Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1971.
Может быть показана также возможность расширения категориального строя психологии за пределами базисного и метапсихологического уровней, что позволяет судить о предшествующих базисному уровню "протопсихологических категориях" и выстраивающихся над метапсихологическом уровнем "экстрапсихологических категориях". Эта постулируемая здесь возможность реализована в заключительном разделе книги, где конструируется общая категориальная система психологии, включающая в себя 4 уровня (24 психологические категории).
Совместно с В.А.Петровским.
Вернадский В.И. О науке. Т. 1. Дубна, 1977, с. 143.
Grmek M.D. A Plea for Freeing the Scientific Discoveries from Mith. In: On Scientific Discovery. Ed by M.D.Grmek, Robert S.Cohen and J.Cimino. London, 1977.
Быть может, первый уникальный прецедент связан с научным открытием, которое легенда приписывает одному из древнегреческих мудрецов Фалесу, предсказавшему солнечное затмение. Тирану, пожелавшему вознаградить его за открытие, Фалес ответил: "Для меня было бы достаточной наградой, если бы ты не стал приписывать себе, когда станешь передавать другим то, чему от меня научился, а сказал бы, что автором этого открытия являюсь скорее я, чем кто-либо другой".
Эти структуры призваны выявить в потоке исторических событий особое направление исследований, ставящее своей целью категориальный анализ развития психологического познания (см. ниже).
В популярной литературе описываются различные эпизоды, с которыми предание связывает открытия. Эти эпизоды один американский автор объяснил под формулой "три В". Имеются в виду начальные буквы английских слов: "bath" (ванна, из которой выскочил Архимед), "bus" (омнибус, на ступеньке которого Пуанкаре неожиданно пришло в голову решение трудной математической задачи) и "bed" (постель, где физиологу Леви приснился опыт, доказывающий химическую передачу нервного импульса).
Конечно, эти ответы формулируются не для него, но, вслушиваясь в них, он оказывается участником диалога, когда, опираясь на извлеченный из текстов ответ (который он не мог бы получить, если бы не обращался к этим текстам с собственным вопросом), не удовлетворяется им, а вступает в спор, приводит контраргументацию, продвигаясь тем самым в познании предмета.
Выдающимся теоретиком и исследователем диалогической природы познания (открытой Сократом) был М.М.Бахтин, продуктивные идеи которого все еще недостаточно ассимилированы в психологии, привыкшей представлять сознание "безголосым".
Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. М., 1982, с. 158.
См.: Шатерников М.Н. Биографический очерк И.М.Сеченова // Сеченов И.М. Избр. труды. М., 1935, с. 15.
С целью решения этой задачи Эббингауз изобрел так называемые бессмысленные слоги, что, по мнению Титченера, явилось самым выдающимся открытием в психологии со времен Аристотеля.
Muller-Freienfels R. Die Psychologie der Wissenschaft. Berlin, 1935, S. 100.
Или цель действия в волевом акте. Предполагалось, что мыслительный и волевой акты строятся по общему принципу. Реагирование в ответ на раздражитель нажатием на ключ (волевой акт) не отличается от реагирования словом (мыслительный акт).
Boring Е. Eponim as Placebo. In.: XVII International Congress of Psychology. Proceedings. Amsterdam, 1964, pp. 9-23.
Carlyle Th. On Heroes, Hero Worship and the Heroic in History. London, 1840.
Подробнее об этом см.: Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.
См.: Кант И. Соч. в 6-ти томах. Т. 3. М., 1964, с. 338.
См.: Павлов И.П. Ответ физиолога психологам. Павлов И.П. Полн. собр. соч. в 6-ти томах, 2-е изд. Т. 3. Кн. 2. М.-Л., 1951.
Подробнее об этом см.: Ярошевский М.Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.
Ухтомский А.А. Собр. соч. Т. 1. Л., 1950, с. 317.
Там же, с. 258.
Там же, с. 194.
Павлов И.П. Письма к невесте // Москва. №10. 1952, с. 155.
См.: Павлов И.П. Полн. собр. соч. в 6-ти томах, 2-е изд. Т. 6. М.-Л., 1959, с. 265-267.
См.: Ярошевский М.Г. Оппонентный круг и научное открытие // Вопросы философии. №10. 1983, с. 49-62.
Naturwissenschaft, 1922, S. 48.
Reichenbach Н. The Rise of Scientific Philosophy, 1954.
Popper К. The Logic of Scientific Discovery, 1963.
А по известной концепции К.Поппера даже к "трем мирам" проблемно-научному, психическому и физическому.
Так, согласно Т.Куну, кризису в науке и следующей за ним научной революции (смене одной парадигмы другой) предшествует осознание "аномалий" в составе научных знаний, причем это осознание "встроено в природу перцептивного процесса самого по себе" (Kuhn Т. The Structure of Scientific Revolutions, 1962) и реализуется тем же механизмом, который действует при быстром восприятии неадекватных изображений (игральных карт) в тахистоскопе. Тем самым появление в составе научных знаний новаторских идей, несовместимых с исторически сложившейся парадигмой, объясняется универсальными особенностями процесса чувственного восприятия.
Представление об "инкубации" встречается во многих теориях творческого процесса. Оно отражает одну из его реальных сторон, а именно подготовленность открытия предшествующей "автоматической" работой ума. Главная трудность, однако, заключается в том, чтобы дать причинную трактовку этой работы. В противном случае подсознательное выступает в роли агента, который способен все объяснить, но сам не нуждается в объяснении.
См.: Ярошевский М.Г. Л.Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.
Павлов И.П. Полн. собр. соч. в 6-ти томах, 2-е изд. Т. 3. Кн. 1. М.-Л., 1951, с. 39.
Там же, с. 325.
Там же, с. 335.
Условный рефлекс Павлов осмысливал как междисциплинарное понятие, обозначающее "такое элементарное психическое явление, которое целиком с полным правом могло бы считаться вместе с тем и чисто физиологическим явлением".
В России в 20-х годах все ведущие психологи (П.П.Блонский, К.Н.Корнилов, М.Я.Басов, Л.С.Выготский) включали это понятие в состав своих концепций. Выготский (1927) считал учение об условных рефлексах отраслью психологической науки, относя его, вопреки решительному отрицанию Павловым зоопсихологии, именно к последней.
Готовя обзор развития науки за первое послеоктябрьское десятилетие, Выготский считал высшим достижением советской психологии учение об условных рефлексах.
Не только американские, но и русские авторы видели в учении Павлова об условных рефлексах ветвь психологии. В частности, Л.С.Выготский в своем трактате "Исторический смысл психологического кризиса" относит павловскую концепцию к разряду психологических систем. (См.: Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. М., 1982, с. 293 и посл.)
Подробнее об этом см.: Ярошевский М.Г Наука о поведении: русский путь. Москва-Воронеж, 1996.
Хотя он не был знаком с Сеченовым, однако всегда называл его только по имени-отчеству.
Павлов И.П. Полн. собр. соч. в 6-ти томах, 2-е изд. Т. 1. М.-Л., 1951.
Freud S. Collected Papers, 1. London, 1950, p. 297.
Bonaparte М., Freud A., Kris Е. (Eds). The Origins of Psychoanalysis. N.Y., 1954, p. 275.
По мнению главного биографа Фрейда Э.Джонса, это обстоятельство позволило Фрейду освободиться от комплекса, создаваемого ролью отца в бессознательной жизни личности. "Евангелие" психоанализа "Толкование сновидений" было написано через два года после кончины отца Фрейда. См.: Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1997.
Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. М., 1982, с. 429.
Эпифеноменализм учение о том, что психические акты не имеют самостоятельной ценности и не являются причинными факторами поведения.
Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1, с. 407.
Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950, с. 623.
Павлов И.П. Полн. собр. соч. 2-е изд. Т. 3. Кн. 1. М.-Л., 1951, с. 39.
Эта установка была задана влиятельной на Западе философией позитивизма, сводящей содержание науки к непосредственному опыту субъекта (чтобы избежать бесплодного умозрения).
Hull С. Principles of Bechavior. N.Y., 1943.
Huxley Т.Н. On the hypothesis that animal are automata and it's history. Fortnightly Review, 1874, p. 566.
Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1 , с. 296.
Там же, с. 306.
Там же, с. 298.
Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии, 2-е изд. М., 1974.
Особым ответвлением в гештальтпсихологии стала школа Левина, облик и авторитет которой обусловили разработка категории мотива.
Научная психология не имеет возможности строить свой собственный язык иначе, как используя термины из других смысловых контекстов, которые приобретают поэтому однозначно-психологическое содержание лишь в результате аккумуляции признаков, накапливаемых благодаря успехам конкретного исследования собственно психологических закономерностей. Это же относится и к термину "образ".
Существует мнение, будто образ является не психологической, а философской категорией. Аналогичное мнение высказывается и в отношении категории личности, которая квалифицируется в качестве социально-исторической. Конечно, всякому термину присущ момент условности, конвенциональности. Однако признание за термином психологического (или любого иного статуса) должно базироваться не на умозрительных, а на реально-научных основаниях, вытекать из действительных успехов позитивного изучения психической реальности. Чем значительнее эти успехи, тем резче демаркационная линия между конкретно-научным (в частности, психологическим) и любым иным значением терминов. Термины "образ", "действие", "чувство", "личность" и др. возникли и употребляются и во внепсихологических контекстах. Научно-психологическими они стали с тех пор, как благодаря построению соответствующих конкретно-научных гипотез и концептуальных схем, разработке и применению соответствующих экспериментальных, математических методов определенные сферы психической деятельности из объекта стали предметом научного знания.
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме, с. 117.
М. De Mey. The Cognitive Paradigm. L., 1982, p. 228.
Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958, с. 30.
Миллер Дж., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1965, с. 15.
Там же, с. 233.
См.: Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л., 1964.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965, с. 379.
См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23, с. 188.
Как известно, подобные "случайные" опыты могут приводить к важным теоретическим результатам.
См.: Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961, с. 170.
Это восприятие может быть как адекватным своему предмету, так и иллюзорным, когда, например, два равных шара после установочных опытов воспринимаются как неравные.
Подчеркнем еще раз, что действие не должно быть отождествлено с реакцией, мышечным движением, операцией и другими изменениями поведения, представляющими лишь различные фрагменты живого действия, производимого индивидом.
Предполагаемая понятием об установке идея организации действия во времени соединяла в характеристике поведения в качестве нераздельных два момента: зависимость от предшествующего состояния субъекта и прогностическую ориентацию.
Ухтомский А.А. Собр. соч. Т. 1. М., 1950, с. 125.
Там же.
Там же, с. 317.
Там же, с. 306.
Там же, с. 310.
Этот феномен стал предметом специальной психологической разработки в концепции Фрейда о "рационализации" и концепции Л. Фестингера о когнитивном диссонансе.
Эмоциональный стресс. Л., 1970, с. 19.
Это явление было известно в психофизиологии органов чувств под названием "негативная адаптация", то есть падение чувствительности органа в результате длительного воздействия раздражителя. Но такая адаптация ("привыкание") не соотносилась с деятельностью активирующей системы и не осмысливалась в контексте проблемы и категории мотивации.
Поскольку эмоции относятся к мотивационной сфере жизнедеятельности, их сложность (а стало быть, и подверженность организма эмоциональным расстройствам) также возрастает соответственно перемещению вверх по эволюционной шкале.
Как пишет один из известных американских специалистов по психологии мышления Дж. Гилфорд, "ни один феномен или предмет, в отношении которого психология несет единственную в своем роде ответственность, не игнорировался столь долго и не стал изучаться столь оживленно, как творчество" (Guilford J. P. Some Theoretical Views on Creativity. "Contemporary Approaches to Psychology". Princeton, 1967, p. 419).
Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995, с. 352.
См.: там же, с. 344.
Цит. по: Smith R. The Fontana History of the Human Sciences. London, 1967, p. 863.
Даже Л.Н.Толстой, высоко оценивая Вундта, ставил его рядом с Дарвином и Сеченовым.
Л.С.Выготский в те годы даже отважился сказать: "сверхчеловек". Но меня при подготовке к изданию соответствующего тома его собрания сочинений официальный цензурный орган вынудил вычеркнуть из рукописного текста Выготского этот "ницшеанский оборот" и заменить его на "новый человек" (см.: Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1 , с. 436).
Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 6. М., 1984, с. 244.
Там же. Т. 1, с. 407.
Там же. Т. 2. М., 1982, с. 8.
Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск, 1996, с. 216.
Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 4. М., 1983, с. 383.
Там же, с. 338.
Там же, с. 335.
Там же, с. 250.
Там же, с. 277.
Там же, с. 282.
Там же, с. 379.
Там же, с, 383.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, с. 6.
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, с. 51 .
Там же.
Там же, с. 210.
Там же, с. 215.
Там же, с. 182.
Там же, с. 50.
В четырехуровневой категориальной системе, рассмотренной в заключительной главе книги, личность включена в более высокий (экстрапсихологический) уровень.
Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв. Т. 1. М., 1983, с. 385.
Данный параграф и следующий ("Л.С.Выготский о личности") написаны при участии В.А.Петровского.
Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность? М., 1979, с. 216.
Гегель Г. Работы разных лет. Т. 2. М., 1971, с. 10.
Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983, с. 41.
Там же, с. 75.
Там же, с. 144.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1926, с. 257.
Там же, с. 258.
Там же, с. 252.
Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., 1982, с. 250-260.
Там же, с. 256.
Там же, с. 257.
См.: Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии, №1, 1985; его же. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996, с. 506.
Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея, с. 257.
В английском языке только communication.
Понятие о надсознательном уровне психической активности личности введено М.Г.Ярошевским. Различие между этими двумя уровнями (подсознательным и надсознательным) может быть пояснено простым примером. В процессе припоминания какого-либо события субъект воспроизводит усвоенную им прежде информацию. В этом случае она сохраняется на подсознательном уровне. Решая же творческую задачу, личность создает новую информацию, которой прежде не существовало ни в его индивидуальном, ни в социальном опыте. Она осознается уже после того, как добыта (притом не всегда самим субъектом в ее истинном значении). В этом случае работа мысли совершается на надсознательном уровне. К.С.Станиславский, а затем П.В.Симонов говорили о сверхсознании, но в несколько ином смысле.
Автор главы В.А.Петровский.
Развитие ребенка / Под ред. А.В.Запорожца, Л.А.Венгера. М., 1968, с. 130.
Автор параграфа М.Г.Ярошевский.
Морено Дж. Социометрия. М., 1958, с. 158.
Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965, с. 304.
Герцен А.И. Собр. соч. в 30-ти томах. Т. 9. М., 1956, с. 211-212.
"Эффективность неэффективность" как характеристика группы высокого или невысокого уровня развития определялась по трем критериям: эффективность спортивной деятельности; адекватность поведения спортсмена как общесоциальным, так и профессиональным нормам; создание условий для полноценного развития личности.
См.: Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976, с. 133.
Параллельно этому направлению В.Вундт также, вслед за своей идеей экспериментальной психологии, выдвинул план разработки "психологии народов", написал на эту тему десять пространных томов.
Цит. по: Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983, с. 116.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20, с. 545.
Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. М., 1982, с. 352.
Об этом рассказано в "Павловских средах" (раз в неделю по средам Павлов собирал в десять часов утра сотрудников своих лабораторий для обсуждения результатов опытов, а также общих проблем учения о высшей нервной деятельности). В стенограмме одной из сред записано: "Иван Петрович рассказал об описанном Фрейдом случае излечения истерического психоза" (Павловские среды. Т. 1, с. 69).
Более подробно см.: глава 1, параграф "Оппонентный круг".
Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. М., 1982, с. 115.
Там же, с. 122.
Павлов И.П. Полн. собр. соч. в 6-ти томах, 2-е изд. Т. 3. Ч. 2. М.-Л., 1951, с. 232.
Винер Н. Кибернетика. М., 1958, с. 185.
Вагнер В.А. Герцен как натуралист // Вестник Европы. 1914, №9, с. 22.
Это место в "Биопсихологии" вызвало в 20-х годах упреки со стороны Ю.Фролова. По поводу критики Вагнером антропоморфического понимания "способности" муравьев к взаимопомощи Ю.Фролов иронически замечает, что "В.Вагнер посвящает много труда, чтобы доказать, что муравьи при совместной работе не помогают друг другу, но лишь мешают!" (Фролов Ю. Физиологическая природа инстинктов. 1925, с. 74). Между тем исследования Вагнера действительно показали, что муравьи тащат предмет, вовсе не сотрудничая друг с другом, а каждый сам по себе и если их работа и производит впечатление согласованных действий, то лишь потому, что каждый в отдельности муравей двигается к одной и той же цели к муравейнику. Кажущаяся согласованность возникает при движении муравьев по гладкой дороге. Если же встречаются препятствия, муравьи лишь мешают друг другу. Муравьи могут и помогать, и мешать друг другу в зависимости от обстоятельств.
Вагнер В.А. Биологические основания сравнительной психологии (Биопсихология). Ч. 1 и II. СПб.-М., 1910-1913, с. 38.
Филиппченко Ю. Предмет зоопсихологии и ее методы // Новые идеи в философии. Сб. 10.1913,с.37.
Вагнер В.А. Биологические основания сравнительной психологии (Биопсихология). Ч. 1 и II,с. 223.
Вагнер В.А. Биопсихология и смежные науки. 1923, с. 25.
Вагнер В.А. Там же, с. 25.
Ланге Н.Н. Психология // Итоги науки. Т. VIII. 1914, с. 89.
Там же, с. 90.
Там же, с. 89.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960, с. 369.
См.: Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Т. 1. Ростов-на-Дону, 1996.
БСЭ. Изд. 1-е. Т. 44, с. 461.
Автор настоящей главы, являясь учеником Г.А. Фортунатова, сохранил в своем архиве краткую запись беседы с его научным руководителем, где содержались разъяснения по вопросу, относящемуся к трактовке значения роли среды в трудах педологов.
Единые основания периодизации развития личности в онтогенезе выделяются М.С.Каганом. Ведущими для него в соответствующие периоды развития личности выступают следующие виды деятельности: общение (0-3); детское художественное творчество (3-7); познание (7-15); ценностно-ориентационная деятельность (13-18 лет); преобразовательная деятельность (взрослость): общение (старость).
Наши термины "алгебра" и "алгоритм" (как и ряд других), пришедшие из арабоязычной науки, сохраняют память о непреходящем вкладе последней.
Спиноза Б. Избр. произв. Т. 1. М., 1957, с. 457.
Там же, с. 458-459.
Там же, с. 367.
Там же, с. 407.
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме. М.-Л., 1936, с. 106.
Из этого следует ошибочность мнения, будто физиология органов чувств, от которой ответвилась экспериментальная психология, являлась "рецепторной" в силу того, что признавала лишь зависимость ощущений от деятельности рецептора, и стала "рефлекторной" после того, как была признана также роль мозга. Считать мозг непременным звеном сенсорного механизма недостаточно, чтобы перейти к рефлекторному пониманию ощущений и восприятий. Такое понимание предполагает обращение к двигательной (мышечной) активности как детерминанте чувственного образа.
Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 2. М., 1977, с. 147.
Там же, с. 15.
Там же, с. 43.
Там же, с. 44.
Вернадский В.И. Избр. труды по истории науки. М., 1981, с. 9.
Маковельский. Досократики, Ч. 1-3. Казань, 1914-1919, с. 207.
Декарт Р. Избр. произв., с. 600.
Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2, с. 39.
Там же, с. 335.
Там же.
См.: Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1962.
Обзор достижений в этой области не входит в нашу задачу.
Павлов И.П. Полн. собр. соч. 2-е изд. Т. 3. Кн. 1, с. 108.
Там же.
В сетке категориальной системы психологического познания эти понятия выступают в качестве представляющих "протопсихологический уровень" (см. ниже). Подробнее об этом см.: Ярошевский М.Г. "Наука о поведении: русский путь". М., 1996.
Эта заключительная глава написана авторами книги совместно с В.А.Петровским.
О понимании "соучаствования" в системе воззрений А.Н.Радищева см.: Петровский А.В. Радищев А.Н. как психолог // Очерки по истории русской психологии. М., 1950.
Используя биологическую метафору, можно сказать, что в категориальном развитии реализуется единство преформизма и эпигенеза.
Этот вопрос детально освещен в монографии М.Г.Ярошевского "Наука о поведении: русский путь" (Москва-Воронеж, 1996).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.