращающемуся колесу58 (82)

Как [гончарное] колесо после того, как убирают палку, вертится [только] в силу инерции, так и у достигших различения нет мгновенного освобождения вследствие того, что действия, "поддерживающие" тело, не "исчерпались", но [освобождение наступает] с "исчерпанием" [этих] действий посредством их "потребления". Ведь согласно шрути:

"Посвящением" освобождается человек, но остается [еще] в теле.
Горшок на гончарном колесе вращается, даже "завершенный"59.

Потому может быть освобождение [еще] при жизни. Об этом сказано:

Это осуществляется при минимальном импульсе60 (83)

[Подразумевается] осуществление [состояния] освобождения при жизни.

Когда же [наступает] конечное освобождение?

От различения после полного прекращения страдания исполнение цели, не от другого, не от другого (84)

После полного прекращения страданий трех видов вследствие различения [наступает] осуществление целей, ибо достигнуто высшее освобождение. Не от другого – не от действия. "Не от другого" удваивается при завершении раздела.

Здесь завершается посвященный [состоянию] индифферентности раздел III комментария к сутрам, разъясняющим санкхью Капилы. После [изложения состояния] индифферентности начинается раздел IV, содержащий повествования для просвещения учеников.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 871
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • "ПОКРОВЫ", "ТЕЛА" и "ПЛАНЫ": СВОДНАЯ ТАБЛИЦА | СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПОКРОВЫ, ТЕЛА, ПЛАНЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ
  • В. С. Соловьев. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ IV НАЧАЛА ОРГАНИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ продолжение Понятие абсолютного.
  • В. С. Соловьев. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ V НАЧАЛА ОРГАНИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ продолжение: относительные категории,
  • В. С. Соловьев. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ | Примечания Этот закон, логически формулированныйГегелем, был применен, с
  • В. С. Соловьев. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ I ОБЩЕИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ о законе исторического развития
  • В. С. Соловьев. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ II О ТРЕХ ТИПАХ ФИЛОСОФИИ Свободная теософия
  • В. С. Соловьев. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ III НАЧАЛА ОРГАНИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ: характеристика цельного знания.
  • Дж.Беркли. ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Часть I2Для всякого,
  • Дж.Беркли. ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ | Примечания Эта работа 150 главное теоретическое сочинение Джорджа
  • Дж.Беркли. ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 126-156 Было замечено в другом месте 15
  • Дж.Беркли. ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 101-125 Два больших отдела умозрительной науки, которыекасаются
  • Дж.Беркли. ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 76-100 Существуют ли такие идеи в духе
  • Дж.Беркли. ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 51-75 В-седьмых, по этому поводу спросят, не
  • Дж.Беркли. ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 26-50 Мы воспринимаем постоянную последовательность идейнекоторые из
  • Дж.Беркли. ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Введение Так как философия есть не что
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Предисловие В данной книге я вновь обращаюсь к
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | II. ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Поскольку
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Часть Первая ПОНИМАНИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ОБЛАДАНИЕМ И БЫТИЕМ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | IX. ЧЕРТЫ НОВОГО ОБЩЕСТВА НОВАЯ НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | VIII. УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕРТЫ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Часть Третья НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И НОВОЕ ОБЩЕСТВО VII.
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | VI. ДРУГИЕ АСПЕКТЫ ОБЛАДАНИЯ И БЫТИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 150
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | V. ЧТО ТАКОЕ МОДУС БЫТИЯ Большинство из нас
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Часть Вторая АНАЛИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ДВУМЯ СПОСОБАМИ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | III. ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ В ВЕТХОМ И НОВОМ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Примечания Глава I Хокку 150 жанр японской поэзии,
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 15 ВАША ЖИЗНЬ, ВАШЕ ТВОРЕНЬЕ Гусеница становится
  • П. Тиллих. МУЖЕСТВО БЫТЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VI МУЖЕСТВО И ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ Мужество принять
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 14 ПАТОЛОГИЯ ВЫСОТ Это может показаться странным,
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 13 ЛУЧШИЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ По одной восточной легенде,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь