А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



Предисловие

Настоящий том истории античной эстетики1 посвящен периоду, который мы условно называем поздним эллинизмом. Вообще говоря, этот период длится с начала нашей эры и кончается падением Западной Римской империи, то есть это века I-V или VI нашей эры, после чего начинается уже история средних веков.

В этом огромном периоде позднего эллинизма тоже необходимо производить те или другие хронологические или систематические подразделения. Так, например, если века IV-I до н.э. считать ранним эллинизмом, то расцветом позднего эллинизма, в специфическом смысле слова, необходимо будет считать неоплатонизм, который, однако, начинается только в третьем веке н.э. и продолжается до конца античности. Тогда первые два века, предшествующие неоплатонизму, можно назвать средним эллинизмом, что мы и делаем в другом издании.

Однако в процессе развития этого позднего эллинизма получает свое оформление нечто в социально-историческом отношении новое, требующее от нас специального рассмотрения. Новость эта – никогда не бывалая раньше Римская империя, охватившая собою весь тогдашний культурный мир. Наконец, если неоплатонизм является расцветом позднего эллинизма в его специфике, то необходимо будет коснуться также и периода разложения и падения как позднего эллинизма, так и всей античной эстетики вообще. Это – период гностицизма, представляющего собою невероятную путаницу чисто античных, чисто христианских и всякого рода восточных воззрений. Хотя этот гностицизм и развивался одновременно с неоплатонизмом, и отчасти даже раньше его, все же неоплатонизм старался вобрать в себя все ценное, что только было в античной философии, а гностицизм был как раз невероятным смешением античных и неантичных воззрений, то есть прямой гибелью и античной мифологии, и античной философии, и всей античной эстетики.

Таким образом, три проблемы позднего эллинизма во всяком случае являются весьма своеобразными и друг на друга не сводимыми. Римскую эстетику с ее многочисленными представлениями можно считать ранним периодом позднего эллинизма, весь неоплатонизм – расцветом позднего эллинизма и гностицизм – его окончательной гибелью.

Если придерживаться методологии наших предыдущих томов по истории античной эстетики, то, само собой разумеется, весь этот поздний эллинизм никак не может быть вмещен только в один том. Поэтому для данного тома пришлось сделать некоторого рода отбор, откладывая прочие указанные материалы до других изданий. Именно уже в ИАЭ V мы начали изучение огромного процесса истории античной эстетики и философии, направленного от индивидуализма раннеэллинистической эпохи к тому универсализму, которым и оказался позднеэллинистический период. Эстетику этого периода, от индивидуализма к универсализму, мы нашли целесообразным продолжить изучением двух огромных историко-эстетических факторов, а именно неопифагореизма и Филона Александрийского, которые в плане истории эстетики до сих пор остаются не изученными. Дальше мы сочли необходимым говорить о прямых предшественниках неоплатонизма, об общем происхождении неоплатонизма и об его самом ярком представителе – Плотине. Ничего другого поместить в настоящий том не оказалось возможным. Это обстоятельство, однако, нисколько не мешает исследованию развития всего позднего эллинизма, а только выдвигает на первый план то, что наиболее в нем существенно.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 632
Категория: Культурология, История


Другие новости по теме:

  • Ф. Ф. Зелинский. РЕЛИГИЯ ЭЛЛИНИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава X ЗАКЛЮЧЕНИЕ sect46 Посидоний умер около
  • Ф. Ф. Зелинский. РЕЛИГИЯ ЭЛЛИНИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава I ВВЕДЕНИЕ sect1 Мой очерк о
  • Ф. Ф. Зелинский. РЕЛИГИЯ ЭЛЛИНИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II РЕЛИГИЯ ТАИНСТВ sect5 В смущающей
  • Ф. Ф. Зелинский. РЕЛИГИЯ ЭЛЛИНИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава III ВЕЛИКАЯ МАТЕРЬ БОГОВ sect11 Деметра
  • Ф. Ф. Зелинский. РЕЛИГИЯ ЭЛЛИНИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IV ИСИДА sect16 Прошли те времена
  • Ф. Ф. Зелинский. РЕЛИГИЯ ЭЛЛИНИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава V АДОНИС И АФРОДИТА sect20 В
  • Ф. Ф. Зелинский. РЕЛИГИЯ ЭЛЛИНИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VI ДРЕВНИЙ ОЛИМП sect24 Все вышеописанные
  • Ф. Ф. Зелинский. РЕЛИГИЯ ЭЛЛИНИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VII КУЛЬТ ГЕРОЕВ И АПОФЕОЗ sect29
  • Ф. Ф. Зелинский. РЕЛИГИЯ ЭЛЛИНИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VIII СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ И САКРАЛИЗАЦИЯ sect35 Движение
  • Ф. Ф. Зелинский. РЕЛИГИЯ ЭЛЛИНИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IX ПОСИДОНИЙ sect40 Мы до сих
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect2. Уточнение понятия символа 1. Символе отличие
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect8. Перевод трактата Об Эросе III 5
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ V ДИАЛЕКТИКА СИМВОЛА У ПЛОТИНА sect1. Символ
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect4. Заключение 1. Итог предыдущегоЕсли же теперь
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect3. Онтологическая образность более частного характера 1.
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect2. Общеонтологическая образность 1. Мифологическая образностьИз всех
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ IV ОБРАЗНАЯ СТИХИЯ Выше мы уже подошли
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect5. Общие выводы об искусстве Для того
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect4. Художник и зритель 1. Внутреннее состояние
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect3. Отдельные искусства Прежде всего необходимо сказать,
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect2. Классификация искусств Для классификации искусств по
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ III ИСКУССТВО До сих пор у нас
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect5. Необходимое добавление к теоретико-практической стороне эстетической
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect4. Эстетические выводы 1. Сводка предыдущегоВ отличие
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect3. Демон 1. Определение демонаТо, что Плотин
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect2. Промысл Безличной и бездушной судьбе как
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭСТЕТИКИ ПЛОТИНА
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect9. Анализ трактата Об Эросе III 5
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | Примечания Часть Первая Настоящая книга является 6-м томом
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect3. Телесная и душевная красота 1. Самодвижение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь