ПОЛИТИК
КОСМОЛОГИЧЕСКО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЗАКОНЕ
КАК ЗАВЕРШЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОГО ИДЕАЛИЗМА
То, что учение Платона космологично, нам хорошо известно
из предшествовавших диалогов. И то, что платонизм не есть
лишь абстрактная логика, но еще и учение о праве,
государстве и человеческой жизни во всей ее текучести и
конкретности, это мы тоже хорошо знаем из многих диалогов
Платона. Даже и соединение космологизма с жизнью
социально-политической достаточно глубоко трактовалось уже
в "Государстве". При всем том лишь в "Политике" и "Законах"
впервые явно обнаруживается глубоко трагический характер
всей этой объективно-идеалистической диалектики космоса и
человеческого общества.
КОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА
I. Вступление
Вначале говорится о необходимости установить точное
понятие политика, подобно тому как раньше в "Софисте" было
установлено понятие софиста (257а 258b).
II. Диалектика учения о политическом деятеле
(258b 267с)
Платон сначала пользуется диалектикой, которая, по его
же собственному мнению, ни к чему не ведет и которая, может
быть, есть пародия на пустословие мегариков.
Платон исходит из понятия знания, которое у него
делится здесь на два рода, практическое и познавательное,
причем политик, или царь, должен обладать познавательным
искусством (258b 259d).
а) Познавательное искусство делится на
повелевающее и искусство суждения (259d
260с), повелевающее на самоповелевающее и
прочие (260с 261а); самоповелевающее искусство
относится к одушевленным существам, прочие к
неодушевленным предметам (261а-d); одушевленные же
существа можно рассматривать как одно, в одиночку,
или как многие, т.е. стадо (261d 262а). б)
После резкой критики попытки деления стад на человеческие и
остальные (262а 264b) предлагается деление всех стад
на водные и сухопутные (264b 265b),
сухопутных на рогатые и безрогие
(265b-d), безрогих на однокопытные и
парнокопытные (265d) с неиспользованием этого
деления для человека, безрогих стад на
скрещенную и нескрещенную породу (265d
266а), нескрещенные стада на двуногих
и с. четырьмя ногами (266а-с). в). Это подразделение
признается смехотворным ввиду того, что царя пришлось бы
представлять себе бегущим со всем стадом и в товариществе с
птицами (266с-е). г) Вместо этого предлагается вернуться к
категории живых существ и поделить их на двуногих и
четвероногих, а затем уже на пернатых и "гладких", причем
политический деятель оказался бы среди двуногих и
бескрылых, т.е. людей (266е). d) Дается сводная формула
всех предыдущих делений, направленных на определение царя
(267а-с).
III. Признание слишком большой общности этого слишком
внешнего деления, поскольку царь мыслится выше всех
прочих людей и является специфическим человеческим существом
(267с 269с)
Отличие царского руководства от всякого
другого (267с 268d).
Похищение женою Атрея золотого ягненка для Фиеста;
месть Атрея жене и угощение Фиеста мясом зажаренных детей
Фиеста как причина космического переворота, т.е.
обратного пути солнца и других звезд (268d
269а); этим Платон хочет отделить доброго царя от злого
(269а-с).
IV. Учение о космических переворотах как
необходимое для определения истинного царя (269с 274d)
Платон утверждает, что мир божествен, но он
есть также и тело, он то направляется богом и
тогда движения его правильны, то предоставляется самому
себе и тогда он движется беспорядочно и смутно (269с
270b).
Далее говорится о зависимости от этого жизни людей,
которая тоже делается беспорядочной, смертной, так что весь
человеческий род погибает, а люди, вырастающие из земли
вследствие падения на нее остатков небесной человеческой
души, ведут жизнь весьма озабоченную и затрудненную, вечно
болеют и умирают, похищаются зверями, не умеют приготовить
себе пищу в противоположность прежней жизни при Кроносе,
которая была вполне беззаботна и счастлива; происходит же
это ввиду "судьбы и врожденного космосу вожделения" (272е),
ибо он и бестелесен, и причастен телу (269е, 270b
274d).
V. Выводы из космологии для учения об истинном политике
и пересмотр результатов всего предыдущего рассуждения
(274d 292с)
Прежнее диалектическое рассмотрение политического
деятеля, не учитывавшее совершающихся во Вселенной
периодических переворотов, признается наивным и ошибочным
(274d 275а). Истинный политик измеряется величием
стоящей перед ним задачи, сравнимой лишь с божественным
устроением мира при Кроносе (275b 276 с).
а) Вместо прежних подразделений вводятся новые:
управление обществом людей дробится на божественное
и попечительно-человеческое (276cd), попечительное
на насильственное (тираническое) и мягкое
(политическое) (276de). б) После отступления о
необходимости познания сложного через простые элементы
(stoicheia, 277a 279а) следует сравнение
политического искусства с ткацким ремеслом (279b
281d), позволяющее разделить искусства на вспомогательные и
производящие (281de), разъединяющие и соединяющие (282а-с),
а последние на искусство сучильное и собственно
ткацкое искусство в узком смысле слова (282d 283b).
в) На примере из искусства измерения проводится
разделение ценностей на относительные и
абсолютные (283с 284е). г) Далее следует
отступление о смысле и методе дихотомического деления и
его значении для развития диалектического мышления
(285а 287а).
а) На примере разобранного выше ткацкого искусства
показывается обособление политического управления самого
по себе от вспомогательных искусств, как-то:
производство орудий труда и всяческих сосудов для хранения
произведенной продукции (287е 288а), сухопутный и
водный транспорт (288а), домостроительное и ткацкое
искусства (288b), искусства мусические и живописные (288с),
добывание сырья для всех ремесел (288de), добывание пищи
(289а); уточняется порядок вспомогательных искусств,
а именно: добывание сырья, изготовление орудий, сосудов,
транспорт, домостроительство и изготовление одежды,
развлекательные искусства, питание (289b); все это не есть
задача правителя государства (287b 289d). б) На
основании этого же примера искусство государственного
управления в собственном смысле слова ("плетение")
отграничивается от задач рабского сословия (289de),
от хозяйственной деятельности свободных (289е 290а),
от деятельности людей, стоящих близко к правительству,
несмотря на их притязания владеть политическим искусством
(290bс), от жречества и такой царской власти, которая
дается по жребию (290с 291а). в) Вводится для
обсуждения в дальнейшем (292d 303d) тонкое и
сопряженное с большими трудностями отграничение
искусства государственного управления от того или иного из
пяти возможных типов государственного строя:
тиранической монархии, царственной монархии, аристократии,
олигархии и демократии (291de), т.е. вообще от всякой
деятельности, стремящейся к простому поддержанию законов
или простой независимости от этих законов (292а), и это
искусство государственного управления определяется как
некоторого рода знание властвования над людьми (292а-с).
VI. Независимость совершенного политика и его искусства
от законов
(292d 297с)
Это политическое знание, по Платону,
независимо от законов, а) подобно тому как для врача
важно не следовать тем или иным предписаниям
искусства, но излечить больного, какими бы средствами он
при этом ни пользовался (292d 293с). б) Для
улучшения государства в соответствии со знанием и правдой
допускаются радикальные меры: казнить, изгонять граждан,
давать иностранцам права гражданства и т.д. (293de).
Обосновывается необходимость отступления
истинного политика от законов: а) общая негибкость и
косность всяких законов (294bс); б) неспособность закона
войти в частности и невозможность в законодательном порядке
предусмотреть всю жизнь человека (294c 295b); в)
неизбежность смены всякого закона при изменении
обстоятельств (295b 296а).
На примере из врачебного искусства (296bс)
утверждается допустимость насилия в государственном
управлении, лишь бы оно было полезным (296de). В связи с
этим говорится, что сила искусства выше законов, хотя для
личности политика (в таком случае) и требуются редкостные и
прекрасные познания и разум (296b 297с).
VII. Учение о менее совершенных, подражательных формах правления,
для которых необходимо строжайшее подчинение законам
(297с 303d)
Вначале идет замечание о возможности
злоупотребления искусством государственного управления,
в связи с чем необходимы строжайшие законы там, где
совершенное правление невозможно (297с 298b).
Демократическое правление, по Платону,
представляет собой следующее (298с 301а): а)
всеобщее участие в составлении законов (298с-е); б)
выборное и ответственное правительство при демократии (298е
299а); в) упадок наук и искусств при демократии
(299b-е); г) извращение демократии при отступлении от
законов; д) в связи с этим еще раз о необходимости для
наиболее успешного подражания совершенному образу правления
строжайшего подчинения законам (301а).
Аристократия и ее извращение, олигархия
(301а).
Монархия и ее извращение, тирания (301bс).
Итог и сравнительная оценка шести менее
совершенных форм правления (демократия, аристократия и
монархия с их извращенными формами): а) все они возникают
при отсутствии истинного правителя (301с-е); б) при них
свершается много зол (301е 302b); в) при соблюдении
законов лучший государственный строй монархия
(302е), при беззаконии демократия (303а); седьмая,
совершенная форма правления выше всех остальных настолько
же, насколько бог выше человека (301с 303d).
VIII. Отделение политики от риторики, от военного
дела и судопроизводства и учение о царственном плетении
(303d 311с)
а) На примере очистки металлов утверждается
необходимость четкого обособления политического
знания (303d 304а). б) На примере музыкальной
практики и теории выясняется отличие практической
обучающей науки от науки, показывающей, надо ли в
каждом данном случае обучаться или нет и как обучаться
(304ab). в) Второй вид науки начальствующая (303d
304с).
Дается отличие собственно политики от ораторского
искусства (304с-е), от воинского искусства (304е
305а), от юриспруденции (305bс); все это
исполнительные и созидательные искусства, а не
управляющие (304с 305е).
Возвращение к примеру ткацкого искусства;
вводится понятие царственного плетения (305е
306а).
В связи с необходимым разграничением между частью
добродетели и видом ее мужество и рассудительность
признаются взаимодополняющими частями добродетели, а не ее
видами (306а 308b). а) Мужество выступает как
начало активности, движения и энергии в каждом предмете и
явлении (306с-е). б) Рассудительность, или сдержанность,
как начало умеренности, спокойствия и пассивной
гармонии (307аb). в) Преобладание каждого из этих двух
добродетельных начал ведет к соответствующим порокам
жестокости, с одной стороны, и вялости с другой
(307bс); а причина раздоров в государстве и социальных
бедствий заключается во взаимной враждебности стремлений
мужества и рассудительности (307d 308b).
Поэтому государственное искусство должно после
тщательной подготовки и облагораживания человеческого
материала (308с 309а) гармонически сплетать
мужественные и активные силы общества с рассудительными и
консервативными, подобно тому как при тканье сплетается
прочная нить основы и мягкая и нежная пряжа утка (309b).
Далее предстает учение о двоякой связи элементов
общества (309с 311b). а) Граждане соединяются
божественной связью благодаря единству истинного мнения о
прекрасном, справедливом и добром (309с 310а). б)
Осуществляется и телесная связь внутри государства
благодаря правильно упорядоченным и исключающим раскол
общества родственным связям (310bс). в) При этом во всех
государственных делах правитель должен сочетать
мужественное начало с умеренным и рассудительным (310d
311b).
Окончательно определяется политическое искусство
как царственное плетение (311bс).
КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
В этом позднем диалоге Платона продумываются до конца и
обобщаются многие моменты как его учения об идеях, так и
его учения о государстве, которые раньше подвергались
только частичному анализу.
Исследователи обычно рассматривают "Политика" как
сочинение, полностью посвященное государственному
устройству и законодательству. Этот подход, однако,
необходимо считать слишком непосредственным и не
затрагивающим некоторых общефилософских предпосылок учения
Платона.
Прежде всего, Платон, как мы знаем, был склонен понимать
свои вечные идеи как своего рода законы общекосмической
жизни. Что же касается диалога "Политик", то тут
выдвигается понятие принципа, который выше не только
отдельных вещей, подпадающих под эти идеи, но и всяких
законов, всякого законодательства и всяких закономерностей.
Истинный политик, по мнению Платона, выше всякого
закона. Законы это область слишком рассудочная,
слишком мало учитывающая конкретные обстоятельства
человеческой жизни. Здесь мы обращаем внимание на сравнение
политика с врачом (293bс), которое делает всю эту концепцию
Платона чрезвычайно ясной: врач знает разные методы
лечения, но способ применения этих методов каждый раз у
него свой собственный в зависимости от состояния того или
иного больного. Нам кажется, что платонизм в этом случае,
не удовлетворяясь рассудочной диалектикой, взывает к
пониманию жизни в ее специфической полноте и случайности.
Если угодно, аналогией для такой концепции является
платоновское учение о едином, или о благе,
которое приводится в конце кн. VI "Государства". Однако
мало и этого.
То, что можно было бы назвать платоновской идеей в
"Политике", есть не только это единое, но и такое
единое, которое в то же время охватывает множественное в
виде некоей абсолютной закономерности и является для него
законом. В "Политике" мы находим учение о законе, который,
во-первых, есть осуществление того, что выше его, а
во-вторых, мыслится жизненным началом всего сущего, так что
в нем можно свободно выделить три хорошо известные нам
платонические ипостаси, т.е. единое, ум и
душу. Но Платон не останавливается и на этом.
Он выдвигает в "Политике" такую концепцию, которую
отчасти можно было предполагать и раньше, но которая только
здесь выражена предельно ясно. Именно закон, по мысли
Платона, содержит в себе не только указанные выше три
ипостаси, но и четвертую ипостась, которая представлена
здесь в виде космоса, однако не того постоянного,
вечного, предельно совершенного и предельно организованного
космоса, а такого, которому свойственны элементы вожделения
(272е). Это космическое вожделение имеет свое место потому,
что космос есть также и тело, а тело может разрушаться.
Поэтому Платон в "Политике" прямо говорит о мировых
катастрофах, когда уже не боги управляют миром, но мир
управляет самим собой и потому становится бессильным,
далеко отходит от своего первичного совершенства (269с
274d).
Эти космические катастрофы Платон мыслит в
"Политике" существенно связанными с тем или иным состоянием
человеческой жизни, что иллюстрируется при помощи мифа о
Фиесте и Атрее, ужасные преступления которых произвели
разрушительное действие на все космическое совершенство. В
"Политике" прямо и бесповоротно космический распорядок
ставится в зависимость от человеческой жизни. У Платона
явно возрастает здесь чувство личности, и тем самым он
приближается к эллинистическим моделям.
Наконец, на вопрос о том, что же является причиной
всех этих и космических и человеческих катастроф, Платон
отвечает так, как он уже не раз отвечал в других диалогах:
все определяется судьбой (272е). Этот ответ мы
находили и в "Федре", и в "Государстве", и в других местах.
При всей своей тончайшей диалектике Платон все-таки не
вышел за пределы общеязыческого представления о судьбе.
Вся указанная концепция космических катастроф,
проводимая при помощи учения о четырех ипостасях, как это
часто бывает у Платона, не везде закреплена терминологически.
В частности, сам термин идея почти отсутствует в
диалоге и заменен другими философскими терминами и
выражениями. Термин eidos употребляется в диалоге только
два раза (287е, 263b) и в обоих случаях имеет в основном
формально-логический смысл вида в отношении к тому или
иному родовому понятию.
Что же касается термина ιδέα, то из
трех случаев его употребления в "Политике", может быть,
только одно имеет отношение к учению об идеях, а именно
там, где государственный принцип рассматривается как
причина усовершенствования отдельных человеческих
деятельностей и превращения их в единую и совершенную
политическую идею (308с).
Что касается двух других текстов "Политика", содержащих
данный термин, то в одном из них (307с) идеи понимаются как
этические начала, находящиеся в состоянии борьбы, но
долженствующие слиться в единую и цельную добродетель.
Значит, данный текст приближается к предыдущему. Когда же
Платон в данном диалоге (291d) говорит о разнообразных
"идеях" в смысле образов государственного устройства, то
здесь преобладает тоже формально-логическое значение вида в
сравнении с родовым понятием (причем прибавляются некоторые
художественно-мифологические элементы).
Характерный смысл имеет в "Политике" термин
подражание. Когда Платон говорит здесь об истине,
уже воплотившейся в государстве, то это для него не просто
подражание, но сама истина, наивысшая истина (300е). Если
пишутся законы, то это подражание (300с). Если же правление
происходит без всяких законов и без учета обычаев, как это
мы находим в тирании, то это уже подражание худшему. Такие
же два типа подражания различаются и в другом месте (297с).
Кроме того, Платон говорит о подражании худшему, когда
отдельные элементы распадающегося мира стремятся подражать
цельному миру, утверждая тем самым свое отпадение от этого
цельного мира (273е 274а). И наконец, художественное
подражание Платон расценивает в "Политике" так же низко,
как и в "Государстве". Оно идет у него только после
добывания сырья, создания орудий производства,
производственных построек и хранилищ, транспорта,
домостроения и ткацкого искусства (288с, 289b). Подражание
в музыке и живописи есть подражание мужеству, но только в
образах, а не в делах (306d).
Таким образом, терминологический анализ материалов
"Политика" свидетельствует об обычной для Платона
нечеткости понятий при последовательно проводимом, однако,
объективно-идеалистическом понимании онтологии, политики, этики и эстетики.
Сущность подлинного политика тончайшим образом
отличается у Платона от всяких других, более частных форм
деятельности. Правление это не есть ни труд
свободнорожденного или раба, ни деятельность вообще
государственных людей, стоящих близко к правительству, ни
жречество, ни царская власть, возникающая по жребию (289е
291а), ни деятельность в области науки, искусства
или технической промышленности (287е 389d), ни
риторика, ни военное дело, ни юриспруденция (304с
305bс). Политика есть специфическое знание, а именно
знание власти над людьми, взятое в своем предельном
обобщении (292а-с).
В "Политике" используется диалектический метод.
Однако используется он здесь в разных смыслах, а это
требует от нас строжайшего анализа. В начале диалога
применяется одно из платоновских пониманий диалектики, а
именно в виде дихотомического деления. Но ясно, что
дихотомия эта в начале диалога слишком неуклюжа, случайна и
малоубедительна, что и заставило многих ученых находить
здесь не подлинную платоновскую диалектику, а только
сатирическую пародию на мегарскую диалектику (которой
действительно свойственны подобного рода черты), тем более
что Платон сам тут же отказывается от этой диалектики.
Вникая в то новое, что Платон привносит в дихотомическое
деление, мы видим, что помимо категорического требования
постепенного перехода от общего родового понятия к виду,
который обладает наибольшей конкретностью, используются и
другие логические и вообще философские средства. Так, после
указанного отрывка сатиры на мегарцев он сразу переходит к
мифу о Фиесте и Атрее. Это значит, что подлинная
платоновская диалектика исходит вовсе не из простой
дихотомии понятий, но из реального мироощущения, которое
ввиду своей обобщенности может быть раскрыто только в
мифах. Платон объединяет диалектику с космологией. К
диалектике к тому же примешиваются разного рода поэтические
и жизненные восприятия.
Из этих творческих образов, одинаково чувственных и
диалектических, мы уже приводили выше пример врача и
методов его конкретного лечения. Сейчас же мы хотели бы
указать еще на один поразительный образ, которым Платон
пользовался не раз и в других своих диалогах и который
рисует его диалектику в ее полной жизненной наглядности.
Это образ прядения и тканья.
В самом деле, когда прядильщик получает отдельные
шерстяные нити, он занимается своего рода анализом и
нахождением неделимых элементов. Но когда ткач из всех этих
тончайших нитей получает единую и нераздельную ткань, то
нити эти уже как бы перестают играть роль и даже становятся
невидимыми, а то целое, что из них получилось, почти не
имеет ничего общего с ними. Этот образ прядения и тканья,
несмотря на всю свою элементарность, очевидность и
наглядность, все же как-никак с диалектической точки зрения
является образом единства и борьбы противоположностей, и
вот такого рода диалектический метод, уже ничего не имеющий
общего с простой дихотомией, Платон и применяет в своем
"Политике", отчетливо формулируя его несколько раз (281а,
310е 311 а, с). Такое понимание диалектического
метода мы находим и в других диалогах Платона. Образ тканья
применяется в "Пармениде" для понимания диалектического
отношения между идеей и материей. В "Софисте" (239с
240с) при помощи подобного образа трактуется отношение
бытия и небытия. В "Федоне" отношение души к телу мыслится
тоже как ткачество: душа ткет тело (87а 88b, а также
80с-е). В "Кратиле" имя функционирует в учении и познании
как челнок для разделения основы в ткацком ремесле (387е
390а). В "Государстве" (X 616с 617d) дается
подробная мифология богинь судьбы, которые изображаются как
Клото ("Прядущая"), Лахесис ("Дающая по жребию") и Атропос
("Неотвратимая", т.е. та, которая пресекает нить прядения).
В "Политике" царское искусство и трактуется как умение
ткать из отдельных индивидуальностей всю человеческую жизнь
и все государство (311с). Можно считать нелепостью всю эту
"ткацкую" диалектику, но невозможно отрицать использования
Платоном закона единства и борьбы противоположностей.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.