"Дух же ясно говорит, что в последние времена
отступят некоторые от веры,
внимая духам обольстителям и учениям бесовским".
(1 Тим. 4:1)
Человек не может, подобно животному, удовлетвориться одними
материальными благами. Рано или поздно он начинает жаждать
чего-то духовного в своей жизни и тогда целый ряд
принципиальных вопросов встает перед ним: для чего он
живет, какова цель его существования, есть ли что-то за
пределами физического мира и т.д. Христианство помогает
человеку вырваться из тисков повседневной суеты, найти
смысл в жизни и развить благороднейшие способности своей
души. Но, начиная с конца прошлого столетия, западный мир
все больше и больше стали наводнять всевозможные
индийско-оккультные или "восточные" учения, предлагающие
свои методы одухотворения жизни. Применяясь к менталитету
людей западной культуры, эти учения свободно пользуются
христианской терминологией и христианскими понятиями,
создавая впечатление, что они не противоречат христианству,
а лишь восполняют недостающее в нем. На самом деле эти
учения находятся в прямом конфликте с христианским учением
и ставят людей на неправильный духовный путь. К сожалению
далеко не каждый в состоянии разобраться, в чем собственно
они заблуждаются. Тем более, когда идеи, распространяемые
этими учениями, тесно переплетаются с христианскими.
В этой работе мы в свете христианства рассмотрим главные
положения в индийско-оккультных или "восточных" учениях и
покажем, что именно и почему в них неправильно. Также
покажем, почему предлагаемые ими психотехнические приемы,
направленные к "расширению сознания" и
"открытию внутренних пространств," вредны для психики и
пагубны для души. Во второй части мы приведем некоторые
исторические данные и особенности наиболее популярных
восточных культов.
ТРИ ПОТОКА
Все индийско-оккультные учения можно условно разделить на три течения:
1) наукообразно-философские оккультные учения,
2) учения, делающие упор на психофизиологическую практику и
3) учения, направленные на развитие интуиции и спонтанности.
К направлению, отличающемуся наукообразием и интеллектуализмом,
можно отнести гностицизм, теософию Блавацкой,
антропософию Р. Штейнера, учение А. Бейли, агни-йога Е. И.
Рерих, каббалу, учение Вивекананды, "Розу мира" Д. Андреева
и им подобные.
Основной особенностью этих учений является построение
наукообразных теорий об устройстве невидимого мира, об
иерархиях невидимых существ, о влиянии космоса на судьбы
людей, народов и материков, об "устройстве" человеческого
существа, об эволюции мира, о загробном существовании и
т.д. Все это крайне путано, туманно, произвольно и
излагается на страницах толстых многотомных трактатов,
изучение которых способно занять целую жизнь. Эти учения
рассчитаны на людей созерцательного склада ума. Если в них
и присутствуют какие-либо советы практического характера,
то они стоят на втором плане. Центр тяжести обращен на
изучение оккультной литературы для того, чтобы развить в
человеке "интуицию" к потустороннему. Человек становится
способным к "прозрению" в мистическую сторону жизни, к
оккультному "пониманию" событий. Обычные психологические
последствия изучения оккультных наук это развитие в
человеке холодности, цинизма, презрения к людям, душевной
пустоты, внутреннего бессилия и какой-то внутренней
потерянности, переходящей в уныние.
Во втором потоке психофизиологическом
упор ставится на практику методов перестройки своего
организма, и поэтому данное направление чревато
необратимыми последствиями для здоровья. Человек
становится открытым объектом для влияния потусторонних
духов и способен так нарушить ход своих биологических
процессов, что ни один врач не будет в состоянии понять,
что с ним случилось. К этому потоку можно отнести различные
виды йоги (хатха-йога, раджа-йога, мантра-йога, к которой
примыкают кришнаизм и "трансцендентальная медитация,"
даосская йога или мистический даосизм), методы тибетского
буддизма, методы "Всемирного белого братства" О. Айванхова,
метод Перепелицына, метод Порфирия Иванова, терапия С.
Грофа с применением наркотиков, ванна Д. К. Лилли,
дыхательные техники (голотропное дыхание С. Грофа) и т.д.
Этот список включает в себя как традиционные восточные, так
и "научно обоснованные" их модификации, применяемые в
психотерапии, а также некоторые наши "доморощенные" методы
типа метода П. Иванова. Если в традиционных методах
содержится довольно простая и примитивная теория, то
модернизованные методы могут опираться на солидные
"научные" исследования, которые касаются мира феноменов и
иллюзий, открываемого, например, наркотиками или
дыхательными упражнениями (как в методиках С. Грофа).
Главным аргументом этих течений психофизиологической
мистики является ссылка на то, что они "действуют,"
т.е. сама практика дает явно ощутимые результаты. Людей, не
склонных к размышлениям, но склонных к действию, это
привлекает. Обычно используются следующие методы,
приводящие к "прорыву" в невидимый мир: движения тела,
фиксированные позы, задержка дыхания, способы воздействия
на распределение крови и локализацию энергетических
процессов в организме, повторение мантры, визуализация (это
метод работы с воображением, когда человек, закрыв глаза,
пытается нарисовать в темноте перед глазами какой-либо
образ, так что со временем он может научиться видеть
воображаемое совершенно ярко и отчетливо), метод
"сенсорной депривации" (создания такой ситуации, когда
полностью отключаются внешние раздражители, что
способствует "отверзение чувств" в невидимый мир) и
использование наркотиков.
Третий поток это интуитивная мистика,
к которой можно отнести дзен-буддизм, философский
даосизм, джана-йога (йога познания), учение Кришнамурти,
учения Раджниша, учение К. Кастанеды и пр.
В этих учениях, как правило, отрицается
рационально-логичный подход к вещам, утверждается
парадоксальность и противоречивость окружающих нас явлений,
необходимость раскрытия в человеке способности реагировать
помимо разума, спонтанно, интуитивно, не сдерживая свои
желания и бессознательные реакции. Девиз этого направления
полная внутренняя раскованность. Поэтому
религиозный даосизм разрешает разнузданные оргии. Адепты же
дзен-буддизма позволяют себе делать все, что им нравится.
Предложенное здесь деление индийско-оккультных учений на
три потока условно. Скорее следует говорить о смещении
акцентов на интеллект, практику и интуицию в
соответствующих потоках. Все они, в той или иной мере,
пересекаются и имеют много общего. Главное, что их
сближает, это своеобразное понимание Бога, как безличного
мирового принципа, и повсеместное использование методов
медитации и йоги.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.