|
А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том шестой§2. Классификация искусств Для классификации искусств по Плотину приведем сначала следующие тексты. 1. Общая классификация искусств Плотин пишет (V 9, 11, 1-26):
"Подражание искусства живопись и ваяние, танцы и
мимика жестами, то есть все, получающее свое содержание
откуда-нибудь из окружающей действительности и пользующееся
чувственным прообразом, подражая формам и движениям и
повторяя видимую симметрию, не могут быть как
следует возводимы туда, [в умный мир], разве только через
разум (logöi) человека, и если сделать заключение о
некоем состоянии живых существ, взятых в целом, на
основании соразмерности, существующей в отдельных живых
существах, то это будет только моментом способности,
наблюдающей и там и созерцающей соразмерность, которая в
умном мире охватывает все. Ведь тогда и вся музыка,
содержащая мысли о гармонии и ритме [под "музыкой" Плотин
понимает здесь науку музыки], существует, надо полагать,
таким же образом, как и та, что относится к умному ритму
(arithmon). Те же искусства, которые создают художественные
(cata technёn) чувственные предметы, как, например,
строительное или плотничье, могут получать свои принципы
оттуда и из тамошних рассуждений, поскольку они пользуются
симметриями. Соединяя это с чувственным предметом, они не
могут быть всецело там, или же они в человеке. Но
также и земледелие, которое занимается чувственным
растением, и медицина, рассматривающая здешнее здоровье как
в смысле чувственной силы, так и хорошего состояния.
Там другая сила и здоровье, в силу чего живые
существа оказываются недвижными и довлеющими себе. Что же
касается риторства, стратегии, экономии и государственного
управления, если эти искусства соединяют с действиями
красоту, то в случае обращения ими внимания на то
умное, они имеют оттуда должное для науки на основании
науки тамошней. Туда же надо поместить и геометрию, которая
относится к умному и является высшей мудростью относительно
сущего. Вот что можно сказать об искусствах и о том, что
соответственно с ними возникает".
2. Комментарий к общей классификации искусств у Плотина в связи с отношением искусства к сфере Души и Ума а) В этой главе V 9, 11 важны следующие мысли. Во-первых, Плотин, по-видимому, делит все искусства на подражательные (живопись, скульптура, танцы, мимика) и производительные (poiёticai) (например, архитектура, агрикультура, медицина, военное дело, политика). Здесь, по-видимому, идет речь о различии чистого искусства и прикладного. Во-вторых, Плотин ставит вопрос об отношении произведения искусства к умному первообразу, каковой вопрос возникает, конечно, сам собой, поскольку оно отличается от прочего бытия своим искусственным происхождением. Ответ, даваемый Плотином, не сразу очевиден. Насколько можно судить по V 9, 11, "чистота" искусства как раз есть принцип, уводящий от первообраза. Когда создается картина, статуя и пр., то для Плотина уже само собой ясно, что содержание этих произведений будет обязательно "здешнее". В таком случае "оттуда" будет только симметрия и ритм. Кажется, только музыка является здесь интеллигентным искусством в чистом виде, поскольку она основана на чистом ритме и симметрии. Но ее, как и геометрию, едва ли Плотин назовет подражательным искусством (по крайней мере, она не фигурирует в первоначальном перечислении подражательных искусств). С другой стороны, искусства производственного характера, предполагающие не пассивное отражение чувственных вещей, но активное их строительство, ближе к первообразу, так как эти художники могут оттуда брать свои принципы. Правда, и здесь нет подлинного интеллектуального искусства, потому что интеллектуальные принципы оказываются здесь в смешении с чувственной сферой. В-третьих, Плотин, упоминая о возможности интеллигибельного характера подражательных искусств, употребляет загадочное выражение: "разве только через разум человека". Сами по себе, значит, подражательные искусства не интеллигибельны, но, взятые в аспекте "разума человека", они могут быть таковыми. Чтобы это понять, надо учитывать V 9, 12, которая так и начинается с утверждения: "Если [идея] человека там, и разумного и художественного (technicoy), то и искусства [тал], будучи порождениями ума" (1-2). А говорится в этой главе о том, что в умном мире существуют не только общие понятия, но и индивидуальные образы, не только "человек", но и "Сократ", так как, например, кривоносость, или орлиность носа, или даже просто цвет никак нельзя объяснить только действием материи; это есть и некий смысл. Тут необходимо указать на специальный трактат V 7, так и озаглавленный: "Существуют ли эйдосы единичных вещей?" Ответ Плотина на этот вопрос твердый и решительный: да, в уме существуют и эйдосы абсолютных индивидуальностей. Там существует и человек вообще и Сократ. И как же связывается такая интеллигибельная единичность с чувственной? Как гласит V 5, 13, 9-17, она связывается тоже при помощи души, как и вообще умное с чувственным; душа не вся здешняя, но она хранит в себе и ум. На основании этого решается в V 9, 14, 18-22 и вопрос о переходе умного единства в чувственную множественность. Искусство, деятельность человека есть именно то, что связано с тем умным единством. "Относительно искусств ясно, что те из них, которые возводятся к человеческой природе, охватываются человеком-в-себе. И раньше существует одна всеобщая душа, потом душа-в-себе этой всеобщей Души или жизнь в уме до возникновения души, чтобы и стало возможным говорить об этой душе-в-себе". Другими словами, 1) существует жизнь, абсолютно имманентная уму, 2) душа в себе и 3) душа, действующая в космосе и в отдельных телах. Это давно знакомые нам понятия, но тут новость та, что душа мыслится как абсолютная индивидуальность (например, Сократ). б) Следовательно, трактат V 9 учит нас вот чему. Когда искусство подражает обыкновенным чувственным вещам, оно заимствует из умной сферы только ее формальную сторону, симметрию. Когда же оно подражает чувственности в соединении с умностью, оно низводит из умной сферы и содержательные идеи. Но эти идеи должны пройти сквозь призму данного индивидуального человека, как он существует, со всей своей индивидуальностью, в чистом уме, потому что всякое искусство есть результат его человеческого творчества. А для этого философская эстетика должна обеспечить такое понимание ума, которое делало бы его сферой не только сущего, истинно-сущего, самосознающего сущего, энергийного, жизненно и чисто сущего, но также и индивидуально-сущего. Индивидуальность ума, которая в то же время есть и умная жизнь, оказывается априорной предпосылкой, "условием возможности" всякого искусства. Но только одни искусства берут из этого только формальную симметрию (подражающие чувственности), другие и содержательную сторону (подражающие смешанному и производящие смешанные вещи), третьи чистую умность (математика и философия, по II 3). 3. Искусство и природа Уже весь контекст V 9 указывает на то, что, по Плотину, нет существенной разницы между искусством и природой. Искусство есть деятельность человека, но через человека действует все та же душа и жизнь, данная и в космической Душе и в самом Уме. Правда, природа творит, как мы уже знаем, без "логисмоса", то есть без рассуждения. Однако и настоящее искусство творит так же. Плотин пишет: "Пользуется ли душа рассуждением перед вхождением [в
тело] и также после выхождения? Однако рассуждение
здесь [в нашей обстановке] возникает только тогда, когда
она находится в затруднении, когда она полна озабоченности
и постепенно ослабевает. Именно является снижением
ума нуждаться для своего самодовления в рассуждении,
подобно тому как и в области искусств рассуждение бывает у
затрудняющихся художников, но когда это не затруднительно,
искусство [совершенно без всякого рассуждения] и
господствует и производит продукт" (IV 3, 18, 1-7).
Эти "затруднения" и усилия художественного творчества Плотин ценит весьма мало. Давая в IV 4, 11 хорошее изображение космоса как живого организма, где все действует само собой, без всякого "рассуждения", он опять сравнивает в IV 4, 12 "рассуждение" с плохой игрой на кифаре. "Рассуждать что значит иное, как [только еще] стремиться найти разумность и истинный смысл, достигающий сущего? Ведь рассуждающий подобен играющему на кифаре для упражнения и намеревающемуся прийти к овладению [инструментом] и вообще тому, кто учится ради знания. Рассуждающий ищет научиться тому, чем разумный уже владеет, гак что разумевание (to phronein) относится к сфере покоя. Об этом свидетельствует и сам рассуждающий, потому что, когда он найдет что надо, он перестает рассуждать. Прекратил же он это в результате постижения разумения" (5-13). Следовательно, наивысшее для Плотина произведение и искусства и природы, это блаженный, довлеющий сам себе космос, которого никто никогда не создавал, но который есть вечное самовозникновение, где нет никаких потуг и усилий, но где все одинаково есть искусство и природа. Некоторая бледная параллель между искусством и природой проводится в IV 4, 31, 1-22. Здесь утверждается, что главным конструирующим методом природы является взаимоотношение целого и частей. Однако от этого не отличается целый ряд искусств; какова, например, архитектура. Другие искусства, например медицина и земледелие, еще и привлекают естественные процессы, давая им то или другое направление. Третий род искусства, вроде риторики, музыки и воспитания, требует еще обследования. Это, собственно говоря, не есть параллель между природой и искусством, так как природа берется здесь только в частном значении, но просто разделение искусств по их методу: одни искусства оперируют с механическим переустройством природы, другие с органическим. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Культурология, История Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|