"Пир" и "Федр" Платона настолько полны всякого
литературного, риторического, художественного, философского
(и, в частности, логического) содержания, что более или
менее полный анализ этих диалогов требует целого большого
исследования. В связи с характером настоящего издания мы
сможем коснуться только философской стороны этих диалогов,
и притом по преимуществу логических конструкций. Общее
мнение всех исследователей относительно хронологии этих
диалогов сводится к тому, что здесь перед нами выступает
зрелый Платон, совершивший уже свою первую сицилийскую
поездку, т.е. диалоги относятся приблизительно к середине
80-х годов IV в., когда Платону уже за 40 лет. Эта зрелость
сказывается и на логических методах обоих диалогов. Платон,
вообще говоря, с большой неохотой пускался в чисто
абстрактную логику. Эта последняя всегда таится у него под
густым покровом мифолого-поэтических и символических
образов. Но, задавая себе вопрос, в чем же заключается
основная логическая конструкция "Пира", и стараясь извлечь
ее из богатейшей художественной ткани диалога, мы, кажется,
не ошибемся, если обратим главное свое внимание на
изображаемое здесь восхождение от материального мира к
идеальному.
То, что Платон уже давно выдвинул понятие идеи (или
эйдоса), это мы знаем по предыдущим диалогам. Однако
в самом содержательном из них "Федоне", если подойти
к нему со всей логической строгостью, Платон в конце концов
все еще ограничивается почти только указанием на самый
принцип необходимости признать для всякой вещи (в том числе
для души и жизни) также и ее идею. Но для характеристики
души и жизни, а особенно для учения о бессмертии души,
этого было, как мы видели, маловато. Ведь и всякая
ничтожная и существующая лишь в течение незначительного
времени вещь тоже имеет свою идею, тем не менее такие вещи
временны и уничтожить их ничего не стоит. На стадии даже
"Федона" Платон далеко еще не использовал всех логических
возможностей, которые возникают у философа после того, как
он различил вещь и идею вещи.
Что касается "Пира", то Платон использует здесь по
крайней мере одну очень важную возможность, а именно
толкует идею вещи как предел ее становления. Понятие
предела хорошо известно не только нашим теперешним
математикам. Оно хорошо было знакомо и Платону. Он знал,
что известная последовательность величин, возрастающая по
определенному закону, может быть продолжена в бесконечность
и может как угодно близко подходить к основному пределу,
тем не менее никогда его не достигая. Вот это толкование
идеи вещи как ее бесконечного предела и составляет
философско-логическое содержание "Пира".
Что такая позиция гораздо богаче "Федона", это
совершенно ясно. И что Платон своим "Пиром" сделал
значительный вклад в историю логики, в этом не может быть
никакого сомнения. Но, будучи поэтом и мифологом, будучи
ритором и драматургом, Платон облек это вечное стремление
вещи к ее пределу в то, что из всех бытовых областей больше
всего отличается бесконечным стремлением, и стремлением
максимально напряженным, а именно отнес его к области
любовных отношений: любовь ведь тоже есть вечное стремление
и тоже всегда имеет определенную цель, хотя и достигает ее
весьма редко и ненадолго.
Попробуем представить себе в ясной форме композиционную
структуру "Пира", так, чтобы отдать должное и
художественно-мифологическому творчеству Платона, и
кроющейся здесь весьма интенсивной логике предела.
КОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА
В отличие от прочих произведений Платона композиция
"Пира" весьма легко поддается анализу ввиду того, что между
небольшим вступлением и таким же заключением в нем
содержится семь речей на одну и ту же тему.
I. Вступление
(172а 178а)
Встреча некоего Аполлодора из Фалера с неким
Главконом (не тем, который изображен в "Государстве" в
качестве брата Платона), просьба последнего рассказать о
пире в доме Агафона и согласие Аполлодора сделать это, со
слов некоего Аристодема из Кидафин, лично присутствовавшего
на этом пире (172а 173е).
Рассказ Аристодема об обстоятельствах,
предшествовавших пиру: встреча Аристодема с Сократом,
приглашение его этим последним на пир, опоздание Сократа на
пир (Сократ, как известно, часто прерывал разговор ради
молчаливого раздумья), любезная встреча Аристодема в доме
Агафона и предложение Павсания не просто заниматься
пиршеством, но каждому из его главных участников произнести
похвальную речь Эроту (Эросу), богу любви (174а 178а).
II. Речь Федра
(178а 180b)
Древнейшее происхождение Эрота (178bс); величайший
моральный авторитет и ни с чем не сравнимая жизненная сила
бога любви (178с 179b): "любящий божественнее
любимого, потому что вдохновлен богом", а любимый
благороден своей преданностью любящему (179с 180b).
III. Речь Павсания
(180с 185с)
Так как ничто само по себе ни прекрасно, ни безобразно
(181а, 183d), то критерием прекрасного Эрота служит
происхождение его от Афродиты Небесной в отличие от
вульгарного Эрота, сына Афродиты Пошлой (180d). Небесная
любовь есть любовь к мужчине, который прекраснее, умнее
женщины (181cd), т.е. достойная и благородная любовь к
юноше (181е 182а). Влюбленному все позволено (182d
183с), но только в сфере души и ума, бескорыстно,
ради мудрости и совершенства, а не ради тела (183е
185с).
IV. Речь Эриксимаха
(185е 188е)
После эпизода с икотой Аристофана (185с-e) Эриксимах
говорит о наличии Эрота не только в человеке, но и во всей
природе, во всем бытии (185е 186d). Разделение двух
Эротов должно подчиняться необходимости для них быть в
постоянной взаимной гармонии, и это касается не только
медицины (186е), но и гимнастики и музыки (187а-e).
Благодетельность двух Эротов возможна только при условии их
гармонии также и в смысле правильного чередования времени
года и полезного для человека состояния атмосферы (188ab).
Наконец, жертвоприношения и гадания тоже являются актами
любовно-гармонического единения людей и богов (188с-e).
V. Речь Аристофана
(189с 193d)
После шутливого пререкания с Эриксимахом (189ab)
Аристофан сочиняет миф о первобытном существовании людей
одновременно в виде мужчин и женщин, или в виде андрогинов
(189d 190b). Поскольку люди в этом виде были очень
сильны и злоумышляли против Зевса, последний рассекает
каждого андрогина на две половины, разбрасывает их по всему
миру и заставляет их вечно искать друг друга для
восстановления их прежней полноты и могущества (190с
192е). Поэтому Эрот есть стремление рассеченных
человеческих половин одна к другой ради восстановления
целостности, что, однако, возможно при условии почитания
богов, которые в случае нашего нечестия могут рассечь нас
на еще более мелкие части (193а-d).
VI. Речь Агафона
(194е 197е)
После небольшой интермедии (193е 194d) Агафон в
отличие от предыдущих ораторов перечисляет отдельные
существенные свойства Эрота: красоту, вечную молодость,
нежность, гибкость тела (195а 196а), совершенство,
непризнание им никакого насилия, справедливость,
рассудительность и храбрость (196b-d), мудрость как в
мусических искусствах (196de), так и в порождении всего
живого (197а), во всех искусствах и ремеслах (197ab) и в
упорядочении всех дел богов (197b). Перечисляются и разные
другие прекрасные и совершенные свойства Эрота (197с-е).
VII. Речь Сократа
(199с 212с)
Пролог речи (199с 201с). Поскольку всякое
стремление есть стремление к чему-нибудь, чем не обладаешь,
а Эрот есть стремление к красоте и благу, то Эрот сам по
себе еще не есть красота или благо.
Срединная природа Эрота как сына небесного Пороса
Богатства и земной Пении Бедности (201d
204d).
Вытекающая отсюда цель Эрота: овладение благом, но
не каким-нибудь отдельным, а всяким благом и вечное
обладание им (204d 206а).
А так как вечностью нельзя овладеть сразу, то люди
овладевают ею постепенно, т.е. зачиная и порождая вместо
себя другое. Значит, Эрот есть любовь к вечному порождению
в красоте ради бессмертия, к порождению как телесному, так
и духовному (206b 207а), включая любовь к
поэтическому творчеству и общественно-государственному
законодательству (207b 209е).
Учение об эротической иерархии: от одного
прекрасного тела ко всем прекрасным телам, отсюда к
прекрасным душам, от душ к наукам и от отдельных
наук к пределу всех наук, к идее прекрасного,
которая уже не подвержена никаким изменениям, но существует
вечно и неизменно (210а 212а).
Заключение. О необходимости почитать Эрота (212bс).
VIII. Речь Алкивиада
(215а 222b)
Инцидент с Алкивиадом, который ворвался на пир Агафона в
пьяном виде и в окружении буйной ватаги (212d 215а).
Сравнение Сократа с силенами и сатиром Марсием
(215b). Сократ пользуется для завораживания слушателей не
флейтой, а речами, заставляя жить людей по-новому и
стыдиться своих неблаговидных поступков (215с 216с).
Характеристика иронии Сократа не только в его речах,
но и в его личных отношениях с Алкивиадом (216d 219е).
Небывалая физическая выносливость Сократа и его
героическое поведение на войне (219е 221с).
Заключение. О ни с чем не сравнимой индивидуальности
Сократа и снова о его иронии (221с 222b).
IX. Заключительная сцена
(222с 223d)
КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГУ
Прежде всего обращает на себя внимание необычайная
логическая последовательность как в пределах каждой
из семи речей, так и в соотношении всех речей. Но эта
логическая последовательность легко может представиться
читателю "Пира" мнимой, если он не учтет множества разного
рода недоказанных предпосылок, малопонятных в настоящее
время, но вполне очевидных во времена Платона.
Первая речь, а именно речь Федра, пока еще лишена
аналитической силы и выставляет только самые общие свойства
Эрота, о которых все тогда говорили, начиная с времен
безраздельного господства мифологии. Так как объективный
мир представлялся в древности максимально конкретным и
максимально чувственным, то нисколько не удивительно, что
все движения в мире мыслились в виде результата любовного
влечения. Говорим же мы о всемирном тяготении, которое
представлялось очевидным и в те времена, но только как
тяготение любовное. Поэтому неудивительно, что Эрот
трактуется в речи Федра как принцип и максимально древний,
и максимально могущественный. Стоит только учесть
мифологическую природу древнего мышления, как вся речь
Федра представляется нам и логичной, и последовательной, и
самоочевидной.
Ясно, однако, что даже с тогдашней точки зрения
подобная теория Эрота представлялась слишком уж общей и
чуждой всякого анализа. Естественнее всего было различить в
Эроте высшее и низшее начало. Мифология подсказывала, что
высшее есть нечто пространственно высшее, т.е. небесное; а
традиционное для античного мира учение о превосходстве
мужского над женским (для нас это сейчас только остаток
эпохи патриархата) подсказывало, что высшее это
обязательно мужское. Значит, ясно, что высший Эрот
это любовь между мужчинами. А так как ко времени Платона
уже давно научились отличать психическое от телесного и
ценить первое выше второго, то мужская любовь и оказалась в
речи Павсания любовью максимально духовной. Историк
философии прекрасно понимает всю неизбежную логичность речи
Павсания, формулирующей нам непонятное уже теперь тождество
небесного, мужского и духовного.
Дальнейшее будет только углублять сказанное
Павсанием. Во-первых, нужно было уточнить положение о
противоположностях у Эрота, переводя его с языка мифологии
на язык гораздо более развитого мышления, а именно на язык
натурфилософии, по примеру противоположностей холодного и
теплого, влажного и сухого и др. Тем самым Эрот с
характерными для него противоположностями получал уже
космическое значение, чему и посвящена речь Эриксимаха.
Во-вторых, намеченные здесь космические противоположности
нельзя было мыслить дуалистически, а нужно было
уравновесить их при помощи теории гармонического единства
высшего и низшего, показав к тому же всю неизбежность этого
гармонического принципа Эрота и страстную устремленность к
нему тех, кто оказался во власти Эрота. Обе мысли
талантливо выражены в речи Аристофана с его учением о
первобытных андрогинах, об их рассечении пополам и о
страстном стремлении людей найти принадлежащую им искони
половину.
Таким образом, общий итог первых четырех речей сводится
к тому, что Эрот есть исконная мировая цельность, зовущая к
единению любящие пары на основе их неодолимого взаимного
влечения и искания всеобщей и блаженной безмятежности.
Дальнейшее развитие этой позиции, достигнутой
первыми четырьмя речами, требовало прежде всего
конкретизации Эрота как чисто жизненного человеческого
стремления, а во-вторых, толкования его при помощи
общефилософского метода, не ограниченного даже и
натурфилософией. Речь Агафона, пятая по порядку, с большим
блеском рисует нам все отдельные свойства Эрота как с
эстетической, так и с этической точки зрения. Но чем более
дробно рассматривались такие диковинные свойства Эрота, тем
больше возникала потребность дать их в синтетическом виде,
так, чтобы все они вытекали из единого и непреложного
принципа. Этим как раз и занимается Сократ, речь которого
вооружена гораздо более сложным методом, чем
натурфилософия, а именно методом трансцендентальной
диалектики.
Речь Сократа об Эроте также удивляет нас своей
неопровержимой логичностью. Но здесь необходимо еще больше,
чем в других случаях, уяснить себе точку зрения Платона,
чтобы отчетливо представить себе все недоказанные для нас,
но для тогдашних времен очевиднейшие предпосылки, при
наличии которых только и можно уловить всю логическую
последовательность концепции Сократа. Эти предпосылки
сводятся в основном к античному созерцательному, но
в то же самое время и вещественному онтологизму,
который, будучи применяем к самым невинным логическим
конструкциям, тотчас же превращает их в мифологию, какая бы
строгая логическая последовательность ни была свойственна
им как таковым.
Первый шаг этой диалектики заключается в том, что всякое
стремление (а значит, и Эрот) имеет свой предмет. И далее,
если что-нибудь к чему-нибудь стремится, то оно его отчасти
уже имеет (а именно в виде цели), отчасти еще не имеет. Без
этого обладания и необладания не может существовать вообще
никакого стремления. Значит, Эрот еще не есть сама красота,
но есть нечто промежуточное между красотой и безобразием,
между блаженной полнотой и вечно ищущей бедностью. Тут у
Платона, правда, сразу же рождается миф о Поросе и Пении.
Миф этот бесконечно далек от наивности первобытного
мышления и, с нашей точки зрения, является только
поэтической иллюстрацией того диалектического единства
противоположностей, без которого невозможен сам Эрот как
стремление. Однако, несомненно, миф о Поросе и Пении
свидетельствует о созерцательно-вещественном онтологизме.
Далее у Платона следует самая простая концепция. Все
живое, пока оно живо, стремится порождать, так как оно
смертно, а ему хочется утвердить себя навсегда. Но Платон,
конечно, не может остаться на почве такого простого и
абстрактного умозаключения. Если любовь всегда стремится
порождать, значит, рассуждает он, существует вечность, ради
воплощения которой только и существуют все порождения
любви, физические и нефизические. Здесь опять в самой
наглядной форме проявляет себя античный созерцательно
вещественный онтологизм.
Так и возникла в платоновском "Пире" знаменитая иерархия
красоты, ставшая популярной на целые тысячелетия. Сначала
нам нравятся физические тела. Однако говорить о данном теле
можно только тогда, когда имеется представление о теле
вообще. Физическое тело, взятое само по себе, с точки
зрения Платона, инертно и неподвижно, но, поскольку все
тела активны и подвижны, должно существовать то начало,
которое ими движет; и начало это уже нетелесное,
нефизическое. Для Платона, как и для всей античности, таким
самодвижущим началом было то, чтó называлось душой.
Без этой предпосылки тогдашние мыслители вообще не
допускали жизни и бытия, хотя сущность души понимается
по-разному. Значит, переход от одного прекрасного тела к
другим прекрасным телам и к прекрасному телу вообще, а
отсюда переход от прекрасных тел к прекрасным душам и
прекрасной душе вообще, этот переход для Платона
вполне необходим и вполне логичен. Но ведь душа движется и
движет все другое. Существует и нечто неподвижное, подобно
тому (добавим от себя) как белый цвет предполагает черный,
верх предполагает низ и т.д. Но вот оказывается, что это
неподвижное в душе есть не что иное, как науки, а все науки
тоже предполагают для себя такой же вечный и неподвижный
предмет, который они и призваны осознавать. Все это, по
крайней мере в известном отношении, может представляться
вполне логичным. Однако созерцательно-вещественный
онтологизм заставляет Платона и здесь учить о пределе всех
наук как о вечной и неподвижной идее красоты. Этим самым
Платон снова соскальзывает с чисто логического пути на путь
мифологии, и его предельная идея красоты, доказанная им с
полной логической безупречностью, вдруг предстает перед
нами в таком виде, на который нас одно лишь логическое
умозаключение вовсе не уполномочивало. Появляется учение о
вечном и идеальном царстве красоты, с которым согласится не
всякий логик и которое не может обойтись без пусть
недоказанной, но зато для Платона аксиоматической мифологии
красоты, возникающей на почве безудержного
созерцательно-субстанциального онтологизма.
Так приходится отделять у Платона логически безупречное
доказательство от внелогической мифологии, хотя в этом
учении Платона о вечной идее красоты вовсе нет такого
разделения логики и мифологии. Да и на самом деле здесь,
конечно, не просто мифология. Это такая мифология, которая
не является наивной и дорефлективной, но которая уже
конструирована логически, диалектически, трансцендентально.
Ведь кантонский трансцендентализм ставил своей целью
формулировать условия возможности мыслить те или иные
предметы. У Платона так и получается: чтобы мыслить тело,
надо уже иметь понятие тела, чтобы мыслить понятие тела,
уже надо иметь понятие души; чтобы мыслить душу, уже надо
иметь идею души, и чтобы мыслить идею души, необходимо
мыслить идею самое по себе. Это есть самый настоящий
трансцендентализм, и, если угодно, диалектический
трансцендентализм, но только у Канта предельные идеи суть
порождения субъективного разума, а у Платона они
объективны. У Канта субъективный априоризм идей
разума, у Платона же объективный априоризм идей
разума в самом бытии, в природе. Платон отличается от Канта
тем, что у него мыслится некоторая априорная идеальная
природа, делающая у него впервые возможной и апостериорную
чувственную природу. На то мы и говорим, что платонизм
это объективный идеализм.
Однако тот, кто хотел бы свести учение Платона к
абстрактно-понятийному объективному идеализму, будет весьма
разочарован после прочтения седьмой речи в "Пире", а именно
речи Алкивиада. Философская концепция Алкивиада заключается
в том, что кроме обычного совпадения внутреннего и
внешнего, субъективного и объективного, идеального и
реального жизнь заставляет признать еще и их необычайно
разнообразную и жизненно-красочную противоречивость.
Сократ, казалось бы, есть идеальный мудрец, который только
и знает, что конструирует разного рода логические категории
объективного идеализма. В значительной мере Сократ таковым
и является как исторически, так и в изображении Алкивиада.
И тем не менее вся эта сократо-платоновская
трансцендентальная диалектика и мифология дана в форме
чрезвычайно глубокой и острой общежизненной иронии,
прекрасно доказывающей нам, что Платон не просто
объективный идеалист в логическом смысле этого слова, но и
очень страстная, противоречивая, вечно ищущая натура.
Объективный идеализм, как он дан в "Пире", кроме
трансцендентально-диалектического учения об идеях пронизан
от начала до конца мучительно сладостным ощущением жизни, в
которой идеальное и материальное безнадежно спутано и
перемешано иной раз даже до полной неразличимости.
Это подтверждается еще и тем как бы случайно брошенным
замечанием Сократа о том, что истинный создатель трагедии
должен быть создателем также истинной комедии (223d), что,
с нашей точки зрения, представляет собой не просто
случайный афоризм Платона, но является подлинным итогом
всей философии идей в "Пире".
Все же с логической точки зрения наиболее оригинален
текст об иерархии Эрота, которая кончается вечной идеей
красоты (210а 212а). Отвлекаясь от платоновской
поэзии, мифологии, риторики и драматургии, чтобы
формулировать основное логическое содержание "Пира", мы
обнаруживаем то, чего не имели в предыдущих диалогах или
что имели в зачаточной форме. Именно идея вещи представлена
здесь как предел становления вещи. А против понятия
предела уже не сможет возразить никакой современный нам
математик и никакой философ. Следовательно, здесь одно из
огромных достижений Платона, которое не умрет никогда, в
какие бы мифолого-поэтические, символические и
риторико-драматургические одеяния оно ни было фактически
облечено в конкретном тексте платоновских диалогов.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.