В очередной том сочинений А.Ф.Лосева под названием
"Эллинистически-римская эстетика" вошли работы, созданные в
1970-е гг. и напечатанные в конце 70-х или начале 80-х гг.,
а также впервые публикуемый отрывок из "Истории эстетики"
(1930-е гг.). Более подробную информацию об истории
создания этих произведений и их связи с фундаментальной
"Историей античной эстетики" читатель сможет найти в
послесловии А.А.Тахо-Годи к настоящему тому.
Ранее публиковавшиеся тексты печатаются по следующим
первым изданиям: "История античной эстетики I-II вв. н.э."
(М., 1979), "Диоген Лаэрций историк античной
философии" (М., 1981), "Плутарх. Очерк жизни и творчества"
(предисловие к сборнику: Плутарх. Сочинения. М.,
1983). При этом соблюдены принципы редакционной подготовки
текстов, принятые при работе над предыдущими томами.
Произведена сверка с соответствующими машинописными
оригиналами из архива А.Ф.Лосева, в ряде спорных случаев
использовались также рукописи (последние представляют собой
записи секретарей, которым автор диктовал текст). Как
правило, без упоминания в примечаниях исправлены замеченные
нами опечатки, унифицировано употребление сносок.
Унифицировано также применение скобок в цитатах: квадратные
скобки использованы для комментариев, угловые для
указания пропусков, круглые для воспроизведения слов
на языке оригинала. Немногочисленные конъектуры
составителей также помещены в угловых скобках.
В тексте "Диоген Лаэрций историк античной
философии" нами восстановлена авторская (но не проведенная
по редакционным соображениям в первом издании) система
подробной нумерации частей, глав и параграфов.
Отрывок из "История эстетики" публикуется по машинописи
из архива А.Ф.Лосева, с сохранением особенностей авторской
пунктуации, а также орфографии в написании ряда терминов
(нео-платонизм, трансцедентный и др.).
Сочинения Плутарха цитируются в переводах С.Аверинцева
("О доблестях женщин" и "Хорошо ли сказано: "Живи
незаметно"?"), Н.Брагинской ("О любопытстве"), Я.Боровского
("О сребролюбии"), М.Ботвинника и И.Перельмутера
("Александр"), Н.Клячко ("Об "Е" в Дельфах"), Э.Юнца
("Наставление супругам"). Все остальные переводы, за
исключением специально оговоренных в тексте случаев,
принадлежат А.Ф.Лосеву.
Примечания, подготовленные В.П.Троицким, представляют
собой комментарии текстологического характера и переводы
иноязычных выражений, в редких случаях (там, где нет
соответствующих разъяснений у автора) даны также некоторые
сведения об античных реалиях.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИ-РИМСКАЯ ЭСТЕТИКА I-II ВЕКОВ
В дальнейшем (после 1979 г.) вышли
еще три тома серии: История античной эстетики [т. 6].
Поздний эллинизм. М., 1980; История античной эстетики [т.
7]. Последние века. М., 1988 (в 2 кн.); История античной
эстетики [т. 8]. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992
(кн. 1), 1994 (кн. 2).
кроме того, полагаю (лат.)
начало известной крылатой фразы "кроме того,
полагаю, что Карфаген должен быть разрушен", которой каждый
раз заканчивал свои выступления в сенате Катон Старший.
О ссылках на "Энеиду" см. авторское
примечание 29.
Инфамия, от лат. infamia
дурная слава, бесчестье, термин, обозначающий
утрату определенных политических прав в результате
недолжного поведения.
"Вековая песнь" (лат.);
сочинена Горацием к десятилетнему юбилею получения
Октавианом в 27 г. до н.э. титула "Август" ("Возвеличенный
[божеством ]") и установления императорской власти.
Исправляем по рукописи, в первом
издании: понятный.
Первоначальный вариант термина в
машинописи 1930-х гг.: экономического империализма.
В машинописи 1930-х гг. вместо
данного предложения имеется текст: Если бы я был
марксистом, я бы на основании этого сказал, что в
нео-платонизме и нет вообще ничего кроме хищнической
узурпации земли, капитала, войска и государства одними
руками. Однако, я не марксист, и потому утверждаю
обратное.
В машинописи 1930-х гг. далее следует
вполне законченный отрывок, впервые публикуемый в настоящем
издании.
В настоящем издании Приложение с
указанными фрагментами опущено.
Замысел не был реализован.
Исправляем по рукописи, в первом
издания: эпизодом.
О "посидониевской тенденции" автор
подробно трактует ниже, см. раздел 2 следующего параграфа.
Для понимания данного утверждения
Плутарха следует учитывать, что в античном музыковедении
ритм рассматривался как в теоретическом (собственно
ритмика), так и в техническом разделе прикладной
части теории (собственно ритмопеи).
простота (греч.).
Греч, νάπυ (лат.
napy ) в ранней аттической форме тоже "горчица".
Сисситии, от греч.
συν, вместе, и
σίτος, хлеб, пища
совместная трапеза полноправных граждан, принятая в
обиходе, например, Спарты и на Крите.
Ноэматишки, эпифонематишки,
уменьшительные (с насмешливым оттенком) от греч.
νόημα мысль и
επιφώνημα восклицание.
Исправляем по машинописному
оригиналу, в первом издании здесь утеряна одна строка набора.
ПЛУТАРХ. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
Консуляры, от лат. consulare
бывшие консулы, занимавшие высшее место в списке
(album) римского сената.
Далее до конца абзаца следует текст,
сокращенный редактором первого издания. В настоящем издании
мы восстанавливаем данную часть текста.
См. наст, изд., с. 7-336.
Цитата из гл. 4 трактата Плутарха
"Хорошо ли сказано: "Живи незаметно"?" (пер. С.С.Аверинцева).
Автор приводит цитату в собственной
редакции.
В рукописи далее излагаются
подробности истории Эмпоны и Сабина (при издании сокращено
около полутора страниц текста).
ДИОГЕН ЛАЭРЦИЙ ИСТОРИК АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Согласно "Никомаховой этике"
Аристотеля, добродетели разделяются на два вида:
дианоэтические добродетели добродетели
мыслительные или интеллектуальные (от греч.
διανόησις
мысль, мнение) и добродетели нравственные; к первому
виду относятся σοφία (разумность,
мудрость) и
φρόνησις
(рассудительность, практическая мудрость).
Автор приводит цитату в собственной
редакции.
Автор приводит цитату в собственной
редакции.
"Первое побуждение" в переводе
М.Л.Гаспарова.
"Разум" в переводе М.Л.Гаспарова.
Апофтегмы, от греч.
απόφθεγμα
изречение; бонмо, от фр. bon mot
острое словцо, острота.
Диайрезис, греч.
διαίρεσις
разделение, различение; по Лаэрцию (V. 23), среди
многочисленных трудов Аристотеля значились "Разделения" в 17 книгах.
Эфоры, греч.
έφοροι, наблюдатели
коллегия из пяти человек, выбиравшихся в Спарте ежегодно из
народа для осуществления верховной контрольной власти.
Как пояснял Лаэрций, имея в виду
Тимона из Флиунта, "силлами называются три его книги, в
которых он как скептик бранит и вышучивает догматиков с
помощью пародии" (IX. 111).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.